Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)





Скачать 83.82 Kb.
НазваниеКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Дата публикации19.10.2013
Размер83.82 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 3

  1. Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

  2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Почему мужики в сказке Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Вопрос 1:  Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Сентиментализм как литературное течение.

Сентиментализм – литературное течение , возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 18 века – нач. 19 веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Представители: Карамзин, Радищев, Капнист, Львов.

Жанры: сентиментальная повесть, послание, путевые заметки, элегия, народные песни, мещанская драма.

  1. Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество (кратко)1



  1. Повесть Карамзина как сентиментальная повесть.

 Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост — слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду.

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».
    
     Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных — в этом главная нравственная задача художников слова.
    
     «Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.
    
     Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Вопрос 2: «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»2.

Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.

Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».
    
     Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви.      Встреча с Онегиным — роковая для Татьяны. «Это он!» — выбор единственный на всю жизнь. Татьяна «любит не шутя», она не умеет судить хладнокровно. Письмо Татьяны — один из ключевых мест в композиции романа3. Здесь все: и отсутствие житейской опытности, и одновременно высокий настрой души, отважной в движении навстречу своей судьбе. Татьяна обращается к Онегину на ты «я — твоя!», это не обмолвка, а полное доверие к избраннику.     

Ю. М. Лотман: «Жизнь Татьяны — результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье...»
        Личная судьба Татьяны трагична: одиночество в родном доме, безответная любовь к Онегину, замужество без любви и опять одиночество среди богатства, блеска и преклонения. Но страдания не сломили ее: ей чужда «постылой жизни мишура», она не изменяет своим нравственным принципам, своему пониманию чести. Источник ее духовной силы — глубокая связь с русской жизнью, чего нет у Онегина, она «русская душою». Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность, готовность к самопожертвованию — это не просто черты характера Татьяны, но и воплощение «положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины» (Ф. М. Достоевский).

Вопрос 3: Почему мужики в сказке Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве
Салтыкова-Щедрина. Свои сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В своих
сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость
и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не умеющих работать
паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда мужика. Писатель
видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам помещик ничего из себя не
представляет. Крестьяне изображены в сказке в виде роя: когда они садятся на городскую площадь, их, как пчел, собирают в корзину и отсылают помещику. Жизнь сразу возвращается в свою колею. Сравнение крестьян с роем имеет несколько смыслов:
1. Мужики трудятся всю жизнь, как пчелы, а плоды их трудов достаются другим.
2. Коллективное начало в народе преобладает над личностным: крестьяне живут общиной, ощущают себя частью народа.

Приложение 1

Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — прозаик, поэт, журналист, историк.
Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.
Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства.
В 1789 году опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия", отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера "О происхождении зла" (1786), "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1787). С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии. Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой Публикуя из номера в номер "Письма русского путешественника", Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы. В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести "Бедная Лиза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792), "Фрол Силин, благодетельный человек" (1791), "Лиодор" (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.
С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры — утонченного, "чувствительного", с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей. Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя "писать как говорят", Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе "общественно-бытовой", язык еще надлежит создать. Изменение общественно-политической ситуации 1801—1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала "Вестник Европы" были опубликованы повести "Марфа Посадница" (1803), "Рыцарь нашего времени" (1802), "Моя исповедь" (1802), "Чувствительный и холодный. Два характера" (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.
В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.
Первый том "Истории государства Российского" был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов "Истории..." Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над "Историей..." Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..."
Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание. Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно. Карамзинская "История..." не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством. Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России. Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.
Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Приложение 2





1 См. Приложение .

2 Ответ следует подкрепить чтением отрывка наизусть.

3 Дополнительный материал см. в Приложении 2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconКомментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.)
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconОтветы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс
Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по биологии 9 класс
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconЭкзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Нумерация...
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по физике в 9 классах в 2012 2013 уч году Устный
Устный экзамен по физике – экзамен по выбору, форма проведения которой может быть различной: ответ по билету, защита реферата, собеседование,...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по физике в 9 классах в 2012 2013 уч году Устный
Устный экзамен по физике – экзамен по выбору, форма проведения которой может быть различной: ответ по билету, защита реферата, собеседование,...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПояснительная записка к экзаменационным билетам по курсу «Обществознание»
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconОтветы и критерии оценивания Часть 1
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconОлимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconПрактические задания к экзаменационным билетам ( для всех отделений)
...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconЗадачи к экзаменационным билетам по дисциплине хирургия (4 курс) Задача 1
Считает себя больным в течение 7 часов. Заболел остро. Появились боли в эпигастральной области, которые затем переместились в правую...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель русск языка и литературы моу гимназии им. А. Л. Кекина, 2011-2012...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconРабочая программа По литературе 5 класс Учитель Попова О. Н
В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся...
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) iconРабочая программа по литературе 5 класс
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...


Школьные материалы



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск