Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008







Скачать 70.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008
Дата публикации20.10.2013
Размер70.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий


Методист: Паршина С.А.

Методические рекомендации

по оформлению дополнительной образовательной программы


Ярославль, 2008

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами, как:

• актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);

• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);

• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);

• реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);

• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей).

В образовательных учреждениях действуют следующие программы.

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Структура программы дополнительного образования детей

Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа. Согласно Приложению к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844, программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист;

  2. Пояснительную записку;

  3. Учебно-тематический план;

  4. Содержание изучаемого курса;

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

  6. Список литературы.

Объем программы не должен превышать 10—15 страниц.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

    • наименование образовательного учреждения;

    • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    • название дополнительной образовательной программы;

    • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    • срок реализации дополнительной образовательной программы;

    • Ф. И.О., должности автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    • год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы: туристско-краеведческая, эколого-биологическая, оздоровительно-спортивная и др.;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, образовательных программ;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий (основными формами проведения занятий могут быть: лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.);

  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (итоговый мониторинг в учреждении дополнительного образования детей может проводиться в следующих формах: собеседование, зачет; зачетный лист, вопросник по программе, реферат; защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, КВН, викторина, открытое занятие и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы составляется на каждый год и может содержать:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты бесед, дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, разработки игр, сценарии и др.;

  • разработки педагога для проведения занятий: схемы, таблицы, раздаточный материал; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

  • разработки информационного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы;

  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения;

  • творческие отчеты по программе: фотоальбомы и т.д.

6. Список использованной литературы: необходимо иметь два списка рекомендуемой и используемой литературы: один для педагога, другой для детей,
Формулирование цели и задач программы

Цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.

Цель — заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.

Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

При формировании задач С.В. Тетерский рекомендует воспользоваться следующей классификацией:

• познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);

•развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);

• мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);

• социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);

• обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

• эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту)

• оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).

На сегодняшний день задачи в дополнительной образовательной программе, как правило, не разделяют на воспитательные, развивающие, обучающие и т.д. Говорят, что данная программа решает триединство образовательных задач УДОД: воспитательных, обучающих, развивающих.
Особенности оформления

модифицированной (адаптированной) программы

  1. Титульный лист: дату утверждения и номер протокола методсовета не указывать.

  2. Пояснительная записка: Если количество часов в базовой программе не совпадает с количеством часов в Вашей программе, необходимо указать, какие разделы базовой программы изучаются, какие темы не включены.

  3. Учебно-тематический план: должен быть составлен на каждый год обучения.

5. Методическое обеспечение

6.. Список использованной литературы
Приложение №1

Образец оформления титульного листа

программы дополнительного образования детей




Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий


Утверждаю

Зам. директора по УВР
________________ М.Е. Лагуненок

Методсовет ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк

_______ от ______________________

Модифицированная (авторская) образовательная программа

дополнительного образования детей

«Название программы»
Программа составлена на основе программы

«авторы и название программы» (для модифицированной)
Программа рассчитана на «_____» года обучения


Возраст обучающихся – «____» лет

Педагог: «ФИО полностью»,

педагог дополнительного образования

ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк.

Ярославль, «год»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconУчебно-методическое пособие 2008 Требования к оформлению текстовых...
...
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconРекомендации по оформлению форм заявлений о предоставлении лицензии...
Минобрнауки России от 09. 10. 2008 n 286) и осуществляющие подготовку аспирантов и (или) докторантов
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) / Составители: профессорско-преподавательский...
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по разработке рабочих учебных программ...
Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 / м-во образования и науки Рос. Федерации....
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по проведению, оформлению и презентации...
М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н....
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации Самостоятельная работа студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов асф кемГУ. В рекомендациях описаны общие требования к оформлению рефератов
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное...
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации
Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,...
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconГосударственные требования к минимуму содержания и уровню требований...
Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» для получения дополнительной...
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплин основной образовательной программы
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск