Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста





Скачать 326.14 Kb.
НазваниеФормирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер326.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Н.А.Корчемкина,

учитель начальных классов ВПГ
В середине XX века педагоги во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а в конце прошлого века - компьютер. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности. По данным первого съезда Российского книжного союза, прошедшего в апреле 2001 года, 50% населения нашей страны не читает ни книг, ни газет, ни журналов, а более 10 млн. взрослых россиян неграмотны. От состояния чтения зависит духовное здоровье нации. Но чем же так страшно «нечтение» детей.

Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

В-четвертых, развивающаяся на базе детского нечтения функциональная неграмотность взрослых приводит зачастую к несчастным случаям, нештатным ситуациям, а порой и к гибели людей. Функциональная неграмотность страшна и опасна. Формально - люди грамотны, они пишут и читают, но уметь читать - не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Исследования, проведенные в разных странах, показали, что нечитатели отличаются от читателей в своем интеллектуальном развитии. Читатели способны мыслить в категории проблем, схватывать целое, улавливать логику и связь явлений. Читатели более адекватно оценивают ситуации, быстрее находят правильное решение, лучше владеют речью, имеют более развитое творческое воображение. Помимо этого они легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в своих поступках. То есть чтение формирует качества социально ценного человека.

Статус самой читающей страны мира не утрачен Россией окончательно. Почему же сегодня возникла эта проблема? В чем причины отрыва детей от книги и чтения?

Практически у каждого из нас на этот счет найдется собственное мнение. Одни считают, что виной всему неправильные программы обучения детей чтению, не учитывающие интересы и возрастные особенности детей. Другие во всем обвиняют телевидение и родителей, не контролирующих время детей, проверенное у телевизора. Родители, занятые добыванием средств на существование, считают, что виноваты детские сады и школы, где воспитатели и учителя из-за маленьких зарплат просто не хотят заниматься с детьми как следует. А истина, как обычно, где-то поблизости.

Безусловно, отпечаток на весь процесс воспитания подрастающего поколения накладывает социально-экономическая ситуация в стране. Слишком мало живого общения родителей и детей не «по делу», а для души. Отсутствие

общения приводит к тому, что дети и родители отдаляются, становятся все более чужими духовно.

Однако нельзя всю вину возлагать на технический прогресс. Хотя, несомненно, его плоды грандиозно изменили мир за последние несколько десятилетий. Посмотрим правде в глаза. Сколько угодно можно сетовать на плоды научной мысли, но мы не в состоянии «оградить» от их влияния детей. В наши дни это значило бы оградить от жизни вообще. Но и пускать процесс приобщения ребенка к благам цивилизации на самотек так же не допустимо.

Вошедшие в нашу жизнь новые технологии существенно облегчили доступ к информации и повысили уровень осведомленности каждого из нас о различных процессах и явлениях. Сегодня обыкновенный школьник знает об окружающем его мире больше, чем любой профессор средневековья, но не от праздного любопытства, а потому, что сама жизнь ставит перед ним как одно из важнейших условий благополучно сложившейся судьбы и карьеры - образованность, желание учиться, постигать новое. Образованный человек - это, прежде всего, всесторонне развитый человек.

Но какое отношение ко всему этому имеет чтение вообще и детское чтение в частности. Самое прямое. С одной стороны, чтение имеет большое значение как чисто технический навык. С другой стороны - не вызывающая ни у кого сомнений необходимость в духовном развитии формирующейся личности. Уходят в прошлое чтение для души; чтение, необходимое, как воздух; чтение как осознанная потребность; чтение, как символ благополучной, полной жизни. Привить такое отношение к чтению намного сложнее, чем просто научить ребенка читать.

Мой общий педагогический опыт в начальной школе составляет 29 лет. 22 года проработала в средней школе №11, 7 лет - в Вятской православной гимназии. И мои практические наблюдения показывают, что интерес к книге, к чтению у современных детей быстро падает. Тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Учитывая остроту рассматриваемой проблемы мною была поставлена следующая цель - формировать и развивать интерес к чтению, читательскую самостоятельность у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Все педагоги Вятской православной гимназии работали над одной научно-экспериментальной темой: «Повышение грамотности и формирование коммуникативной компетенции при углубленном изучении русского языка».

Формирование коммуникативной компетенции учащихся предполагает развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.

Как педагогическая проблема речевая деятельность пока практически не исследована, хотя русские психолингвисты Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев внесли большой вклад в развитие теории речевой деятельности.

Как педагогическая проблема речевая деятельность пока практически не исследована, хотя русские психолингвисты Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев внесли большой вклад в развитие теории речевой деятельности. Великий русский физиолог И.М.Сеченов писал: «В школьный период главными определителями умственного развития становятся те перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать, писать». Еще более ярко эта мысль выражена у Л.С.Выготского: «Речевая деятельность - фундаментальная деятельность, ведущая к развитию личности, сознания, всех познавательных процессов». Низкий уровень речевой деятельности - показатель недостатков развития: познания жизни, окружающей действительности, его отношения к миру, людям, убеждений, нравственных ценностей, социальных устоев.

Чтение, как вид речевой деятельности, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И.Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д.Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И.Буслаев). «Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф.Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». «Чтение, - продолжал и углублял эту мысль выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Как научить ребенка правильно читать, читать-думать, читать-чувствовать, читать-жить? Разработкой этого вопроса глубоко и серьезно занимаются современные ученые-методисты Н.Н.Светловская и Т.С.Пиче-оол. Их практическая методика основана на объективных законах науки о формировании читателя, которые были открыты и сформулированы в конце XX века.

НАУКА О ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЯ - это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся в условиях общественной практики СИСТЕМА объективно истинных знаний о личностно - и общественно-целесообразно и эффективно общение автора текста и его читателя.

С целью передачи, с одной стороны, и присвоения - с другой, накопленного человечеством и непременно лично значимого для каждого из нас даже негативного опыта.

СИСТЕМА - это совокупность компонентов (т. е. частей какого-то целого и их связей, обеспечивающая функционирование целого)

Зачем это надо знать?

А затем, что читательская деятельность, которой учитель занимается при формировании ребенка-читателя, очень сложная система, а систему надо знать. За точностью работы системы работающему надо постоянно следить. Системность -главный признак научных знаний.

Простейший пример системности в науке о формировании читателя -взаимозависимость таких компонентов, как ЗНАНИЕ КНИГ и ЧИТАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Будучи выявлено и изучено специалистами как значимое явление из области формирования читателя, ЗНАНИЕ КНИГ - это понятие, в котором отражены существенные свойства одноименного явления, а именно способности читателя, который владеет знанием книг, во-первых, представлять все существующие книги в виде замкнутой группировки или возможного для него круга чтения; во-вторых, воспроизводить при необходимости по памяти любую нужную часть этого круга или конкретный объект (книгу), в-третьих, быстро и безошибочно находить нужную часть книг или конкретную книгу в упорядоченном книжном окружении.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - тоже объективно существующее явление из области формирования читателя и соответствующее научное понятие. Это личностное свойство, а точнее, психическое новообразование, т. е. свойство, которое не задается от рождения, а возникает как результат правильного организованного обучения чтению. Оно характеризуется тоже тремя существенными признаками:

  • умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными
    целями и всякий раз осознавать свою цель

  • знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно
    эту цель

  • умением найти нужную книгу (или нужные книги) и освоить их содержание на
    максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально
    высоким для него на данный момент результатом

Связь двух этих понятий отражает Закон знания книг, который формируется так: «Знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности».

В этой формулировке Закона знания книг объективное воздействие на процесс подготовки ребенка-читателя представлено позитивно, т. е. там утверждается: если ребенок знает книги, то у него непременно возникнет и читательская самостоятельность, т. е. его не надо будет заставлять читать книги, т. к. он сам будет искать и находить нужные ему книги в нужное для него время, чтобы прочитать их и спросить учителя о непонятном или непонятом. Но этот же Закон можно прочитать и как предупреждение о возможной беде, т. е. негативно: если ребенок не будет знать книг и возможного, т. е. доступного, круга чтения, если читательского кругозора у него вовремя не сформируется, он искать и читать книг, нужных и полезных ему, просто не будет, даже если его заставлять это делать!.. А если он не будет искать и читать нужных и полезных ему книг, то чтение не станет фактором , развивающим его личность, его человечность, он опустится до уровня машины, которая считывает текст, в лучшем случае, для получения информации, и чтение утратит для него функцию собственно

человеческой духовной способности очеловечиться, а значит, ребенок - входящий в жизнь и формирующийся человек - потеряет возможность познавать себя, чтобы развивать данные только ему индивидуальные способности с помощью своевременного освоения и присвоения накопленного до него и для него в книгах человечеством опыта.

Как видите, есть над чем подумать!

Почему ученик А, у которого дома неблагополучная обстановка, а книг вообще нет, читает книги, думает о жизни и растет человеком, а ученик Б, которому только птичьего молока не достает, - равнодушный к миру и учебе человек?..

Ведь оба они были рождены для того, чтобы стать людьми... И каждому из них учитель должен был в этом помочь!.. И у учителя потенциально есть для этого

- в самом начале обучения, в младших классах школы - специальные
профессиональные инструменты - детские книги и живая речь! Так почему
одному он помог, а другому - нет?

Наука о формировании читателя дает ответ на эти «почему?» Она создала базу для системы руководящих положений, которые помогают при обучении чтению действовать профессионально, готовить в начальной школе ребенка-читателя, знающего, умеющего и любящего выбирать и читать книги - те, которые ему необходимы, чтобы стать человеком!

Это Закон знания книг, Закон деятельностного формирования читательской культуры и Закон провоцирования обучением нежелания читать. В своих опубликованных работах методисты рассматривают формирование основных понятий: читательская самостоятельность; тип правильной читательской деятельности; логика правильной читательской деятельности; чтение-рассматривание книг (основной метод); квалифицированный читатель, книга как учебный материал для формирования читателя; круг чтения - возможный и доступный; чтение (как система действий). В своей методической работе по формированию ребенка-читателя стараюсь руководствоваться практической методикой Н.Н.Светловской Представленная ими система гарантирует детям безусловную подготовленность к изучению литературы в средней школе.

В гимназии неслучайно выбрана программа «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой. С одной стороны, этот курс обогащает читательский опыт детей, оказывает воздействие на формирование их эстетического вкуса, а с другой — он качественно отличается от «нешкольного» чтения, так как решает
многоаспектные задачи обучения чтению и работе с литературными
произведениями, а так же формирует основы читательской деятельности.

Каковы же основные особенности курса «Литературное чтение»?

Во-первых, такие важные общепедагогические задачи, как развитие личности ребенка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование общеучебной и специальной читательской деятельности, решаются с максимальным учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.

Во-вторых, реализация этих концептуальных задач потребовала создания такого учебно-методического комплекта, чтобы в процессе обучения нашли свое решение все эти задачи, так как каждая из них направлена на развитие личности ребенка.

В-третьих, характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» классного и внеклассного чтения, то есть предлагается единый курс литературного чтения. О такой «перелетенности» уроков классного и внеклассного чтения во второй половине XVIII века писал Я.А. Роткович, а затем большое внимание этой проблеме уделяли Ф. И. Буслаев, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский. Вопрос о создании единой методической системы организации процесса чтения и работы с книгой, а также развитие интереса к литературе, «охоты к чтению» и формирование элементарных читательских умений всегда остро стоял перед школой России. В настоящее время существует две программы чтения (классного и внеклассного), которые независимо друг от друга решают вопросы обучения чтению и формирования умений работать с детской книгой. Есть еще варианты параллельных программ чтения и литературы. Авторы этого курса предлагают единую программу литературного чтения.

В-четвертых, содержание данного курса в каждом классе решает целый комплекс задач - это и нравственно-эстетическое развитие, и развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства с одновременным совершенствованием навыка чтения и выразительности, а также обогащения речи школьника средствами литературы.

В-пятых, работа с текстом произведения позволяет знакомить и постепенно осваивать богатства языковой культуры, обогащать эмоциональную сферу ученика через эстетические переживания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconРазвитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников
Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconНа тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»

Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconРабочая программа по внеурочной деятельности
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconИнновационный педагогический опыт
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconИнформация об участнике фестиваля
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconРешение тригонометрических уравнений, 10 класс
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста icon«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconПрограмма по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconДревесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconТ. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconТрофимова Елена Владимировна, учитель английского языка Баскаковской...
...
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг»
Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста
Формирование интереса к чтению, к детской книге и развитие читательской самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста iconМинистерство образования и науки российской федерации технологический...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск