Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения





Скачать 151.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения
Дата публикации20.10.2013
Размер151.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

logo


Методические рекомендации

по написанию реферата

для студентов очной и заочной форм обучения

групп специальностей направления «Образование и педагогика»

Чита – 2011

Составители: к.п.н. Н.А. Веригина, к.п.н. О.В. Гулеева
Рецензент: А.В. Спиридонова, к. культурологии, зам. директора по УМР ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Рассмотрено и одобрено на заседании Научно-методического совета Читинского педагогического колледжа
В методических рекомендациях изложены требования по подготовке, написанию и оформлению реферата. Данные рекомендации могут быть полезны преподавателям и студентам.





СОДЕРЖАНИЕ

1

Общие положения

4

2

Этапы работы над рефератом

5

3

Структура и содержание реферата

6

4

Техническое оформление реферата

9

5

Процедура защиты реферата

10

6

Критерии оценки реферата

11




Литература







Приложения















  1. Общие положения


Реферат представляет собой самостоятельную исследовательскую работу, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, расширяет и углубляет свои теоретические знания, учится анализировать, систематизировать, обобщать научные теории и делать выводы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Работа над рефератом способствует раскрытию исследовательского потенциала студента, развитию способности к творческому поиску, сотрудничеству, самореализации.

Рефератэто краткое систематическое и последовательное изложение какого-либо вопроса или научного труда. Он является одной из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников, поэтому реферат, в отличие от конспекта, представляет собой новый, авторский текст. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата: в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений и оценок; в реферате дается ответ на вопрос, что существенного по интересующей про проблеме содержится в конкретном тексте.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.

Реферату должны быть присущи: целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая), связность (логическая и формально-языковая), структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение), завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).


  1. Этапы работы над рефератом

  1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы.

  2. Изучение основных источников по теме.

  3. Составление списка литературы.

  4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

  5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

  6. Определение основных понятий темы.

  7. Корректировка темы и основных вопросов анализа.

  8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана.

  9. Реализация плана, написание реферата.

  10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата.

  11. Проверка оформления списка литературы.

  12. Редакторская правка текста.

  13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.




  1. Структура и содержание реферата


Объём реферата по гуманитарным дисциплинам должен быть не менее 12 страниц формата А-4. По предметам естественнонаучного цикла объём реферата может быть меньше и должен определяться в зависимости от темы.

Тема реферата должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими (например, по истории не следует допускать названия типа «Наполеон Бонапарт», по биологии – «Обитатели океана», по географии «Природа Америки» и т. п.). Тема может носить межпредметный, внутрипредметный и интегративный характер; быть в рамках программы дисциплины или расширять е содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников).

Реферат любого типа, как правило, имеет следующую структуру:

- титульный лист (Приложение 1),

- содержание с указанием параграфов и страниц

(Приложение 2),

- введение,

- основную часть (разбитую на параграфы),

- заключение,

- список литературы,

- приложения (если есть).
Требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, в которой необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес, в чем заключается его практическое значение. В актуальности также содержится краткий обзор изученной литературы, анализируются сильные и слабые стороны трудов предшествующих исследователей. Во введении важно выделить цель работы, а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Объем введения обычно составляет 1-1,5 страницы текста.

Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для раскрытия ключевых положений выбранной темы. Содержание основной части реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тематический характер. Основная часть реферата структурируется по параграфам, количество и название которых определяются автором и руководителем. Каждый параграф начинается с задачи и заканчивается выводом.

Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребление терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных параграфов и разделов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.
Требования к заключению

Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач и цели; в ней указывается, что нового лично для себя студент вынес из работы над рефератом. Объем заключения составляет 1-1,5 страницы.

Требования к списку литературы

В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий (не менее пяти). Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности. Основное требование к списку литературы – достоверность, поэтому описание составляется непосредственно по документу. Необходимо указать фамилию и инициалы автора, название источника, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. В общий список литературы включают все документы, используемые при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет (Приложение 3).

Примеры библиографических записей

Книга одного-трех авторов:

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288 с.

Статья из журнала:

Матвеева Д.А. Роль предметов общеобразовательного цикла в профессиональной подготовке студентов ссузов // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 12. – С. 10-11.
Статья из книги, сборника:

Озеркова И.А. Классификация ключевых образовательных компетенций с позиции философии космизма // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие ИНЭК, 2007. – С. 54-59.

Книга четырех и более авторов:

Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

Электронный ресурс:

Ильина С.П. Становление образа современного педагога как условие развития профессиональной компетентности студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]. URL: http://fit-herzen-conf.ru/ilyna.html (дата обращения: 11.10.11).

Предписанный для разделения областей библиографического описания знак, точку и тире, допускается заменять на точку.
Приложения

После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. п.) Каждое приложение оформляется с нового листа с указанием в правом верхнем углу страницы слов«Приложение» и его номера (например, Приложение 1). Если приложение одно, то оно не нумеруется. Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру с прописной буквы отдельной строкой. Приложения не входят в общий объем работы. Номера страниц не проставляются.


  1. Техническое оформление реферата

Реферат должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата А-4 через полуторный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт Times New Roman, размер 14 пт. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см. В тексте реферата рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. Выравнивание текста по ширине.

Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами. Нумерация листов начинается со второй страницы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Номера страниц проставляются в центре нижней части страницы без точки.

Каждая структурная часть (титульный лист, содержание, введение, параграф и т. д.) начинается с новой страницы. В конце заголовков, располагаемых посредине строки, точка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Расстояние между названием параграфа и следующим за ним текстом составляет одну пропущенную строку. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

В тексте реферата должны обязательно делаться ссылки на тот литературный источник, откуда взят материал, поскольку в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому труду. По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой. Краткая ссылка, предназначенная только для поиска документа (объекта ссылки), приводится в тексте в виде номера, соответствующего литературному источнику или нормативному документу, приведенному в списке литературы, и заключается в квадратные скобки. Например, [12].

В ссылке, если ее приводят на конкретный фрагмент текста документа, указывают не только порядковый номер источника согласно списку литературы, но и номер страницы, на которой помещена цитата. Сведения разделяют запятой: [11, с. 105]. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова «Цитировано по». Например, [Цит. по: 14, с. 181].

Если объектов ссылки несколько, то их объединяют в одну комплексную библиографическую ссылку, сведения в которой разделяются точкой с запятой с пробелами до и после этого предписанного знака: [3; 14] или [9, с. 123; 15, с. 26].

Реферат обязательно должен быть скреплен.

  1. Процедура защиты реферата

Различают три вида защиты реферата: классическую, индивидуальную и творческую.

1. Классическая защита. Устное выступление студента сосредоточено на принципиальных вопросах:

  • тема исследования, ее актуальность;

  • круг использованных источников и основные подходы к проблеме,

  • новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т.д.),

  • основные выводы по содержанию реферата.

2. Индивидуальная защита. Студент раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

  • обоснование выбора темы реферата,

  • способы работы над рефератом,

  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты,

  • личная значимость проделанной работы,

  • перспективы продолжения исследования.

3. Творческая защита предполагает:

  • оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарий,

  • демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования,

  • яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

Важно, чтобы защищающий реферат в течение 7-10 минут мог рассказать об актуальности исследуемого вопроса, поставленных цели и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме.


  1. Критерии оценки реферата

Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям относят:

  • соответствие реферата теме,

  • глубину и полноту раскрытия темы,

  • адекватность передачи содержания первоисточника,

  • логичность, связность,

  • доказательность,

  • структурную упорядоченность,

  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования и т. д.),

  • языковую грамотность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

    1. Критерии оценки введения:

- наличие обоснования актуальности темы,

- присутствие сформулированных цели и задач работы,

- наличие краткой характеристики первоисточников.

2. Критерии оценки основной части:

    • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

    • наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

    • проблемность и разносторонность в изложении материала;

    • выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

    • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3. Критерии оценки заключения:

- наличие выводов по результатам анализа,

- выражение своего мнения по проблеме.

В итоге оценка складывается из ряда моментов, а именно:

- соблюдение выше перечисленных требований к реферату;

- знание студентом изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;

- умение свободно беседовать по любому пункту плана, способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них;

- наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.

Оценка за реферат: если студент выполнил 65-80 % указанных выше требований, ему ставится оценка «удовлетворительно», 80-90 % – «хорошо», 90-100 % – «отлично».

Литература
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-ис-следовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2006. – 128 с.

2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М.: Владос, 2003. – 160 с.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

4. Реферат в вопросах и ответах: практические рекомендации по разработке и оформлению / Составитель: И.А. Извоскова. – Иркутск: ИГПК № 1, 2003. – 28 с.

5. Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 55 с.
Приложение 1

Образец оформления титульного листа
Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

(шрифт 14)


Реферат (шрифт 20)

по дисциплине: « » (шрифт 16)

Общенаучные методы

(тема без кавычек, с прописной буквы, шрифт 20)


Выполнил(а): студент(ка) _____ группы,

специальности _______________________

(код, название специальности без кавычек)

_____________________________________

(Ф.И.О. полностью, в Им. п.)

Проверил(а): ________________________

(И.О.Ф. преподавателя в Им. п.)
Чита – 201_

Приложение 2

Оформление содержания


Содержание
Введение 3

1. Понятие метода и методологии 5

2. Общенаучные методы теоретического познания 8

3. Общенаучные методы эмпирического познания 11

Заключение 14

Список литературы 16


Приложение 3

Оформление списка литературы
Список литературы


  1. Золотцева В.В. Система активных методов обучения и развитие профессиональной компетентности // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 4. – С. 28-31.

  2. Ильина С.П. Становление образа современного педагога как условие развития профессиональной компетентности студентов педагогического вуза [Электронный ресурс]. URL: http://fit-herzen-conf.ru/ilyna.html (дата обращения: 11.10.11).

  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 256 с.

  4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

  5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

  6. Роботова А.С., Шапошникова И.Г., Родионова В.А. Профессия – учитель: учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

  7. Mc Glasson M. The Middle School: Where? What? Whiter? – Phi Delta Kappa Educational Foundation, Bloomington, Indiana, 1983. – 44 p.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconПрограмма курса и методические рекомендации для студентов очной и...
Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм...
Характеристика курса
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов...
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо "Читинский педагогический колледж"
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию выпускной квалификационной...
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо "Читинский педагогический колледж"
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения
Апы выполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные рекомендации по составлению...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации для практических занятий по дисциплине
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМосковский экономико – правовой институт
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconТемы контрольных работ и рефератОВ, а также методические рекомендации...
Выбор студентом темы контрольной работы, реферата осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические указания по написанию реферата для студентов направления...
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика (квалификация «Бакалавр»)...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных...
В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных...
В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации студентам по написанию рефератОВ
Написание реферата является одной из форм обучения, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов,...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические указания предназначены для студентов очной и заочной...
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080115 «Таможенное дело» Института...
Методические рекомендации по написанию реферата для студентов очной и заочной форм обучения iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск