Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008







Скачать 70.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008
Дата публикации20.10.2013
Размер70.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий


Методист: Паршина С.А.

Методические рекомендации

по оформлению дополнительной образовательной программы


Ярославль, 2008

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами, как:

• актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);

• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);

• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);

• реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);

• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей).

В образовательных учреждениях действуют следующие программы.

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Структура программы дополнительного образования детей

Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа. Согласно Приложению к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844, программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист;

  2. Пояснительную записку;

  3. Учебно-тематический план;

  4. Содержание изучаемого курса;

  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

  6. Список литературы.

Объем программы не должен превышать 10—15 страниц.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

    • наименование образовательного учреждения;

    • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    • название дополнительной образовательной программы;

    • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    • срок реализации дополнительной образовательной программы;

    • Ф. И.О., должности автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    • год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

  • направленность дополнительной образовательной программы: туристско-краеведческая, эколого-биологическая, оздоровительно-спортивная и др.;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;

  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, образовательных программ;

  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • формы и режим занятий (основными формами проведения занятий могут быть: лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.);

  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности

  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (итоговый мониторинг в учреждении дополнительного образования детей может проводиться в следующих формах: собеседование, зачет; зачетный лист, вопросник по программе, реферат; защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, КВН, викторина, открытое занятие и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы составляется на каждый год и может содержать:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты бесед, дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, разработки игр, сценарии и др.;

  • разработки педагога для проведения занятий: схемы, таблицы, раздаточный материал; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

  • разработки информационного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы;

  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения;

  • творческие отчеты по программе: фотоальбомы и т.д.

6. Список использованной литературы: необходимо иметь два списка рекомендуемой и используемой литературы: один для педагога, другой для детей,
Формулирование цели и задач программы

Цель программы - решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.

Цель — заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.

Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

При формировании задач С.В. Тетерский рекомендует воспользоваться следующей классификацией:

• познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);

•развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);

• мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);

• социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);

• обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);

• эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту)

• оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).

На сегодняшний день задачи в дополнительной образовательной программе, как правило, не разделяют на воспитательные, развивающие, обучающие и т.д. Говорят, что данная программа решает триединство образовательных задач УДОД: воспитательных, обучающих, развивающих.
Особенности оформления

модифицированной (адаптированной) программы

  1. Титульный лист: дату утверждения и номер протокола методсовета не указывать.

  2. Пояснительная записка: Если количество часов в базовой программе не совпадает с количеством часов в Вашей программе, необходимо указать, какие разделы базовой программы изучаются, какие темы не включены.

  3. Учебно-тематический план: должен быть составлен на каждый год обучения.

5. Методическое обеспечение

6.. Список использованной литературы
Приложение №1

Образец оформления титульного листа

программы дополнительного образования детей




Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий


Утверждаю

Зам. директора по УВР
________________ М.Е. Лагуненок

Методсовет ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк

_______ от ______________________

Модифицированная (авторская) образовательная программа

дополнительного образования детей

«Название программы»
Программа составлена на основе программы

«авторы и название программы» (для модифицированной)
Программа рассчитана на «_____» года обучения


Возраст обучающихся – «____» лет

Педагог: «ФИО полностью»,

педагог дополнительного образования

ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк.

Ярославль, «год»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconУчебно-методическое пособие 2008 Требования к оформлению текстовых...
Требования к оформлению текстовых учебных документов. – Ярославль: фгоу спо «Ярославский автомеханический техникум», 2008. – 33 с">
Методические рекомендации по оформлению дополнительной образовательной программы Ярославль, 2008 iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа">