ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
| ФИО (полностью) Фирсова Наталья Владимировна
|
|
| Место работы
| МБОУ СОШ
|
| Должность
| Учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| Литература
|
| Класс
| 5
|
| Тема и номер урока в теме
| Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
|
| Базовый учебник
| Под редакцией В. Я. Коровиной.
|
Цель урока: изучение типов сказок, особенности волшебных сказок.
9.Задачи урока
- обучающие познакомить учеников с основными типами сказок, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках;
-развивающие развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;
-воспитательные способствовать воспитанию добрых чувств.
Тип урока обучающий
Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование
Структура и ход урока
Таблица 1.
Ход урока.
Предварительное домашнее задание: вспомнить русские народные сказки, прочитать сказку «Царевна-лягушка».
Учитель: Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?
Демонстрируется титульный слайд, тему урока дети записывают в тетрадь.
Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. Кто запомнил? Расскажите.
http://video .yandex.ru/users/peressa2009/view/537
А теперь прочитайте, что говорили о сказке замечательные писатели А. Н. Толстой, А. С. Пушкин.
http://video .yandex.ru/users/peressa2009/view/537
Теперь поговорим о видах сказок. Выделяют три вида сказок: сказки о животных, сказки бытовые и, конечно, самые интересные, волшебные сказки. http://video.yandex.ru/ users/peressa2009/view/538
Сказки о животных, в них особый смысл, ведь звери и птицы очень похожи на людей, поэтому помогают нам понять человеческие характеры, взаимоотношения людей. Давайте вспомним характеры сказочных персонажей. Какими бывают заяц, лиса, медведь? Приведите примеры сказок.
Бытовые сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной жизнью, поэтому очень похожи на быль. Вымысел сливается с реальностью. Очень часто в таких сказках высмеивают такие качества, как жадность, трусость, лживость, корыстолюбие.
Волшебные сказки поражают наше воображение. Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч противостоят героям, которые защищают своих любимых, борются со злыми силами и обязательно одолевают их.
А теперь немного поиграем. Давайте вспомним сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определим их вид.
Демонстрируются слайды с 5 по 11, дети дают ответы.
Сказки имеют особое построение. Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой. За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…». Иногда в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Демонстрируется слайд 12, выполняется задание.
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».
Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте и запишите первую строчку до слова «предмета». Запомните.
Демонстрируется слайд 13, записывается информация в тетрадь.
Дома вы читали сказку «Царевна-лягушка». Понравилась она вам?
Демонстрируется слайд 14.
Есть ли в этой сказке присказка? А зачин? Прочитайте его. С чего начинается действие?
К каким фрагментам даны иллюстрации?
Демонстрируются слайды с 15 по 23. Дети называют фрагменты. Выборочный пересказ с элементами анализа. Основное внимание уделить характеру Ивана-царевича и Василисы.
Домашнее задание: Подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка», охарактеризовать главных героев (устно).
| плохо
1
не очень плохо
2
средне
3
хорошо
4
отлично
5
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| http://video .yandex.ru/users/peressa2009/view/537
| Демонстрация ролика
| Просмотр, ответы на вопросы.
| 10 мин.
|
|
| http://video.yandex.ru/ users/peressa2009/view/538
| Демонстрация ролика
| Просмотр, ответы на вопросы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». __________________________________________ Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
|
|
|
| http://video.yandex.ru/u sers/peressa2009/view/537 http://video.yand ex.ru/users/peressa2009/view/538
| |