Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Енгалычевская основная общеобразовательная школа» Дубёнского муниципального района Республики Мордовия Портфолио Цыповской Татьяны Григорьевны учителя русского языка и литературы Енгалычево 2011 Общие сведения. . Фамилия, имя, отчество: Цыповская Татьяна Григорьевна . Дата, год рождения: 27 мая 1987 года . Образование: высшее, МГУ им.Н.П.Огарева, 2 июня 2009 года. . Специальность по диплому: «Русский язык и литература» . Квалификация по диплому: филолог, преподаватель русского языка и литературы № диплома: ВСГ3101794, дата выдачи: 01 июля 2009 года . Общий стаж работы – 2 года . Педагогический стаж работы – 2 года . Квалификационная категория – . Дата последней аттестации – - Звание: нет ХАРАКТЕРИСТИКА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на Цыповскую Татьяну Григорьевну, учителя русского языка и литературы МОУ «Енгалычевская основная общеобразовательная школа» Дубенского муниципального района Республики Мордовия Цыповская Татьяна Григорьевна, 1987 года рождения, закончила в 2009 году Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва по специальности русский язык и литература. Решением Государственной экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Цыповская Татьяна Григорьевна работает в МОУ «Енгалычевская ООШ» с сентября 2009 года в качестве учителя русского языка и литературы. Общий педагогический стаж 2 года. В настоящее время ведет учебные занятия по государственным программам (русский язык под редакцией М.Т. Баранова – 6 , 8 классах; литература под редакцией Коровиной В.Я.). Недельная нагрузка составляет 18 часов. Тематическое планирование уроков литературы основано на программе, соответствующей требованиям государственного стандарта. Татьяна Григорьевна включила в свою программу произведения, отражающие различные этапы развития художественной литературы, эстетические позиции писателей и поэтов разных литературных эпох и направлений, а также те произведения писателей последних десятилетий, которые могут живой интерес у обучающихся. Цыповская Т.Г. работает над проблемой выработки у обучающихся знаний, умений и навыков, позволяющих адекватно воспринимать художественный текст как единое эстетическое целое. Цель этой работы – привить интерес и любовь к художественному слову, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Для достижения этой цели учитель ставит перед собой следующие основные задачи: - научить учащихся применять приобретённые знания; - научить работать со справочной литературой, энциклопедиями, словарями; добывать знания; - развивать устную речь учащихся; - научить работать над текстом; - научить создавать тексты по законам определенных жанров; - развивать творческие способности на уроках и внеурочной деятельности. Немаловажное значение в развитии творческих способностей учеников имеет работа со справочной литературой. Она даёт не только знания, но и возможность приобретать умения, вырабатывает навыки исследовательской работы: выбирать, сопоставлять, анализировать, систематизировать. Активизируя мыслительную и познавательную деятельность учеников, она превращает обучение в увлекательную страну открытий. Ее уроки всегда интересны, их отличает разнообразие форм поведения: уроки- практикумы, уроки-лекции, уроки-открытия. В своей практике Татьяна Григорьевна активно использует новые педагогические технологии. Большое значение Татьяна Григорьевна придает самостоятельной работе учащихся, выполнению практических работ, обобщению и систематизации знаний, формированию выразительной и логичной речи. Ее уроки отличаются глубокой продуманностью, всегда интересны, строятся на педагогике сотрудничества и воспитательном принципе, рассчитаны на глубокую работу мысли и чувства учащихся. Школьники чувствуют себя легко и свободно в общении с учителем. Достаточный опыт работы, владение активными методами обучения, личностно-ориентированный подход и практическая направленность в обучении учащихся позволяет Цыповской Т.Г. добиваться хороших результатов. Сравнительный анализ уровня обученности школьников за последние два года показывает устойчивую положительную динамику качества знаний и умений по русскому языку и литературе при 100% успеваемости.
Результаты срезовых работ учащихся имеют положительную динамику. Среди учеников Цыповской Т.Г. есть участники районных олимпиад по русскому языку и литературе. Татьяна Григорьевна отвечает всем требованиям, предъявляемым к учителю-предметнику. Рекомендуется Цыповская Т.Г., учитель русского языка и литературы к аттестации на первую квалификационную категорию. Директор школы ____________________/ Н.А.Михеева/ С представлением ознакомлена: Цыповская Т.Г. «_____»_____________2011г. Представление собственного инновационного педагогического опыта С 2009 года работаю над проблемой «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». Используемые на уроках материалы СД существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера, для этого создана программа «Кирилла и Мефодия». Для полготовки к ЕГЭ и для самостоятельного изучения материала, используется образовательный комплекс «1С: Репетитор», программы-репетиторы «Готовимся к ЕГЭ». Компьютерные варианты тестов «Семейный наставник» дают возможность повысить уровень усвоения знаний учащихся, стимулируют индивидуальную работу. Актуальность и перспективность моего опыта заключается в том, что у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Учащиеся, способны достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Успешно выполняют упражнения более высокого уровня сложности. Применяя информационные технологии в учебном процессе, учащиеся получают возможность не только выучить школьный предмет, но и научиться свободно владеть компьютером. Многие задания по предмету в компьютерном варианте позволяют развить творческие способности ученика, взглянуть на предмет с другой стороны и проявить себя в новой деятельности. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью информационных технологий. Опыт базируется на использовании Интернет ресурсов, школьной медиатеки, сотрудничестве с учителями-предметниками. Ведущей педагогической идеей считаю совершенствование преподавания русского языка в свете компетентностного подхода к обучению. Научно – методическая деятельность Программа по русскому языку Пояснительная записка к программам. В организации учебной деятельности учащихся в 5 – 11 классах по русскому языку и литературе основываюсь на государственном стандарте, на базисном учебном плане школы; типовой программе для средних общеобразовательных учебных заведений. В учебном процессе использую комплект учебников и дидактических материалов под редакцией авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Учебный материал в книге состоит из разделов, включающих главы; внутри большинства глав имеется, как правило, параграфы, в которых рассматриваются те или иные темы, рубрики «Контрольные вопросы и задания», «Проверьте свои знания», «Упражнения повышенной трудности», «Какие утверждения верны?», «Упражнения по развитию речи», «Опорные точки» позволяют ученикам еще раз обратить внимание на важнейшие положения пройденного материала. В каждой главе есть теоретические материалы, необходимые для запоминания, а так же задания для самостоятельной работы на основе полученных знаний. В учебниках русского языка и литературы много текстовых заданий, которые помогают при обучении учащихся, они призваны помочь ученикам в организации индивидуального усвоения нового учебного материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний. Имеются различные контрольные, проверочные работы по предметам, где реализован разноуровневый подход, дано тематическое планирование контроля знаний, определены базовые понятия, рекомендованы задания для классов с разным уровнем подготовленности. Представлен материал повышенной трудности, предложены тесты для поурочного и итогового контроля по темам. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма. Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями. Введена специальная рубрика «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Сам текст для более легкого его осмысления членится на микротемы под цифрами 1, 2 и т. д. В дальнейшем рубрика упрощается и исчезает с 8 класса, но членение текста на микротемы сохраняется на всем протяжении обучения в среднем звене школы. Параллельно с развитием навыков чтения-понимания научной информации идет работа с художественным текстом. В учебнике в упражнениях преобладают художественные тексты, есть и публицистические. На этих текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, тесно связанные с анализом образно-эстетических особенностей соответствующих отрывков. Выясняется автор художественного текста, его отношение к изображаемой действительности; определяется стиль и тип речи; рассматриваются языковые средства, создающие художественную ткань произведения (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т. д.). Все эти особенности диктуют правильное прочтение: интонацию, отвечающую авторскому замыслу, необходимые логические ударения, тембр и темп речи. Пристальное внимание уделяется и раз витию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). Развитие навыков говорения на лингвистические темы — одна из труднейших задач курса. Поэтому на первых порах, с первых страниц учебника 5 класса даются тексты о языке с элементами занимательности (рассказы о значении языка в жизни людей, о случаях воспитания детей животными и т. д.). Эти тексты интересны и доступны по содержанию, обладают мотивирующим эффектом, пробуждающим интерес к изучению языка. Таким образом, проблема речевого развития, в частности совершенствования навыков говорения, решается путем единства двух подходов: через раздел «Речь» (отрабатываются коммуникативные умения и навыки) и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленный на формирование навыков научной речи В целом же речевая направленность курса, интенсивное развитие у учащихся из урока в урок основных видов речевой деятельности составляют канву занятий русским языком в средней школе. На этой надежной основе строится изучение собственно языковых тем. И тогда удается достичь стоящей перед предметом основной цели обучения — вооружить школьников навыками осмысленного и беглого чтения текстов разных стилей речи; навыками грамотного, толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной форме в различных условиях общения, адекватного восприятия чужой речи, в частности учебной информации, передач радио и телевидения; навыками критической оценки своей и чужой речи, прибегая к лингвистическим знаниям, словарям, справочной литературе, т.е. проявляя языковую и коммуникативную компетенцию. В учебниках усилен семантический аспект в подаче лингвистического материала на всех уровнях языка: подчеркнута смыслоразличительная функция фонем, отрабатывается система морфемных значений слова; само слово представлено как взаимосвязанное единство лексического и частеречного значений, как носитель определенной речевой характеристики (нейтральная лексика — эмоционально окрашенная); анализируется грамматическая семантика на уровне словосочетаний и предложений. Огромное внимание уделяется выявлению смысла отдельных высказываний и текстов. Отмеченные особенности определили содержание и структуру курса русского языка для 5—9 классов. Программа по русской литературе Пояснительная записка Типовая программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, что предполагает овладение школьниками навыками творческого чтения, т.е. постижения художественного текста в единстве содержания (тематика, проблематика, идейное содержание, система образов, жанровая особенность) и формы (особенности сюжета, композиции, стиля, использованных изобразительно-выразительных средств языка). Такой подход к изучению литературы требует от учащихся глубокого проникновения в текст, осмысления, творческой интерпретации, личностного отношения. Изучение искусства слова, кроме литературного образования, способствует раскрытию творческого потенциала учеников, формированию навыков устной и письменной речи, освоению ими законов языка, обогащению словаря, разнообразию синтаксиса. Таким образом, определяются цель и задачи литературного образования в школе. Цель – научить учащихся самостоятельному творческому освоению художественного произведения, формирование духовного мира читателя, воспитание высоконравственной личности, ориентирующейся на общечеловеческие ценности. Задачи:
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ 2009-2012 г - Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Освоение новых информационных технологий Знакомство с новинками методической и учебной литературы Знакомство с опытом работы коллег Прохождение курсов повышения квалификации Участие в работе районных методических семинаров Направление деятельности 1. Интегрирование уроков русского языка и литературы с целью постепенного и поэтапного формирования исследовательских навыков
(на материале поэтических текстов) 2. Использование метода проектов: Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
На уроках выполняем различные проекты: 1. Краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках): Анализ произведения на уроке: лирического стихотворения, короткого рассказа, эпизода из произведения, различные сочинения и т.д. 2. Средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем): - Подготовка к обзорному уроку. Например, по жизни и творчеству писателя. - Подготовка выступления на семинарских занятиях по различным проблемным вопросам. 3. Долгосрочные разрабатываются в течение длительного времени, проводятся во внеучебное время. Они чаще всего бывают межпредметные. Сценарии литературных вечеров, традиционного в нашей школе литературного бала, проектов интеллектуальных игр… 3. Учебное исследование
4. Работа спецкурса На спецкурсе проводится работа по разным видам анализа текста:
В построении системы работы учителя, обеспечивающей целостность филологического знания, реализуются интегративный подход, (межпредметные связи), ориентированность на текст, раскрытие «того духовного мира, который скрывается за словами» (Л.В.Щерба). Текст – основа всего филологического образования. На материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка, усвоение его как полифункционального явления. Анализ художественного текста углубляет знание русского языка и в то же время способствует развитию речи. В художественном тексте представлена вся стихия языка. На базе текста изучается «язык в действии», формируются такие собственно филологические умения, как содержательный языковой литературоведческий анализ текста; анализ его типа, структуры, изобразительно-выразительных средств и образной системы художественного текста; общеучебные, интеллектуальные умения (выделение в тексте главного, составление плана, тезисов, конспекта и т.д.). Другим важным моментом обучения русскому языку и литературе является изучение языка в его эстетической функции, как хранителя всей духовной культуры народа, и прежде всего такого близкого языку явления духовной культуры, как литература. Идейный и нравственный пафос литературного произведения осваивается через систему художественных образов, в создании которых чрезвычайно велика роль языка. Наряду с выявлением таких компонентов, как композиция, сюжет, художественное пространство, художественное время и т.д., при изучении литературного произведения обращается особое внимание на художественное слово, на язык и его эстетические функции. Комплексный анализ этих компонентов литературного произведения, объединяющей как лингвистический, так и литературоведческий подходы и получивший название филологического анализа, становится реальным путем взаимосвязи языка и литературы. Еще одним из основополагающих принципов является коммуникативность, предполагающая формирование навыков общения разного уровня. Речевое развитие учащихся – важнейший аспект как языкового, так и литературного образования. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности Муниципальный уровень: МОУ «Енгалычевская ООШ», тема: «Проявление русского характера как национальной черты в ходе Великой Отечественной войны» (по рассказу А.Толстого «Русский характер») 7 класс, год открытия: 2010. тема: «Образ Екатерины II глазами историков, художников и писателей» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка») 8 класс, год открытия: 2010. Обоснование выбора технологии проектного обучения Метод проектов Выбор технологии обусловлен целями и задачами образовательного процесса, экспериментальной работы гимназии. Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Сущность образовательного процесса определяется как процесс «добывания» знаний учеником с помощью учителя. Ведь никого ничему научить нельзя, можно только научиться. Поэтому роль учителя сводится не к тому, чтобы научить чему-либо ученика, а к тому, чтобы помочь ему найти и усвоить необходимую информацию. В этих условиях особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения, использование приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение. Почему выбрали метод проектов? 1. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. 2. Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, интегрировать их. 3. Организация обучения проектной деятельности предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. 4. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся. 5. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. 6. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, самомотивацию школьника,формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды. Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности. Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа». В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала. Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, – происходит вне стен школы. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели. Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской. Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде Муниципальный уровень: Участие - 3 Победы и призовые места-1
Результаты контрольных срезов по русскому языку
|