Скачать 220.08 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 58 г. Томска г. Томск, ул. Бирюкова, 22, телефон: 8 (38-22) 67-88-78, факс: 8 (38-22) 67-88-78, e-mail: «УТВЕРЖДАЮ» Согласовано Директор муниципального автономного Заместителем директора общеобразовательного учреждения по художественно-эстетическому средней общеобразовательной школы образованию и воспитанию с углубленным изучением предметов муниципального автономного общеобразовательного художественно-эстетического цикла № 58 учреждения средней общеобразовательной г. Томска школы с углубленным изучением предметов _____________________ (С.А. Колбина) художественно-эстетического цикла №58 г.Томска Приказ № ____ от « » сентября 2011 г. ____________________/ Г.В.Каплинская/ Протокол №_____ от «____» сентября 2011 г. Образовательная программа «Юный журналист» Программа модифицированная Возраст обучающихся: 5-6 класс Количество часов в неделю: 5 часов Составитель: Лубяная Е.Н.., педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы ТОМСК 2011 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обоснование необходимости разработки программы. В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения. Описание новизны, актуальности программы. Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества. Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружка «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Цели программы.
Задачи программы.
Тип и вид групп. Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 5-6-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история. Сроки реализации программы. Срок реализации – 2 года Учащиеся 5-6 классов (10–12 лет) Количество детей в группе – 10 человек Планирование рассчитано на 175 часов в учебный год. Занятия проходят 2 раза в неделю: понедельник – 2 часа; четверг – 1 час; пятница – 2 часа; (всего в неделю –5 часа). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание теоретического раздела программы. Первый год обучения. Тема №1. Введение в журналистику. Сообщение информации как главная функция журналистики. Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. Общая характеристика основных каналов распространения информации. Газета как старейшая форма СМИ. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста. Тема №2. Школьная газета как одна из форм средств массовой информации. Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители, - их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории. Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания. Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель и «запасные» игроки. Ошибки, которые чаще всего допускают начинающие редакторы. Тема №3. Дизайн школьной газеты. Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению. Тема №4. Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты. Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества. Журналистский текст, его специфика. Требование оперативности, объективности. Творческая индивидуальность и коллектив. Определение особенностей жанров: зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк. Тема №5. Выпуск школьной газеты План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов. Содержание практического раздела программы. Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, презентация. Типовые задания:
Второй год обучения. Тема №1. Журналистика как профессия.Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокие знания в области литературы, философии и др.; владение литературным языком. Тема №2. Язык журналистики.Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тема №3. Стилистические фигуры речи.Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Тема №4. Композиция материала.Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Тема №5. Жанры журналистики.Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Содержание практического раздела программы. Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, презентация. Типовые задания:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 ч. в неделю = 175 ч в учебный год)
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 ч. в неделю = 175 ч в учебный год)
Формы, методы, способы и средства реализации программы. Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности учатся ставить перед собой цель, идти к намеченной цели, видеть перспективу развития. В процессе работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация к обучению. Учащиеся совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры. Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации. В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности. Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия; практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги. Требования к уровню подготовки обучающихся ( к двум годам обучения). Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебные пособия и иллюстративный материал:
Контролирующие материалы:
Методические рекомендации к проведению занятий: Занятия в кружке «Юный журналист» могут строится по алгоритму:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога.
Для учащихся.
|
Публичный доклад автономного общеобразовательного учреждения муниципального... Адрес: 141700, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Молодежная, д. 10а, телефон/факс 576-03-36, телефон 576-02-72, e-mail: dolgoprudny13@mail... | Рабочая программа по предмету химия 8-9 классы Армии ул., д. 24, Томск, 634024, тел.: (3822) 46-11-44, факс: (3822) 46-11-44, e-mail: sch27@mail tomsknet ru почтовый адрес: 634024,... | ||
Рабочая программа по предмету история Армии ул., д. 24, Томск, 634024, тел.: (3822) 46-11-44, факс: (3822) 46-11-44, e-mail: sch27@mail tomsknet ru почтовый адрес: 634024,... | Рабочая программа по предмету история Армии ул., д. 24, Томск, 634024, тел.: (3822) 46-11-44, факс: (3822) 46-11-44, e-mail: sch27@mail tomsknet ru почтовый адрес: 634024,... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы Седова, д. 4, к. 1, Москва, 129323 e-mail: edu1565@mail ru телефон/факс: (495) 656-60-81 | Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Челябинская область, г. Челябинск, ул. Марченко, д. 23 г,телефон/факс: (351) 772-38-84, e-mail: mousosh39@mail ru | ||
Г. Томск ул. Бирюкова, 22, т. 67-88-78, факс: 67-88-78 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №58 Г. Томска | 636421 рф, Томская область, Колпашевский район, с. Озерное, ул. Трактовая,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «озеренская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Телефон (приемная): (3919) 453-562, тел./факс (3919) 453-561. Е-mail: moy39@ mail ru | Паразиты (гельминты) Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | ||
Бродячий – друг? Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | Директор фгу «рнцрр росмедтехнологий» Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | ||
Эразм Роттердамский. Похвала глупости Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | Йогин Сватмарама Хатха Йога Прадипика Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | ||
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail) | Отчет централизованной библиотечной системы г. Реж, 2012 год информационный... Адрес библиотечного учреждения, г. Реж, Свердловская обл, ул. Ленина, 30 контактные телефон /факс (34 364) 2-10-11, е-mail: rlib68@mail... |