Сибирский федеральный университет





Скачать 67.78 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет
Дата публикации30.06.2013
Размер67.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
УДК 82:2 Распутин

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКФРАСИС

В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА«ЖИВИ И ПОМНИ»

Степанова В. А.,

научный руководитель д-р филол. наук Ковтун Н. В.

Сибирский федеральный университет


Творчество В.Г. Распутина, как правило, рассматривают в контексте современной традиционалистской прозы, важной особенностью которой исследователи называют ориентацию на средневековые модели культуры и ценности. Несомненно, исследование религиозного экфрасиса позволяет прочесть скрытые коды повествования.

Впервые понятие “религиозный экфрасис” употребляет Л. Геллер в статье “Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе”, несколько отделяя его от богословия, он определяет экфрастический религиозный принцип «приглашением-побуждением к духовному видению как высшему восприятию мира и восприятию высшего мира, и вместе с тем - принцип сакрализации художественности как гарантии целостности восприятия». Как видно из определения, одной из важнейших парадигм экфрасиса является соотношение слова и живописи, когда же речь идет о “религиозном экфрасисе” в это соотношение вводится понятие сакральности. Н.Е. Меднис в монографической статье “Религиозный экфрасис в русской литературе” сосредотачивает свое внимание на одном из подвидов религиозного экфрасиса – Богородичном экфрасисе. Приводя многочисленные примеры художественных текстов, содержащих образ Богородицы или Мадонны, исследовательница приходит к выводу, что «религиозный экфрасис», как и всякий иной, не есть только адекватная изображению его словесная визуализация, которая в силу ненужного дублирования просто не прижилась бы в литературе. В большинстве случаев, экфрасис ориентирован на выражение того, что в литературе мы назвали бы подтекстом, а в живописи, наверное, затекстом, - это прочтение изображения, не лишенное вчитывания в него дополнительных смыслов, что не только не приводит к деформации экфрасиса как особой литературной формы, но даже укрепляет его, ибо в экфрасисе фиксируется момент встречи двух художников на границе разных видов искусства. «Религиозный экфрасис», по мнению Н.Е.  Меднис, отличается от прочих разновидностей лишь тем, что он удваивает, усиливает еще и пограничность иного рода - предел, грань миров, что, несомненно, сказывается на его эстетических составляющих.

В ткани повествования религиозный экфрасис проявляется, прежде всего, в образах главных героев. Главная героиня повести, Настёна, сразу оговаривается самим Распутиным как персонаж особенный, отделенный от всех: Судьбой ли, повыше ли чем, но Настёне казалось, что она замечена, выделена из людей – иначе на неё не пало бы столько всего. Уже в самом имени героини содержится глубокое, сакральное значение, которое и предопределит дальнейший ход сюжета: Анастасия – “возвращённая к жизни, воскресшая”. Однако полным именем героиня не названа ни разу, таким образом, мотив воскрешения как возвращения к жизни не реализуется не только на уровне сюжета, но и в имени. Портрет Настёны, данный в самом начале повествования, полностью соответствует образу мученицы: Сама она походила на тень: длинная, тощая, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице. Примечательно, что именно пропозиция мученичества в итоге реализуется в сюжете, а момент потери истинного пути, отступления от своей судьбы также отразится на образе героини: Постепенно у Настены разгладились ранние морщины на лице, налилось тело, на щеках заиграл румянец, осмелели глаза, - в христианской традиции внешняя красота – признак обольщения. Интересно, что уже после искушения Андреем, после отступления от христианской судьбы, героиня наделяется “софийными” признаками: красным от зимнего загара, круглым лицом, которое разгорелось и пылало чистой малиновой краснотой. В русской традиции образ Софии сближается с образом Богородицы, а в иконописи София изображается с пурпурным ликом, крылами и руками, как символом восхода и воскрешения. Для одеяний Богородицы же характерны голубые, желтые и малиновые цвета.

Позже, когда Настена осознает свой грех, становится на путь мученичества, предчувствует свою беременность как путь искупления, появляется следующее изображение: заметив на груди похожую на большой мрачный крест тень от оконного переплета, Настена напугалась и отошла, - мученический крест визуализируется в этом описании.

Портрет Андрея также содержит в себе глубинные смыслы: Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко, по шее неспокойно взад-вперед, как челнок, ходил острый кадык. И похудел, осунулся, поджался, а не надломился - видно, что сила и крепость еще остались, казалось, тронь - и зазвенит, спружинит от любого удара, – это явные черты «кочевника, азиата, варвара». Кроме того, описание внешности – корявая, вывернутая фигура – тоже отсылает нас к образу черта, по поверьям черт – кривой, косой. Вообще для Настены Андрей впервые предстает как “чужой”: Там, в Рютиной, и встретил ее спустя два года Андрей Гуськов, чужой, но расторопный и бравый парень.

Пространство повествования поделено на две части рекой-границей. Река не просто разделяет пространство, она выявляет традиционные национальные оппозиции: свой-чужой, левый-правый, добро-зло. На одном берегу реки Настена ведет праведную жизнь, переходя границу – допускает соблазнение, теряет свой путь. Помимо разделяющего значения, река, с точки зрения религиозного экфрасиса, насыщена глубоким символическим смыслом. В христианстве вода (как общее) и река, прежде всего, символизируют Крещение. Неслучайно Настёна, фактически совершив самоубийство, видит в воде зажженную свечку и слышит колокольный звон, что является несомненной аллюзией к легенде о граде Китеже. Ее самоубийство вписывается в старообрядческих самосожжений (смерть через очистительные стихии как переход в рай), а в христианстве мученическая смерть воспринималась как “второе крещение”. Кроме того, в ранних изображениях Страшного Суда, особенно византийских, огненная река, подобная Флегетону, течет из-под ног Христа-Судьи в Ад, унося с собой грешников. Таким образом, помимо очищающей функции, река является в христианской традиции своеобразным мерилом судьбы.

Помимо таинства Крещения в повествование включен «перевернутый» обряд Евхаристии: Но чай им пришлось пить из одной посудины – из крышки от солдатской манерки, передавая ее из рук в руки, и то, что Настена брала эту крышку после Андрея, а затем снова передавала ему, почему-то также волновало ее. В этот момент происходит сближение героев, Настена переступает последнюю черту – разделяет трапезу с «нечистой силой», а, значит, поддается искушению.

Большое значение в развитии сюжета играют вещие сны. В вещем сне, который видели одновременно и Андрей и Настена, Андрей отказывается от детей: и не приставай больше ко мне - нет у тебя никаких ребятишек, - прогоняет Настену, являвшуюся ему уже в образе страдалицы и мученицы: Идет в обтрепанном платьишке, заморенная, босиком - ничего твоего нету, а я почему-то знаю, что это ты, Чего это ты здесь застрял? Я там с ребятишками замучилась, а тебе и горя мало. И хотя в реальности повествования Андрей видит возможность искупления именно в ребенке: Это ж все – никакого оправдания не надо. Это больше всякого оправдания. Пускай теперь что угодно, хоть завтра в землю, но если это правда, если он после меня останется… Это ж кровь моя дальше пошла. Не кончилась, не пересохла, не зачахла. А я-то думал, я-то думал: на мне конец, все, последний, погубил родову. А он станет жить, он дальше ниточку потянет. Вот ведь как вышло-то, а! Как вышло-то! Настена! Богородица ты моя!, - однако этот путь искупления невозможен, это ложный путь, путь самообмана. Андрей уже отчужден от рода, ребенок – продолжение не рода, но самого Андрея, его перевернутой судьбы. Ведь у Андрея в пору его крестьянского (праведного) бытования, не было детей. Ребенок появляется только в его звериной жизни, т.е. ребенок – порождение зла, “сын дьявола”. Андреем ребенок воспринимается как продолжатель его вывернутой жизни. Именно поэтому самоубийство Настены несет в себе очистительную функцию: погибая, Настена (как Русь/Богородица) обрывает жизнь и угнездившегося в ней зла, не дает родиться “сыну дьявола”.

В этом же “обоюдном” сне героиня движется к мужу от берез: а от березок – там недалеко березки стояли – идет ко мне девчонка. Береза – сакральное для Руси дерево, в славянской традиции береза олицетворяла собой душу народа, считалось, что в этом дереве живут души умерших предков. Направление пути героини – от сакральных берез к отвергающему ее мужу – во многом предсказывает ее судьбу. Н.В. Ковтун акцентирует внимание на значении другого дерева – сосны: После дезертирства Андрея Настена с Михеичем пилят сосну, дерево поддается с трудом. Сосны в народной традиции символизируют природу-Храм-Богородицу, приносят себя «Богородице в дар» (Н.Клюев). Из «телес» сосны в «Песне о Великой Матери» Клюева крестьяне возводят церковь; в «Погорельщине» представляются крестьянам не иначе как «сосновые херувимы». Обреченность сосны на дрова равносильна самосожжению Руси-Софии, тема получит свое продолжение в повести «Пожар». Церковь, согласно христианской догматике, является женской, материнской субстанцией, в лоне которой происходит воссоединение верующих с Отцовской Троицей. Бездетность Настены – знак невозможности прежней гармонии Руси в Боге, ее обреченности (Настена сама распиливает сосну-храм-душу).

Путем экфрасиса вводится в текст и возможность Исхода для главной героини. Показывая нам смерть героини, автор актуализирует легенду о граде Китеже. В предсмертный миг героине видится свет свечи: Казалось Настене, что ее морит сон. Опершись коленями в борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь в глубь, и увидела: у самого дна вспыхнула спичка. Зажженная свеча в христианстве – символ Христа: Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Мф.5:14-16), кроме того, горящая свеча – символ спасения души.

Душе Настены (Анастасии!), покидающей пределы грешного мира, становится явлен легендарный град Китеж, который встречает ее светом и колокольным звоном: далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки, - в нем струилось и трепетало небо, в уши набирался плеск - чистый, ласковый и подталкивающий, нем звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков... И сзывали те колокольчики кого-то на праздник.

Восприятие смерти как праздника встречи с Богом свойственно мученической христианской традиции. На протяжении всего повествования через экфрасис актуализируется мученическая судьба Настены, открывающая Исход.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сибирский федеральный университет iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Сибирский федеральный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Сибирский федеральный университет iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
Сибирский федеральный университет iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Сибирский федеральный университет iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Сибирский федеральный университет iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск