Скачать 38.04 Kb.
|
Конспект урока литературы в 6 классе с приёмами РКМЧП Автор: учитель русского языка и литературы Чуклай Т.М. Тема: «Родная природа в стихах Я.П.Полонского и Ф.И.Тютчева». Цель: Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта. Методические приёмы: «линии сравнения», «синквейн». Оборудование: 1)В.П. Полухина. Литература. 6 класс. Ч1.; 2) компьютер и проектор: презентация картин русских художников 19 века о природе, музыка П.Чайковского «Времена года» Данный урок проведён в 6Б классе в 3 четверти. Линии сравнения с составлением таблицы помогли обучающимся увидеть не только отличительные признаки стихов, но и позволили быстрее и прочнее запомнить информацию и более качественно подготовить домашнее задание, т.к. таблица – готовая памятка, сделанная на уроке. Синквейн помог учащимся выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке. Эти приёмы способствуют развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анализировать, сравнивать и обобщать материал. Ход урока: I Стадия вызова. 1.Эпиграф урока: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев 2.Прослушивание аудиозаписи «Времена года» Чайковского и просмотр слайдов картин русских художников 19 века о природе (Шишкин, Куинджи, Ф.Васильев, Левитан, Поленов и др.): с1 по 33 слайд. 3. Вопросы учителя: - Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки Чайковского? - Как вы думаете, на какие вопросы можем ответить, изучая сегодняшнюю тему? (Попробуем понять, как неяркий, стройный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас). Запись вопросов на доске. II Стадия осмысления 1. Обращение к эпиграфу урока. - Какие ключевые слова можно выделить? (Душа, любовь, язык, свобода) - Какова основная мысль эпиграфа? (Природа – живой организм, живое существо) Сегодня в этом убедимся, сравнив два стихотворения: Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело». Обратите внимание на доску. На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. Начертите такую же в своих тетрадях. Слова, которые вы будете вписывать в неё по ходу урока, будут периодически «всплывать», чтобы сверить достоверность записей. 2. Выразительное чтение стих-я Полонского «По горам две хмурых тучи» подготовленным учеником или учителем. 3. Беседа с классом: - Что рисует автор в стих-и? (Летний горный пейзаж; гроза) - Когда происходит действие? (Вечером) - Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (Аллитерация – сочетание согласных звуков, - раскатистые твёрдые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома. Олицетворение – «эхо резко засмеялось», «тучи блуждали», «скала вздохнула». Метафора - «тучи улеглись и обомлели». ) - Выделите и произнесите глаголы в этом стих-и. Какую роль, по-вашему мнению, они играют? (Создают динамику пейзажу; постепенное нарастание и успокоение действия) - Какое настроение выражено в стих-ии? (Восхищение, тревога) - Обратите внимание на рифму (АБАБ – перекрёстная) 4. Проверка записей уч-ся в таблице. Уч-ся сверяют свои записи с записями на медиадоске 5. Выразительное чтение учеником или учителем стих-я Тютчева «Неохотно и несмело» 6. Беседа: - Какую картину рисует поэт? (Приближение грозы) - Как готовится природа к ней? - Какие художественные средства использует поэт в стих-и? (Олицетворение «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». Метафора «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий») - Обратите на 2 строфу стих-я. Какая часть речи в ней отсутствует? Почему? (Глаголы. Создают ощущение напряжённого ожидания) -Как передаются в стих-и ощущения, настроение? (От неуверенности, смятения до радости обновления, которая становится определяющим настроением стих-я. - Определите рифму стих-я? (АБАБ- перекрёстная) 7. Проверка заполнения 2 части таблицы, которую ученики заполняли самостоятельно, опираясь на записи предыдущего стих-я. 8. Обобщающий вопрос: - Похожи ли эти стих-я, описывающие одно природное явление? Какой изображается природа в них? (Живой, одухотворённой) 9. Посмотрите репродукции картин художников (33-42 слайды), которые изобразили на них грозу в природе и ответьте на вопрос: - Что объединяет эти картины и стих-я Полонского и Тютчева? (Гроза. Краски. Настроение. Способность уловить переменчивость природы) III Стадия рефлексии Создание синквейна по теме урока. Проверка работ учащихся. IYДомашнее задание: Самостоятельно проанализировать стих-е Полонского «Посмотри – какая мгла» и стих-е Никитина «Ярко звёзд мерцанье» по тем же линиям сравнения, что и на уроке.кую. ите и произнесите глаголы в этом стих-и. "тавить эту картину? учителем.На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. я, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять На ней вы видите таблицу с линиями сравнения. я, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять |
Тема «Река». 2 класс Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Тема. Вода и её свойства Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: Можем ли мы беречь воду? Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | «Иду на урок» Разработка интегрированного урока по озож, окружающему... Тема: «Безопасность твоего здоровья. Родная природа: звуки весны. Подвижные игры с элементами баскетбола» | ||
Тема Учебный материал Социально-культурная сфера. Родная страна и страны изучаемого языка. Выдающиеся люди. Природа | Конспект открытого занятия по экологии Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект Классного часа на тему: Берегите Воду! Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект открытого классного часа «Польза воды!» Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
§ 25. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе по разделу: «Познание» Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект занятия по экологии "Волшебница вода" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект занятия по нод «Познание» "Воздух и вода" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Урок в 9-м классе по теме: "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу... Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект и презентация урока по теме "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») |