Кировской области





Скачать 340.35 Kb.
НазваниеКировской области
страница1/3
Дата публикации12.10.2013
Размер340.35 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3





Город Кирово–Чепецк

Кировской области



ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

И МЕТОДОВ

9 класс. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Переход к реализму. (I часть, 2004 год)

11 класс. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

(II часть, 2005 год).

Из опыта работы.

ШИЛЯЕВА


СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

Учитель литературы

Гимназии №1

г. Кирово-Чепецка

Стаж 29 лет

Категория высшая


2005 год

ПЛАН


  1. Вступление:

а) зачем изучать теорию литературы в школе;

б) изучение ТЛ по программе Т. Ф. Курдюмовой.

  1. Возможная схема урока при изучении литературных направлений.

  2. Литературное направление «Классицизм» (конспект).

  3. Анализ текста, написанного методом «классицизм»:

а) Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г»;

б) Д. И. Фонвизин «Недоросль».

  1. Литературное направление «Сентиментализм» (конспект).

  2. Анализ произведений, написанных методом «сентиментализм»:

а) Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»;

б) Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву».

  1. Литературное направление «Романтизм» (конспект).

  2. Анализ текста, написанного методом «романтизм»:

а) Лермонтов М. Ю. «Мцыри».

  1. Старое и новое в художественном методе А. С. Грибоедова:

а) признаки классицизма в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

б) признаки романтизма;

в) новое, получившее позднее название «Реализм».

  1. Диагностика в 9 классе. Результаты.

  2. Практические работы учеников (выборочно):

а) диагностика;

б) конспекты, анализ произведений.

I. Общее значение и принципы изучения теории литературы в школе лицее, гимназии.

Литература - это искусство слова. “Читатель - составная часть искусства”, - говорил Алексей Толстой. Подготовка квалифицированного читателя, формирование его эстетических взглядов и вкусов, расширение и обогащение его эмоционального мира, развитие интеллекта, совершенствование умений и навыков в подходе к искусству предполагает овладение определенным кругом теоретико - литературных знаний.

Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывает серьезное отношение к духовным богатствам, вырабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль, способствует формированию эстетических вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития.

Изучение теории литературы совершенствует приемы умственной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников, и для усвоения других учебных предметов.

Г. Н. Поспелов, полемизируя с противниками изучения теории литературы, предложил представить такого учителя, который совсем отказался от теории. “О чем он может тогда сказать учащимся? - спрашивал автор и отвечал. - Только об единичных фактах: жил Пушкин, в 28 году написал “Полтаву”, там рассказано о Петре, Мазепе и т.д. Для того, чтобы охарактеризовать творчество Пушкина, “Полтаву”, ее образы, надо пустить в ход какие - то обобщающие понятия ... Отсюда, естественно, напрашивается вывод: словесник, пренебрегающий в своем преподавании вопросами теории литературы, на самом деле ими пользуется, хотя и не систематически, непланомерно, неосознанно».

Современное литературоведение различает 3 круга теоретических проблем. Одни связаны с общими свойствами литературы, другие - со структурой художественного произведения, третьи - с закономерностями историко - литературного процесса.

Намечая систему изучения теории литературы в 5-11 классах, следует прежде всего исходить из образовательно - воспитательных задач предмета, необходимо иметь в виду структуру и логику изучаемой науки и структуру и логику учебного предмета.

“Программа по литературе средних общеобразовательных заведений” под редакцией Т. Ф. Курдюмовой предполагает такое изучение.


5 класс

Дается понятие о фольклоре и жанрах фольклора, о прозаической и стихотворной речи (ритм, рифма), о литературной сказке, о теме, идее, сравнении, рассказе, сюжете, эпитете, литераторном герое, портрете литературного героя, олицетворении.

6 класс

Понятие о былине, гиперболе, постоянном эпитете, о басне как жанре, аллегории, о композиции, стихотворной строфе, метафоре, о пейзаже, интерьере, о повести как жанре, о двусложном и трехсложном размере стихотворения, о юморе и иронии, стилях.

7 класс

Понятие о героическом характере, персонаже, образе, типе, об основных родах художественной литературы, жанрах эпоса, лирики, драмы, понятие о поэме, сатире, юморе.

8 класс

Дается понятие о художественном образе, о языке художественной литературы, о соотношении темы, идеи и художественных образов. Основные виды драматургии. Комедия. Антитеза. Эпиграф. Начальное понятие о символе. Пауза как элемент стиха. Тонический стих и силлабо - тонический.

9 класс

Понятие о классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме. Жанры оды, классической комедии. Значение в литературном произведении общественной позиции автора. Поэтические средства художественной выразительности. Критический реализм. Литературная критика.

10 класс

Понятие об эстетике. Мировоззрение и творчество писателя. Единство содержания и формы художественного произведения. Понятие о стиле. Условность в искусстве (гротеск, эзопов язык). Социальная обусловленность творчества писателя. Художник и своеобразие отражения им социальных противоречий эпохи. Понятие о романе - эпопее. Внутреннее и внешнее действие в драме, подтекст. Трагедия и трагическое. “Вечные образы” мировой литературы.

11 класс

Модернизм. Понятие о символизме, акмеизме, футуризме, соцреализме. Образ - символ. Положительный герой в литературе 20 века. Исторический роман.


В каждом классе развиваются и углубляются понятия, изученные ранее.

При любых путях изучения теории литературы следует опираться на знания учащихся, полученные в предыдущих классах, и на “стихийные” знания, уточняя и перестраивая их и помогая ученикам подняться от элементарных эмпирических обобщений к обобщениям теоретическим.

В этой работе дается материал по изучению литературных направлений. Умение определять, каким методом написан тот или иной рассказ, роман, повесть, стихотворение, пьеса, очень важно при анализе художественных особенностей эпических, драматических, лирических произведений.

II. Возможная схема урока при изучении литературных направлений в 9 классе.

1. Чтение произведения.

2. Его анализ.

3. Работа с дополнительной литературной и учебником по вопросам, данным заранее.

4. Конспектирование статей.

5. Работа на уроке:

а) анализ полученных теоретических знаний;

б) совместный анализ с точки зрения, каким методом написано произведение.

в) домашняя работа: самостоятельный анализ другого произведения.

6. Проверка домашней работы.

Диагностика.

Подведение итогов.

III. Литературное направление. “Классицизм”. (Конспект)


1. Почему такое название?

Высшим образцом для подражания были произведения Древней Греции и Рима, обращение к античной литературе как идеальным образцам (образцовый = классический).

2. Чем вызвано появление литературного направления? Время? Когда появилось?

Абсолютная монархия, 17 в. Франция начало 18 в. - Россия, правление Петра.

3. Что обозначает слово классицизм?

Латинское ratio - разум.

4. Каковы задачи литературного направления ?

Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству. Главная задача человека - выполнение своих обязанностей перед государством и монархом.

5. Что описывается в произведении и как.

То, что интересует аристократию и власть; важнейшие события, политика, войны. Активное обращение к

общественной, гражданской проблематике.

6. Кто основные герои?

Полководцы, цари, государственные деятели.

7. Какие жанры и стили характерны для литературного направления ?

Строгая классификация:

высокий низкий
трагедии оды героич. поэмы комедии, сатиры басня

8.Кто герой? Какие события? Каков язык (стиль) произведений?

Герои, события соответствуют стилю (высокий: полководцы, цари, низкий: обычные люди, их жизнь.)

слова высокого стиля просторечия ← низкий стиль
лит. рус. слова ст/слав. сл. общеуп. лексика

9. Какой главный признак «классических» произведений?

“3 единства” время - 1 сутки

Место - 1 “дом”

Действия - 1 сюжетная линия (1 конфликт); все действующие лица связаны с сюжетом, нет побочных, внесценических персонажей.

10. Какие герои?

Условные. Схематичные, четко делятся на положительных и отрицательных. Есть одна доминирующая черта. Положительные герои противопоставляются отрицательным. Идеализация положительных героев ---> схематичные герои (герой - носитель одной черты, добродетель или порок).

11. Что такое «система амплуа»? Какие фамилии?

Фамилии говорящие. Амплуа - англ. маска, стереотип характера. а) идеальная героиня; б) герой - любовник положительный; в) второй любовник, неудачник, отрицательный; г) резонер - почти не принимает участия в интриге, но высказывает точку зрения автора на все происходящее; д) обманутый отец; е) субретка, помощница главного героя.

12. Какое количество героев в произведении?

5 - 10

13. Что характерно для сюжета?

 - присутствует любовный треугольник

- порок в конце всегда наказан.

14. Как изображается природа.

Нет, только городские пейзажи (скверы, фонтаны).

15. Что лежит в основе эстетики?

Произведение должно быть подобно формуле. Все ясно, четко! Разум, рационализм побеждают чувство (культура разума); “подражание природе”, (в природе все ясно, четко, подчинено правилам)

Основной конфликт: долг <-----> чувство (побеждает долг)

16. Какова роль автора?

Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная.

17. Какова композиция.

Строгая, четыре действия в пьесе, в 3 кульминация, в 4 развязка.

Экспозиция – открывают пьесу второстепенные персонажи, которые знакомят с главными героями и рассказывают их предысторию. Действие замедляется длинными монологами.

18. Какой стихотворный размер.

“Александрийский” - шестистопный ямб с цензурой после третьей стопы.

19. Какое положительное значение?

Человек должен выполнять свой гражданский долг, не надеясь на чудеса.

20. Кто основатель?

Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.

21. Примеры произведений.





IV. М. В. Ломоносова. Произведение , написанное методом “классицизм”. Анализ текста (конспект, работа возможная ученика).
Тема: “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г”.


1. Что описывается в оде?

То, что интересно абсолютной власти, одно из важнейших событий политической власти: восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны. Итоги первых лет правления.

2. Какая главная тема?

Россия, ее процветание. Главное условие - мир.

3. Кто главный герой?

Императрица Елисавета Петровна.

4. Что возможно сказать о жанре и стиле?

Сохраняется строгая классификация.

Ода, высокий стиль. Ода, т.к. восхваляется деятельность царей Петра I и Елисаветы Петровны.

Признаки высокого стиля:

ст./слав. слова и выражения + слова общеупотребительные русского литературного языка.

Например: “градов отрада”, “порфира”, Елисавета, “дух ее зефира”, “зрак”, “вышний”, “прияв облобызала”, “для коих крови”, “божественным устам”, “сей кроткий глас”, “твое богатство по земли” и другие.

Множество тропов литературного русского языка:

а) эпитеты: возлюбленная тишина, блаженство сел, градов отрада;

б) риторические вопросы, восклицания. (“Какая светлость окружает в толикой гордости Парнас?”)

в) метафоры (“щедроты ободряют”, “стоят глубокие леса”);

г) сравнение (“зрак приятнее рая”, “наука щедростью цветет”);

д) образы античной мифологии: Зефир, Понт, Марс, Нептун, Парнасс, Музы.

е) олицетворения (“молчите, пламенные звуки”, “Нева рекла”);

ж) гиперболы (“Я Россов счастьем не меняюсь

На целый Запад и Восток”

“До звезд плескание и клик!”.

5. Как изобра-жается герой?

Условно. У императрицы автор видит лишь положительные черты: “кроткий глас”, “доброт твоих прекрасный лик”, “твои щедроты ободряют”, “ангел мирных наших дней”.

6. Как изобра-жается природа.

Есть, но она дана с целью показать бескрайность, могущество России, которой правит императрица, т.е. это риторические условно - поэтические описания носят вспомогательную роль. Кроме этого, в основе классицизма лежит рационализм, который предполагает, что в мире людей нужно “подражать природе”, т.к. в природе все ясно, правильно, все подчинено правилам.

7.Какой основной конфликт?

Долг <-----> чувство. Автор говорит только об исполнении долга императрицы:

1) “войне поставила конец”

2) “в мире расширять науки изволила”

3) “Довольство Муз усугубляет”

4) “Тобой восставленных наук”

5) “С числом щедрот твоих сравнит!”

8. Какова роль автора.

Выражает мнение на свое, а общественное: “Мы не можем удержаться от пения твоих похвал”. Главное - выразить чувства, вызванные грандиозным событием. Государственные интересы совпадают с личными, поэтому от восхваления императрицы легко автор переходит к обращению к юношам (гимн науке ) - “науки юношей питают”...)

9. Что можно сказать о компо-зиции и пафосе оды?

Экпозиция: картины мирной жизни.

Рассуждение, восхваление.

а) восхваление Елисаветы;

б) гимн Петру;

в) описание безграничных пространств России;

г) обращение к молодежи. Пафос патриотический восторг, призыв.

10. Каким раз-мером написана ода ?

Четырехстопный ямб, по мнению Ломоносова, усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

11. Вывод.

Да, это произведение написано методом классицизма.


V. Фонвизин. «Недоросль». Анализ текста (конспект, возможная работа ученика).


I. Как сохраняется строгая классификация.

1. Строгая классификация.

- Высмеивание пороков крепостного общества.

Комедия (жанр низкий).

2. Какая главная тема.

Воспитание подрастающего поколения, его долг перед отечеством.

3. Каков язык комедии?

Разговорный + просторечия.

“Он, вор, везде его обузил ...

Я чаю, тебя жмет до смерти”.

Исключение: язык положительных героев

- это правильный литературный язык (“Лучше вести жизнь дома, нежели в чужой передней”).

4. Сохраняется ли «три единства».

Да. Место - дом Простаковых,

время - 1 сутки,

действие - одна сюжетная линия, один конфликт;

Простакова <----------> общество новых идеалов

Митрофан

Скотинин и др.

5. Какие герои?

Четко делятся на отрицательные (Простакова, Митрофан, Скотинин ...) и положительные (Стародум, Милон, Правдин, Софья). Положительные произносят правильные речи, в которых высказывается мнение автора, даны очень односторонне, схематично д. III (яв. I, II) д. 5(I).

У отрицательных ярко выражена одна черта:

Митрофан – лентяй,

Простакова - слепая любовь к сыну.

6. Какие фамилии?

Говорящие, выражающие суть характера: Правдин, Стародум, Скотинин, Простакова (простота = глупость).

7.Какова особенность. Система сюжета, есть ли амплуа.

Есть любовный треугольник

1) идеальная героиня – Софья,

2) положительный герой - любовник

- Милон

3) любовник - неудачник - Скотинин (отрицательный герой), Митрофан, тоже отрицательный

4)резонер - Стародум.

8. Какова главная задача?

Наказание отрицательного героя (Простакова лишилась и сына, и имения), торжество положительных идей (Софья выйдет замуж за любимого человека. Учителя получили по заслугам, имением управляет опекунский совет).

9. Какое коли-чество героев?

Немного больше - 12, но все участвуют в конфликте.

10. Какой пейзаж?

Нет. Только схематичное упоминание Скотининым о деревеньке и свиньях.

11. Как отражается основной принцип эстетики: долг - чувство?

Побеждает “долг”, т.е. те правила, которые проповедовал Стародум.

12. Какова роль автора?

Через Стародума автор выразил мнение многих. Когда были первые постановки комедии, то зрители аплодировали более всего ему. Он был главным героем.

13. Какова композиция?

Отступление. Действий пять. И развязка тоже в пятом. Кульминация же в третьем.

14. Выводы.

Да, это произведение написано методом классицизма.


ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (конспект).



1. Когда появился сентиментализм?

Конец 18 века.

2. С чем связано появление?

Распад феодализма, укрепление буржуазии.

3. Какие задачи сентиментализма?

Борьба с придворно - аристократическим, искусством, протест против испорченных аристократических нравов.

4. Что обозначает слово?

“Чувство” с французского и английского.

5. Что в центре изображения?

Жизнь простого человека, его чувства (чувства “побеждают” разум). Его мысли, стремления. Культ чувства.

6.Какие основные темы?

Дружба, любовь.

7.Какое основное место действия?

Деревня, природа. Деревня <--------> город
символ нравственной частоты зла

8. Какой пейзаж?

“Идиллический”: лес, река, луга, цветы

или “таинственный”

развалины, кладбище, заросший пруд.

Культ природы.

9. Какие герои?

Новые “идиллические” (интересуют только свои чувства, веселы и беспечны).

Термины “поселяне и поселянки”

“пастухи и пастушки”.

Характеры не делятся на положительные и отрицательные.

10. Есть ли ограничения? Что характерно для стиля (3 ед.).

Нет. Герои ярко выражают свои чувства, свое отношение ко всему. Язык близок к разговорному.

11. Какова роль автора?

Сочувствует героям ---> писатель - гуманист.

Главная его задача - заставлять сочувствовать читателя ---> высказывает прямое отношение к происходящему ---> “тайный психолог”. Субъективный подход к оценке героя, к миру.

12. Какие основ-ные жанры?

Сентиментальная повесть, путешествие, нравоучительный, роман, роман в письмах, семейно - бытовой роман, любовная повесть, роман - исповедь; в лирике: элегия, пастораль, романс.

13. Кто предста-вители?

Радищев, Карамзин, в Англии Ричардсон, во Франции Руссо. Стихи: Дмитриев, молодой Жуковский.

14. Что положительное и отрицательное в направлении?

+ Право на личное счастье, внимание к чувствам, к правам личности, к социальной теме (в любви все равны)

+ Богатый духовный мир представителей низших слоев.

- Уход от общественной жизни.

15. Что лежит в основе эстетики?

Подражание природе, элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта. Культ врожденной нравственной чистоты, не испорченности.

16. Какие осо-бенности русского сентиментализма?

  • Сильная дидактическая установка.

  • Просветительный характер.

  • Совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

17. Примеры произведений.

Радищев “Путешествие

Карамзин “Бедная Лиза”.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кировской области iconОбластная целевая программа
Кировской области" на 2010 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 23. 06. 2009 n 164 "О концепции областной...
Кировской области iconДоклад подготовлен в соответствии с Положением о порядке подготовки...
Сфера деятельности управления ветеринарии определена Положением об управлении ветеринарии Кировской области, утвержденным постановлением...
Кировской области iconРешение
В соответствии с Законом Кировской области от 08. 10. 2007 n 171-зо "О муниципальной службе в Кировской области" Кировская городская...
Кировской области iconИнформация о выполнении мероприятий Плана основных мероприятий по...
Плана, координация Весенней Недели Добра осуществляется Региональным Координационным Комитетом (далее ркк), сформированным управлением...
Кировской области iconОтчет
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: Пункт 17 раздела I плана работы Контрольно-счетной палаты Кировской...
Кировской области iconО результатах и основных направлениях деятельности департамента лесного...
Цели, задачи деятельности и государственные функции департамента лесного хозяйства Кировской области
Кировской области iconАналитическая записка о реализации в 2012 году мероприятий оцп «Поддержка...
В рамках оцп «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы (далее – Программа)...
Кировской области iconПеречень
Муниципальное образование Уржумское городское поселение Уржумского района Кировской области
Кировской области icon190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Областная олимпиада студентов средних профессиональных образовательных учреждений Кировской области по специальности
Кировской области iconНеобратимость процессов природы
Автор урока: Таланова Галина Дмитриевна – учитель физики мкоу сош с. Лойно Верхнекамского района Кировской области
Кировской области iconНазвание разработки
Название учебного учреждения: когоау многопрофильный лицей г. Вятские Поляны Кировской области
Кировской области iconДоклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения...
За истекший 2013 год в области стало меньше на 8755 жителей или на 0,66%. Основная убыль населения (63,6%) происходила за счет отрицательного...
Кировской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Безбожник Мурашинского района Кировской области, высшей квалификационной категории
Кировской области iconИтоговый отчет (в сокращении) администрации Зуевского Кировской области о реализации проекта
Развитие системы экологического образования и просвещения в Зуевском районе на 2013 год
Кировской области iconГлавным управлением мчс россии по Кировской области
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Кировской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Начальник управления образованием администрации мо «Город Кирово-Чепецк» Кировской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск