Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)»





Скачать 259.94 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)»
страница1/3
Дата публикации19.10.2013
Размер259.94 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет филологии
Программа дисциплины

«Академическое письмо (русский язык)»



для направления 032700.68 «Филология»

Магистерская программа

«Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе».

Авторы программы:
Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент факультета филологии avdovin@hse.ru

Земскова Елена Евгеньевна, к. филол. н, доцент факультета филологии ezemskova@hse.ru

Лямина Екатерина Эдуардовна, к.филол. н., профессор факультета филологии eliamina@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.68 «Филология», изучающих адаптационную дисциплину «Академическое письмо (русский язык)».
Программа разработана в соответствии с:

  • стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.68 «Филология»

  • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.68 «Филология», утвержденном в 2012 г.



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» являются:

  1. Усвоение студентами базовых принципов создания письменных текстов академического характера;

  2. приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    Правила научного цитирования;

    Основные требования к библиографическому описанию;

    Основные признаки жанров академического филологического письма: эссе, аннотация, реферат, рецензия.



  • Уметь

    Анализировать эссе и научные статьи с точки зрения стилистики и композиции, исследовательской стратегии автора, принадлежности к научной школе, включенности в научную традицию.



  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    Библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов;

    Самостоятельного создания конспектов, аннотаций и рефератов научных статей и монографий, а также рецензий и эссе;

    Публичного обсуждения научных работ.

    Поскольку дисциплина является адаптационной, она направлена на освоение студентами компетенций бакалавра, не освоенных ими в случае обучения по другому направлению подготовки. В этой связи в качестве результатов освоения дисциплины указываются следующие компетенции бакалавра филологии.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Инструментальные компетенции

Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на русском языке как родном в его кодифицированной литературной форме

ИК- Б2.2.1-2/4.1/5.2

- Способен вести грамотную переписку с преподавателем и коллегами, связанную с содержанием отдельных дисциплин и всего учебного процесса;

- Способен участвовать в профессиональной дискуссии в рамках семинарских занятий, демонстрируя владение приемами академической коммуникации.

- постоянная переписка с преподавателем данной дисциплины;

- обсуждение на каждом семинарском занятии конкретного текста в одном из жанров академического письма: индивидуальные реплики, общая дискуссия, работа в группах;

- обсуждение и письменный обзор докладов студенческой конференции.

Способен создавать тексты различных типов на русском и иностранных языках

ИК - Б2.2. 2/4.1-2/5.2

- Знает основные признаки и принципы создания жанра эссе;

- Знает основные признаки и принципы создания жанра рецензии;

- Способен написать эссе, следуя заданным параметрам, на темы, связанные с образованием, гуманитарными науками, художественной литературой и искусством;

- Способен написать в соответствии с заданными требованиями рецензию на научное, научно-популярное издание по широкому кругу гуманитарных проблем.

- коллективный анализ текстов каждого жанра, выявление признаков жанра;
- письменные работы в каждом из жанров (домашняя), обсуждение работ коллег (дискуссия).

Cпособен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований

ИК - Б.3.1

- Знает основные признаки и принципы создания следующих научных жанров: аннотация, реферат, обзор литературы;

- Способен создавать аннотации научных статей и монографий по истории и теории литературы;

- Способен реферировать для учебных и исследовательских целей научные статьи и монографии по истории и теории литературы.

- коллективный анализ текстов каждого жанра, выявление признаков жанра;
- письменные работы в каждом из жанров (домашняя), обсуждение работ коллег (дискуссия);
- составление обзора литературы по теме курсовой работы.

Способен составлять на основе различных стандартов библиографические списки и обзоры, используя библиографический аппарат на традиционных и новейших носителях информации

ИК - Б3.2/4.3,6

- Знает основные требования ГОСТ «Библиографическое описание» и «Библиографическая ссылка»;

- Знает основные принципы оформления библиографических списков и ссылок в современном отечественном научном книгоиздании;

- Самостоятельно составляет в соответствии с ГОСТ и принятой издательской практикой библиографические описания печатных изданий и их частей, а также библиографические ссылки на них;

- Способен выявить ошибки и неточности в библиографическом описании.

- выполнение заданий на составление библиографического описания по копиям титульного листа издания; заданий «вставьте пропущенные знаки библиографической пунктуации»; заданий на исправление ошибок в библиографическом описании;

- составление библиографического списка по теме курсовой работы.


Способен редактировать и комментировать художественную и научную литературу

ИК – Б.1.1 ред.,2-3/Б.7.2

- Знает основные принципы редактирования научного текста;

- Способен на уровне начинающего редактора выявить недостатки научного текста в отношении его стилистики и структуры и предложить собственные варианты.

Коллективные и индивидуальные задания на обнаружение ошибок в тексте, их описание и исправление.

Социально-личностные компетенции

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

СЛК –Б1

- Знает правила научного цитирования, признаки плагиата в научном исследовании;

- Способен применять на практике правила научного цитирования;

- Придерживается правил научного цитирования, не допускает плагиата в учебных научных работах.

- изучение и обсуждение «Положения о плагиате»;

- анализ принципов научного цитирования в конкретных исследованиях, которые разбираются на занятиях;

- составление обзора научной литературы для курсовой работы.

Cпособен к поддержанию и распространению высоких стандартов речевой культуры

СЛК – Б.10.1 (Филол)


- Демонстрирует соответствие собственной устной и письменной речи литературной норме и стандартам речевой культуры;

- Способен объяснить необходимость использования / неиспользования в устной или письменной речи тех или иных элементов в соответствии с литературной нормой.

- коллективное обсуждение стилистики академических жанров на примерах уже опубликованных научных работ;

- обсуждение и редактирование работ студентов;

- обсуждение и письменный обзор докладов студенческой конференции.



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих пропедевтическую подготовку филолога.

Изучение данной дисциплины начинается с первого курса и не подразумевает наличия у студентов базовых знаний и навыков, приобретенных во время обучения в университете.

Основные положения дисциплины используется при одновременном изучении следующих дисциплин:

  • Правила чтения: техники понимания и интерпретации художественных текстов; Научно-исследовательский семинар.

    Особенно тесная связь данной дисциплины прослеживается с научно-исследовательским семинаром для первокурсников, в рамках которого студенты выполняют курсовую работу. В течении второго и третьего модуля половина заданий, которые получают студенты по дисциплине «Академическое письмо» непосредственно связаны с выбранной ими темой.

    Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Академическое письмо (на иностранных языках).



5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Семинары




Эссе как академический и литературный жанр. Эссе в американской и русской академической традиции

16

2

14



Работа с научными текстами: реферирование

16

2

14



Работа с научными текстами: аннотирование

16

2

14



Основы библиографии: ссылки, описание

16

2

14



Рецензия на научное издание

28

4

24



Редактирование академического текста

16

2

14



ИТОГО

108

14

94


6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Параметры

1

модуль




Текущий

(количество форм в модуле).

Эссе

1

Максимум - 5000 знаков (домашнее задание)

Реферат научной статьи

1

Максимум - 6000 знаков (домашнее задание)

Аннотация научной статьи

1

Максимум – 1000 знаков. Три работы – домашнее задание, последняя – в классе, 1 час 20 минут

Библиографический список

1

Оформить библиографический список по теме (не менее 10 позиций) (домашнее задание)

Рецензия на научную монографию

1

Максимум - 6000 знаков (домашнее задание)

Итоговый

Зачет


*

Аудиторная работа: аннотация научной статьи ( до 1000 знаков, 1 час), редактирование аннотации статьи – 1 час, библиографическое задание - 30 минут. Всего 2,5 часа. Выполняется от руки или в текстовом редакторе (высылается преподавателю по корпоративной почте непосредственно по окончании работы)


Для текущего контроля указано количество работ соответствующего типа в каждом модуле. Распределение работ по неделям в модуле зависит от темпа изучения материала, сложности понимания темы и может варьироваться в разных группах.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной...
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (немецкий язык)»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Академическое письмо»
Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Академическое письмо»
Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconУрок (русский язык + английский язык) по теме "Новогоднее письмо"
Интегрированный урок (русский язык + английский язык) по теме "Новогоднее письмо"
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск