Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок





Скачать 133.08 Kb.
НазваниеВасильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок
Дата публикации19.10.2013
Размер133.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа"

Конспект

урока русского языка

«Лексическое значение слова»


подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Васильева Елена Владимировна


2012г.

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания



Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока



Слово и его лексическое значение


Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.



Регулятивные:Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формирование способности к проектированию.
Познавательные: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование обще-учебных умений.
Коммуникативные:Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением и стилевой принадлежностью.



Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование


Электронный Вики-словарь


«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь».


Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения. «Русский язык» 5 класс, Е.А.Быстрова и др..



Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, толковый словарь, однокоренные слова.

Форма проведения урока

Урок - практикум.




Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД


I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Продолжительность:2 мин.




Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.



Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!



Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.


Владение ключевыми понятиями.


Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.
Продолжительность: 7 мин.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Читает стихотворение, организует актуализацию умений по работе со словом, с толковыми словарями.



I. Пятиминутка для жизни

Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.
Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух?
Я люблю салат из свеклЫ с орехами.

Приятель звОнит мне каждый вечер.

Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.

А ну, ложь книгу на место!

Ихний дом построен недавно.

А как сказать правильно?
II- Ребята послушайте стихотворение.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...
- Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить ?

( о словах)

- Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Прочитаем эпиграфы к нашему уроку.

-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и эпиграф, то высказывание, которое вам больше понравилось.

-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)

-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.


В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?

- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов, познакомимся со словарной статьей и научимся ее составлять в такой форме, как она представлена в Вики-словарь.




Исправляют ошибки.
Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока..
Делают записи.

Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;

организовать самопроверку и самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Продолжительность:10 мин.


Деление класса на группы;

определение задач для каждой группы;

организует работу со справочником.

- С чего же начать наше путешествие по океану знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.
- Какое слово получилось?
- Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках.

- Что такое лексика?
- Сколько слов в русском языке?
- А конкретнее?
- Почему же?
Наша задача – расширять свой словарный запас.

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что значит узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой.
-Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово?

- Давайте исследуем его.
Плим – существительное (что?) плим.

н.ф. – плим

Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!

- Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
- Итак, что же такое лексическое значение слова?

Значит, мы сегодня с вами познакомимся с понятием “Лексика” и «Лексическое значение»
Словарная работа.

- Откройте тетради – справочники и запишите определение слова – ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. (Слайд)

Работают в группах (4), решают кроссворд.


-Лексика
- О лексике
- Словарный состав языка

- Много
- Нельзя сказать
Какие-то слова появляются, какие-то исчезают

Слушают стихотв.

- Да


Разбор у доски (письменно): слова «плим»

Вспоминают, что такое лексическое значение слова.

Оформляют записи.



Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах и группах.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- 20мин.



Организация работы с учебником,

Организация работы в парах и группах,


-Откройте учебник на стр.71, прочитаем теоретический материал.
Физминутка.

А теперь обратите внимание на запись (слайд). Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…

-Я думаю, все догадались, о чём идёт речь.

А как вы догадались? Что вам помогло?

А почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое?

Итак, мы уже можем назвать наш текст «Берёзка».

Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания:

Берёзка.

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..кирасп..сные.

(слайд презентации)

Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают

1 гр. Предмет;

2 гр. Признак;

3 гр. Действие.

К каким частям речи относятся эти слова?

Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.

Какой тип речи выбрал автор? А что автор описывает?

Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.

Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.

А можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову?

Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам.

А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка?

Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме.

Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (слайд презентации)

По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, вот толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие.

А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. (слайд презентации)

Так толкуется значение слова береза.

Это называется словарной статьей.

Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.

В.И. Даль в прошлом веке собирал слова по крупицам, преодолевая большие трудности, сам ездил по деревням и городам России.
Из чего состоит эта словарная статья?

Заголовочное слово.

Грамматические пометы.

Толкование лексического значения.

Пример употребления в речи.
Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов).
Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете обязательно загляните в толковый словарь.
Игра: составь слова – великорусский
- Следующее задание. Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям, составьте словосочетание и предложение.
1гр. Наметенная ветром большая куча снега, а также вообще чего-н. сыпучего, мелкого. (сугроб)

2гр. Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде ледяных кристаллов. (снег)

3гр. двенадцатый, последний месяц в году; декемврий; студень или грудень (декабрь).
- Проверьте себя и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

Нет, скоро наступит зима и любимый нами праздник. Какой?

Теперь ваша задача наоборот дать толкование заданного слова, а мы вместе должны будем отгадать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю.

1 гр. Снегурочка

2гр. Дед Мороз

3гр. Новый год



Работают с материалом учебника,
Выполняют физминутку.
Работают со словом,
(Берёзка)
Перечисляют признаки.

(береза - символ Родины, России, символ русского народа).
Решают лингвистическую задачу.
Работают у доски.

Работают в группах.
(прилаг., сущ.)
(описание)

(берёзку)


Работаю над определением лексического значения

(лиственное дерево с тонким белым стволом.)

(Нет)

(Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)

(По словарю.)

Работают со словарями, знакомятся с понятием словарная статья.

Смотрят сценку «Словарь В.Даля»
Выполняют задание по парам, кто больше?
Работают с лексическим значением слова, составляют словосочетания и предложения.

- Новый год

Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Уметь работать в парах и группах.

V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.

- 5мин


Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

-Исследование какой темы вели на уроке?

-Какие понятия разобрали?

Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова).
-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.

Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.
Домашнее задание. 1.Написать письмо к Деду Морозу или 2. Учебник стр. 72, упр. 168
От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!


Понять что такое лексическое значение
Оценивают деятельность на уроке.
Показывают карточку своего настроения.


Делают запись в дневнике.




Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.

Список использованных материалов:

  1. www.douchit.ru/1-cdbhiea.php4

  2. www.litera.ru/stixiya/authors…mnogo-slov-na.html

  3. http://www.x-vim.info/s_3e9f18c.html

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/236730

  5. www.glinskie.ru/common/mpublic.php…

  6. hyaenidae.narod.ru

  7. http://festival.1september.ru/articles/210144/

http://almaty-lit.ucoz.ru/publ/33-1-0-310

  1. http://nsportal.ru/

  2. Корсаков В.А.. Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии. - Йошкар-Ола: Стезя, 1992. - 53 с.

  3. Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconТехнологическая карта конструирования урока с использованием средств икт и оэр
Рекомендуется следующая последовательность ак­туализации и проверки усвоения изученного материала
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок icon№ урока по теме
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта конструирования учебного занятия с использованием кейс метода
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта конструирования урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconУрока, Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПадей Елена Владимировна Класс 3 «а», «г» гбоу сош №2026, 2-ий год...
Класс 3 «а», «г» гбоу сош №2026, 2-ий год обучения английскому языку 10/09/2012г
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Измерение массы тела с помощью весов – лабораторная работа №3”
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Васильева Елена Владимировна
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconТехнологическая карта урока
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПриложение. Если тема проходится в виде блочно-модульного способа...
Продолжить формирование понятия о том, что в основе всего живого лежит клетка; развивать приемы учебной деятельности
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе Учитель: Ширяева Елена Ивановна
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Васильева Елена Владимировна 2012г. Технологическая карта конструирования урок iconТехнологическая карта конструирования урока с использованием эор и цор
Решаемые учебные проблемы: чем синонимы отличаются от антонимов; можно ли, используя антонимы объяснить неизвестное слово; какую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск