Скачать 306.45 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) 1.1. Автор программы: к.п.н., доцент кафедры РЯЛиМП В.Б. Литвин 1.3. Пояснительная записка: Изучение курса зарубежной литературы призвано сформировать квалифицированного читателя, способного использовать в своей профессиональной деятельности знания в области истории зарубежной художественной словесности. Курс «Зарубежная литература XIX века» охватывает период с начала 1800-х годов по 1870-е годы. Однако это временное членение, как и всякая датировка этапов развития литературы и вообще искусства, условно. На формирование реалистического искусства оказали влияние как сочинения экономистов Англии и историков преимущественно Франции, так и работы естествоиспытателей 18-19 веков. Реализм 19 века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании - как уже сложившиеся и вневременные. Изучение истории и теории реализма и романтизма предполагает проведение постоянных аналогий и противопоставлений, начиная с двух типов «мировосприятий». Следует обратить внимание на связь и различие реализма 18 века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма 19 века, обращенного и к общему, и к конкретному, индивидуальному. Также необходимо указать на связь реализма и романтизма 19 века. Следует также учитывать, что зарубежная литература дает богатейший материал для понимания других видов искусства: живописи, музыки, театра, - развивающихся в тесном взаимодействии с ней в русле общих историко-культурных процессов обновления художественных методов и направлений.
- познакомить с основными литературными течениями эпохи, с их представителями, а также с наиболее значительными литературными произведениями. - показать преемственность развития литературы 19 века с предыдущими и последующими эпохами. - проследить взаимообусловленность процессов происходящих в литературе с явлениями в культурной и общественной жизни того времени, - продолжить работу по совершенствованию навыков анализа художественного текста в условиях изучения переводной литературы.
Студенты должен знать: - основные этапы и закономерности развития зарубежной литературы особенности развития западноевропейской и американской литературы во второй половине XIX века; - основные литературные течения и направления этого времени, их представителей и содержание наиболее значительных произведений; - специфику жанров первой и второй половины XIX века; - усвоить такие понятия, как: критический реализм, типизация, индивидуализация образа, декаданс, автор, гипербола, социально-психологический роман, психологическая новелла, интеллектуальная поэзия, лейтмотив, объективное повествование, подтекст, психологизм, сатира, романтические мотивы, символика текста, социальная среда, хронотоп, юмор. Студенты должны уметь: - рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи; - понимать национальную специфику изучаемой литературы и межлитературные связи (особенно с русской литературой); - уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания; - овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагивающимися на практических занятиях; - владеть основными сведениями о биографии крупнейших писателей, представлять специфику жанров; - уметь пользоваться справочной и критической литературой (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками); - приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы; - уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу; - уметь самостоятельно подготовить к экзамену некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ. Романтизм в западноевропейской литературе Романтизм как начало новой эпохи ненормативной поэтики. Поэтика романтизма. Зависимость движения жанров от типа художественного и национального сознания, внешних обстоятельств, внедряющихся во внутреннее «я». Литературные манифесты европейского романтизма: «Фрагменты» Ф. Шлегеля, «Фрагменты» Новалиса, предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта, «Защита поэзии» Шелли, «Гений христианства» Шатобриана, «О литературе», «О Германии» Ж. де Сталь, предисловие Гюго к драме «Кромвель». Движение романтизма из Англии — в Германию, Франции Польшу,Скандинавию, Италию, Испанию, Россию, США Английский романтизм Проблема национальной специфики и своеобразия английского романтизма. Кельтское возрождение и роль Т. Грея. Манифест «Озерной школы»— предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта и труд Колриджа «Литературная биография». Особенности поэтического мышления Байрона, специфика его мировидения. Цикл о Наполеоне. Альтернатива поискам героя. Опыт лиро-эпической поэмы в «Чайлд-Гарольде». «Восточные поэмы» Байрона. размышления о героическом наполеонизме. Проблема жанра в творчестве Байрона. «Дон Жуан». Героическое и риторическое в поэзии Шелли. Символ новой литературы — исторический роман (роль в становлении нового жанра «шотландского волшебника» В. Скотта). Русские писатели о В. Скотте. Школа эпигонов — так называемая школа костюмного исторического романа; пародии Теккерея «Рейнская легенда» и «Ребекка и Ровена». Немецкий романтизм Национальное своеобразие немецкого романтизма. Философская направленность иенской школы. Теория и практика иенских романтиков. Поэтика немецкого романтизма. Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Уродцы и искусственные люди, тема двойничества, магического зеркала в произведениях Гофмана. Драматургия Г. Клейста как пример эксперимента в драме. Романтизм во Франции Национальное своеобразие романтизма во Франции. Устойчивое положение классицизма, его парадоксальная жизненность в начале 1830-хгг. Бои между классиками и романтиками. Своеобразие движения жанров: от исповедальной повести к философско-описательной поэме, историческому роману и драме. Параллельное формирование историографической науки, осмысление опыта революций писателями и дипломатами, философами и историками (Шатобриан, де Сталь, де Местр, Гизо, Тьери). Жанровое своеобразие повестей Шатобриана. Описательная, философская эпическая поэма французских романтиков (Виньи, Ламартин). Отношение к английскому романтизму. Исторический роман 1800 — 1830-х гг. как феномен французской культуры «Исповедь сына века» Мюссе — беллетризованная история романтизма. «Собор Парижской Богоматери» — воплощение завоеваний, потенциальных возможностей и противоречий романтической эстетики. Драматургия Гюго и реформа французского театра. Эволюция Гюго- романиста от готического романа до социальной эпопеи. Американский романтизм Национальное своеобразие американского романтизма. Отношение к культуре и традициям западноевропейского искусства Жанры молодой литературы. Новеллистика В. Ирвинга: европейские традиции, национальный фольклор, источники комического. Пенталогия Купера о «Кожаном Чулке». Романтический герой. Отличие от европейской романтической личности. Проблема контекста. Судьба романов Купера на родине и в России Творчество Э. По. Поэзия По в русских переводах и в музыке. Новеллистика и принципы ее систематизации и классификации. Ш. Бодлер об Э. По. Романтизм в контексте культуры ХГХ в. в США. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие №1. Тема: Творчество Дж.Г.Байрона. План. 1. Д. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» а) История создания поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». б) Тема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме. 2.Особенности жанра и художественной структуры поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». а) «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона как лиро-эпическая романтическая поэма. б) эпическое и лирическое в поэме в) путешествие как организующее начало в свободной композиции поэмы. 3.Проблема романтического героя в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Вопросы для коллективного обсуждения:
Подготовить доклады по темам:
ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие №2. Тема: Раннее творчество Дж.Г.Байрона. Цикл «восточных поэм» 1813-1816 гг.: «Корсар», «Гяур», «Лара» План.
Литература
Практическое занятие № 3. Тема: Исторический роман В.Скотта «Айвенго» План. 1. Проблема творческого метода Вальтера Скотта. 2. Генезис историзма в литературе, особенности историзма В.Скотта 3. Тематика и проблематика романа «Айвенго». 4. Система образов в романе В. Скотта «Айвенго». а) Основные принципы построения системы образов б) Место и роль образа Айвенго. в) Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе. 5. Авторская позиция в романе В. Скотта «Айвенго». Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета. 2. Способы реконстукции исторической атмосферы в романе. 3. Особенности изображения исторических деятелей в романе. Задания для самостоятельной работы: Новаторство В.Скотта как создателя исторического романа. В.Г.Белинский и А.С. Пушкин о В.Скотте. ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 4. Тема: Творчество Э.Т.А. Гофмана План. 1. Герой Гофмана и герой раннего немецкого романтизма: сходство и различия 2. Двойники и двойничество в твочестве Гофмана 3. Место романа в творчестве Э.Т. А.Гофмана. 4. Проблематика «Житейских воззрений кота Мурра». Сатирическая направленность романа. 5. Зигхартсвейлер и его обитатели в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Сущность филистерства в понимании Гофмана. 6. «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана как образец романтического синтетического романа. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Концепция двоемирия и её художественное воплощение в новелле Гофмана «Золотой горшок». Проблема искусства в новелле Э. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» и повести Н. Гоголя «Портрет». Концепция мироздания в творчестве Э. Гофмана и Н. Гоголя. ЛИТЕРАТУРА:
Практическое занятие № 5. Тема: Исторический роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» План
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Эстетические воззрения Гюго и их воплощение в романе. Специфика обращения писателя к Средневековью. 2. Проблема соотношения правды и вымысла: правда события и факта, воспроизведение духа эпохи. 3. Особенности выражения авторской оценки в романе. 4. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа. 5. Образ народной массы и ее роль в истории в понимании Гюго. Задания для самостоятельной работы: Тема рока и власти случая. Пространственно-временная организация действия. Концепция истории В.Гюго; понимание исторического прогресса и регресса в романе. Литература
Практическое занятие № 6. Тема: Американский романтизм. Творческое наследие Э. По План.
- влияние готического романа; - роль фантастического, символика новелл.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература: Тексты для чтения Байрон Д. Г. Английские барды и шотландские обозреватели. Паломничество Чайльд Гарольда. Корсар. Гяур. Каин. Манфред. Бегаю. Тьма. Еврейские мелодии. Дон Жуан. Вордсворт У. Сонет, написанный на Вестминстерском мосту. Майкл. Желтые нарциссы. Нас семеро. Тинтернское аббатство. Прелюдия (отрывки). Предисловие к лирическим балладам. Кольридж С. Т. Полуночный мороз. В беседке. Сказание о старом мореходе. Кристабель. Кубла-хан. Биография литерариа (о Лирических балладах). Шелли П. Б. Защита поэзии. Королева Маб. Освобожденный Прометей. Ода западному ветру. Озимандия. Ченчи. Китс Д. Ода греческой урне. Времена года. Гиперион. Скотт В. Уэверли. Ламмермурская невеста. Квентин Дорвард. Дева озера. Шлегель Ф. Фрагменты. Гейне Г. Романтическая школа. Книга песен. Путешествие на Гарц. Новалис. Генрих фон Офтердинген. Ученики в Саисе. Гимны ночи. Тик Л. Белокурый Экберт. Странствия Франца Штернбальда. Кот в сапогах. Клейст Г. фон. Кетхен из Гейльбронна. Принц Гомбурский. Разбитый кувшин. Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла. Шамиссо А. Чудесная история Петера Шлемиля. Шемякин суд. Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес. Золотой горшок. Угловое окно. Мадемуазель де Скюдери. Жизненные воззрения кота Мурра. Кавалер Глюк. Шатобриан Р. Гений христианства (отрывки). Рене Сталь Ж. де. О Германии. О литературе. О страстях. Коринна, или Италия. Виньи А. де. Смерть волка. Сен Map. Чаттертон. Ламартин А. Человек. Озеро. Одиночество. Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель». Оды и баллады. Собор Парижской Богоматери. Марион Делорм. Король забавляется. Эрнани. Рюи Б л аз. Отверженные. Человек, который смеется. Гейне Г. Германия. Романсеро. Уитмен У. Листья травы. Ирвинг В. Рип ван Винкль. Легенда о сонной лощине. Жених-призрак. Купер Ф. Пионеры (или Следопыт). Последний из могикан. По Э. Убийство на улице Морг. Герцог л'Омлет. Без дыхания. Похищенное письмо. Разговор с египетской мумией. Золотой жук. Падение дома Ашеров. Береника. Морелла. Ворон. А. Теннисон. Годива. // Английская поэзия в русских переводах. М., 1981. Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Войцек. Г. Д. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. Г. Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит. Г. Флобер. Госпожа Бовари. Простая душа. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома. Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Ленц. Г. Гейне. Сборник «Книга песен». (К семинару: из цикла «Юношеские страдания»: Зловещий грезился мне сон… Бежал я от жестокой прочь… Гренадеры. Разговор в Падерборнской степи; из «Лирических интермеццо»: В чудеснейшем месяце мае. Я тебя, пеннорожденную… И розы на щеках у милой моей… На севере диком… Они меня истерзали. За столиком чайным в гостиной; из цикла «Возвращение на Родину»: В этой жизни слишком темной… не знаю, что стало со мною… Когда мне семью моей милой… Сменяются поколенья. Я черта позвал, он явился в мой дом… На сердце гнет… Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится… О если ты станешь моею женой… Вот сосед мой, дон Энрикец; из цикла «Северное море»: Морское видение. Вопросы. В гавани.) Из цикла «Романсеро»: Азра. Enfant perdu. Разные стихотворения последних лет (5—7 на выбор). Поэма «Германия. Зимняя сказка». Путешествие по Гарцу. Г.-X. Андерсен. Новые сказки и рассказы. Д. Г. Россетти. Престол любви. Безмолвный полдень (там же). Д. Остен. Гордость и предубеждение. Дж. Элиот. Мельница на Флоссе. Ж. и Э. Гонкуры. Жермини Ласерте. Ж. П. Беранже. Предисловие к сборнику 1837 года. Барабаны. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Новый фрак. Священный союз народов. Смерть сатаны. Четырнадцатое июля. Моим друзьям, которые стали министрами. Прости. К. Гуцков. Уриэль Акоста. К. Россетти. Восхождение (там же). О. Бальзак. Шагреневая кожа. Неведомый шедевр. Гобсек. Утраченные иллюзии. Отец Горио. Статьи: «Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле». П. Мериме. Матео Фальконе. Таманго. Венера Илльская. Этрусская ваза. Кармен. Двойная ошибка и другие новеллы. Р. Браунинг. Стихи. . Как привезли добрую весть из Гента в Аахен. Т. Готье. 3-4 стихотворения из сборника "Эмали и камеи". Симфония в белом мажоре. Искусство. У. М. Теккерей. Ярмарка тщеславия. У. Уитмен. Сборник «Листья травы» (из цикла «Посвящения»: Давай, душа моя сказала. Одного я пою. Когда я размышлял в тиши. Историку. Образы. Читая книгу. Путешествие через Штаты. Песнь о себе. Из цикла «Адам и Ева»: Запружены реки мои. О электрическом теле я пою. Однажды, когда я проходил городом. Когда я, как Адам. Из цикла «Аир благовонный»: О душистая луговина моей груди. Я видел дуб в Луизиане. Если кого я люблю. Песня о дороге. Из цикла «Перелетные птицы»: Тебе.) Ф. Геббель. Юдифь. Мария Магдалина. Ф. Стендаль. Ванина Ванини. Красное и черное. Пармская обитель. Статьи: «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская». Ф. Флобер. Мадам Бовари. Простая душа. Иродиада. Саламбо. Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Домби и сын. Холодный дом (или Крошка Доррит) Ш. Бронте. Джейн Эйр. Ш. Бодлер. Сборник «Цветы зла». ( Эпиграф к осужденной книге. Альбатрос. Лебедь. Соответствия. Красота. Сплины. Колокол. Волосы. Падаль. Вино тряпичников. Пейзаж. Старушки. Авель и Каин. Литании Сатане. Крышка. Две сестрицы. Плавание.) Ш. Леконт де Лиль. Лирика: Слоны. Смерть Вальмики. Solvet seclum. Э. Бронте. Грозовой перевал. Учебная литература
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 2 Современный русский язык: Словообразование. Морфология для студентов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 2 Психолингвистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300.... Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 7 Теория языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии |