Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





Скачать 103.27 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дата публикации17.10.2013
Размер103.27 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Гороховецкого района Владимирской области.



Конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»

Номинация: «Интеллектуальная игра»



Тема: «Синтаксис и пунктуация»

(Урок русского языка 5 класс)



Выполнила:

учитель русского языка и литературы:

Терёхина Елена Владимировна

Гороховец

Конспект урока по русскому языку


5 класс
Тема: «Синтаксис и пунктуация».
Форма проведения: игра «Счастливый случай»
Оборудование:

1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)

2. Поле с занимательными станциями («Практиков», «Математиков», «Литературоведов» и «Мыслителей») и волчок.

3. Гонг.

4. Раздаточный материал.
Задачи:

Образовательные:


  1. закрепить и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;

  2. проверить умения и навыки в постановке знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, с обобщающими словами при однородных членах, с обращением, с прямой речью, при диалоге.

  3. обобщить знания учащихся по теме «Разряды словосочетаний»

Развивающая:


  1. создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, памяти.

Воспитательная:


Воспитание мотивационной сферы личности через развитие познавательного интереса к предмету, через активную мыслительную деятельность учащихся, через содержание учебного материала.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Учитель: Сегодня проводится заключительный урок по теме «Синтаксис и пунктуация».

Мы закрепим и приведем в систему знания о словосочетании, о простых и сложных предложениях; проверим навыки и умения постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с обращением, с однородными членами, при диалоге и прямой речи.

Урок будет проходить в форме игры «Счастливый случай». Игра состоит из трех геймов. В ней будут участвовать 4 команды.

I гейм. “Дальше-дальше” – теоретический.

В этом гейме будут проверены теоретические знания по теме “Синтаксис и пунктуация”.

II гейм. “Колесо - знаний” – практический.

В этом гейме будут проверены практические умения и навыки по теме урока.

III гейм. “Ты мне, я тебе” – домашнее задание (конкурс - ребусов).

Оцениваться игра будет следующим образом.

За каждый правильный ответ команда получает жетон. Та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов, объявляется победительницей, и ей будет вручена грамота “Самая грамотная команда”. Кто из учащихся наберет наибольшее количество жетонов, будет признан “Лучшим знатоком русского языка”. Следить за временем и подсчитывать правильные ответы будет счетная комиссия – учащиеся 10 класса.

Итак, игра начинается.
I гейм “Дальше-дальше”.
Вызываются представители команд. Проводится жеребьёвка очередности выполнения задания данного гейма учащимися.

Учитель: Участникам команд будут зачитаны развернутые определения. Они за 30 секунд должны дать как можно больше правильных ответов. Если учащиеся затруднятся с ответом, то, не теряя времени, они говорят: «Дальше» и переходят к следующему вопросу.

Гонг.

  1. Наука о строении словосочетаний и предложений (синтаксис).

  2. Наука, изучающая правила постановки знаков препинания (пунктуация).

  3. Два слова – одно главное, а другое зависимое. (словосочетание).

  4. Словосочетание – главное слово выражено глаголом (глагольное).

  5. Слова, связанные грамматически, называются (предложением).

  6. Словосочетание – главное слово выражено существительным или другой именной частью речи (именное).

  7. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

  8. Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? (подлежащее).

  9. Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? (сказуемое).

  10. Предложения, в которых задается вопрос, называются - (вопросительные).

  11. Предложения, в которых что-либо сообщается - (повествовательные).

  12. Предложения, побуждающие к действию приказом, просьбой - (побудительные).

  13. Предложения, выражающие радость, какие-либо чувства, называются (восклицательные).

  14. Предложения, состоящие только из главных членов, называются (нераспространенными).

  15. Предложения, имеющие кроме грамматической основы хотя бы один второстепенный член предложения, называются (распространенными).

  16. Члены предложения, поясняющие главные и другие члены предложения - (второстепенные).

  17. Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей - (дополнение).

  18. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы, какой? чей? - (определение).

  19. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? откуда? и т.д. - (обстоятельство).

  20. Разговор двух или нескольких людей - (диалог).

  21. Предложение, состоящее из нескольких простых - (сложное).

  22. Слово, являющееся общим по значению для находящихся при нем однородных членов - (обобщающее слово).

  23. Слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью - (обращение).

  24. Слова, указывающие, кому принадлежит прямая речь - (слова автора).

  25. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени (прямая речь).


II Следующий гейм. “Колесо - знаний”.
Задание. На “Колесе знаний” 4 станции. Представитель команды, вращая барабан, выбирает станцию, а вся команда должна выполнить это задание.
Станция «Практиков» (на подготовку 1 минута).

(задания данной станции выводятся на интерактивную доску).


  1. Составьте предложения по схемам




1.1. , и . 1.3. : , , и




1
1
.2. 1.4. , , ?



Что? 1.5. А : « П ? »




1.6. . .

2.Выполнить синтаксический разбор предложений.

(предложения выведены на интерактивной доске, учащиеся прямо на доске выполняют разбор).

прил. сущ. гл. пред. сущ. с. гл. прил. сущ.

а) Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

`

нар. гл. сущ. прил.

б) Жарко веет ветер душный.

`
в) На берегу стоит бобровая хатка, и напоминает она стог сена.

3. Расставьте знаки препинания и графически объясните постановку знаков.

(задание выполняется на интерактивной доске).


  1. Снег ложился на поля , на кусты , на деревья.

. . .


  1. Хорошие книги любят все : старики , дети , взрослые.



обращ.

  1. Ты , Пилюлькин , все трудишься , все другим помогаешь.



  1. Имя существительное – часть речи.



  1. Трава появилась там , где сильнее пригревало солнце.




обращ.

  1. Мама сказала : « Коля , сходи в магазин ».



  1. Наступила осень , и птицы потянулись к югу.





  1. Определите вид словосочетания.

  1. – именное

  2. – глагольное

( задание выполняется на интерактивной доске)

а) участие в соревнование – 1.

б) шел по дороге – 2.

в) сверкнуть на солнце – 2.

г) работать в поле – 2.

д) вершина ели – 1.

е) неприятный запах – 1.

ё) теплый ветер – 1.

ж) поднимает пыль – 2.

з) дорога к станции – 1.
Станция «Математиков» (на подготовку 30 секунд)

(работа с интерактивной доской)


  1. Кодированное письмо.


На доске записан код

1-подлежащее

2-сказуемое

3-дополнение

4-определение

5-обстоятельство
Учащиеся выбирают карточки с предложениями. В течение 30 секунд «кодируют» предложения и, выходя к доске, записывают только код, выбранного предложения. Затем открывается правильная запись и сравнивается с ответом учащихся.


  1. Белая туча постепенно заволакивала весь горизонт. (415243).




  1. Над городом долго стоял сплошной туман. (55241)




  1. Я вытаскиваю из колодца ведро. (1253)




  1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег. (525431)




  1. Из распахнутых ворот солнце красное встает. (45142)


2. «Будь внимателен» (тестовая форма задания) (устная работа)

Задание: Укажите варианты правильных ответов.

А. Укажите порядковый номер простых предложений.

  1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

  2. С юга прилетели ласточки, стрижи и соловьи.

  3. Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зеленая листва.

А.-1,2

Б. Укажите порядковый номер сложных предложений.

  1. Тихая ночь опустилась над городом.

  2. Осенние листья темнеют, они теряют свои яркие краски.

  3. Листья пожухли и шуршат при ветре.

Б.-2.
3) Сопоставь схемы и предложения.

( учащиеся находят предложения, соответствующие схемам).

(работа с интерактивной доской).


  1. Легкий ветерок пробежал по саду и вскоре затих.






, ?




  1. Кончился дождь, и высохли капли воды на листьях.





, и




  1. К
    1
    огда часы пробили полночь, мы зажгли на елке разноцветные лампочки.






Что?


  1. У
    и и
    тром я увидел, что выпал снег.





иии



  1. «Папа приехал!» – обрадовался Миша.





« П ! » - а.





  1. К
    2
    оля, ты пойдешь в библиотеку?








Когда?







  1. «Составь предложение» (устная работа)

Задание. Решив ряд задач, нужно составить предложение.


  1. Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг нужно взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить в форме И.п. ед.ч.

(Осень)

  1. Из предложения Мороз румянил щеки возьмите сказуемое, употребите его в 3м лице, ед.ч. наст. времени.

(Румянит)

  1. Из предложения Кисти винограда свисали до земли нужно взять слово, обозначающее подлежащее, и употребить его как дополнение.

(Кисти)

  1. Из предложения Рябины украшают наши леса нужно взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в Р.п.

(Рябин)

5. Соединив данные слова, вы получите предложение … Осень румянит кисти рябин.


Станция «Литературоведов» (устная работа)

(межпредметные связи)


  1. Найдите обращение. Откуда эти строки.

а) Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?

(мужик. «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин)

б) О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?

(о поле, поле. «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин)
в) Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

(голубушка. «Ворона и лисица». Басня И.А.Крылова)


  1. Определите какие чувства выражаются в данных строках? Кто автор?

  1. Хорошо живет на свете

Винни – Пух!

Оттого поет он эти

Песни вслух!

(радость – Заходер Б.)

  1. Что за диво!

Все так чисто и красиво!

(восхищение – А.С.Пушкин)

  1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

(злость – А.С.Пушкин)
Станция « Мыслителей».

Расшифруйте, что здесь написано. (на обдумывание 2 минуты)

(перевертыши)
а) елотс ан набараб, анна. (Анна, барабан на столе)

б) асям олоко околом, яса. (Ася, молоко около мяса)

в) ытевц алавр алла. (Алла рвала цветы)


III гейм. “Ты мне, я тебе”.
Учитель:

На дом было дано задание составить ребусы командам – соперницам.

Задание:

Отгадайте слова, зашифрованные в ребусах и составьте с ними предложения.
КА (КАНАВА); А

ВА рок (ПОДАРОК)




(ДЕРЕВО) ви З на (ВИТРИНА)

У (ПОДУШКА)

ШКА

Ребята отгадывают ребусы и составляют предложения с расшифрованными словами.
Учитель: Сегодня на уроке, в ходе игры, мы повторили и закрепили пройденный материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

А теперь подведем итоги и выясним, какая команда стала лучшей, и кто из учеников будет признан «Лучшим знатоком русского языка».
Подведение итогов.

Подсчет жетонов.

Вручение грамоты лучшей команде и медали «Лучшему знатоку русского языка».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconОтчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconОтчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconНаходкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconТамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconОу (по уставу): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное-бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №60
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска, ул. Просвещения,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №9»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМо «Болугурский наслег» Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Болугурская средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск