Календарно-тематическое планирование
Общие сведения о языке 2 часа
№
Урока
| Дата прове
дения
| Тема урока
| Тип
урока
| зун
| 1
|
| Международное значение русского языка
| Урок усвоения нового
| Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке международного общения, о величии и общепризнанности русского языка.
Уметь составлять конспект текста о международном значении русского языка.
| 2*
|
| Язык художественной литературы и литературный язык
| Урок усвоения нового
| Знать отличие литературного языка от языка художественной литературы
| Повторение изученного в 5-8 классах (7+5)
3
|
| Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог
| Урок развития речи
| . знать разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного высказывания
| 4
|
| .
Текст. Стили речи. Средства связи частей текста
| Урок развития речи
| Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально - бытовые темы, вести диалог.
Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль.
| 5*
|
| Абзац как пунктуационный знак
| Урок усвоения нового
| Расширить знания учащихся по теоретическим основам современной русской пунктуации
| 6*
|
| Комплексный анализ текста. Определение основных средств связи предложений в тексте
| комбинированный урок
| Знать основные средства связи предложений в тексте(лексические, морфологические, синтаксические)
| 7
|
| Простое предложение и его грамматическая основа
| Повторение изученного
| Знать определение простого предложения, уметь производить полный синтаксический анализ предложения
| 8
|
| Повторение. изученного. Предложения с обособленными членами
| Повторение изученного
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно читать их, конструировать предложения по схемам
Уметь создавать мини-тексты в соответствии с коммуникативной задачей
| 9
|
| Повторение.
Предложения с обращениями и вводными словами
| Повторение изученного
| Уметь выразительно читать предложения с обращениями вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
| 10*
|
| Культура речи как раздел лингвистики. Понятие экологии языка
| Урок развития речи
| Знать основные качества хорошей речи, уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства
| 11-12
|
| Сжатое изложение.
(Текст по В.П.Астафьеву)
| Урок развития речи
| Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы компрессии текста.
| 13*
|
| Орфоэпические нормы
| Повторение изученного
| Владеть основными правилами произношения, уметь работать со словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм
| 14*
|
| Трудные случаи правописания омонимичных частей речи
| Повторение изученного
| Уметь систематизировать , обобщать знания; подбирать материал, работая с разными источниками, правильно и безошибочно писать, отличать от смешанных языковых явлений
| Сложное предложение (1+1)
15
|
| Понятие о сложном предложении.
| Комбинированный
| Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений
| 16* 16*
|
| Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту
| Урок развития речи
| Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения
| Сложносочиненное предложение(7+1)
17
|
| Сложносочиненное предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в ССП
| Урок усвоения нового
| Знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом
| 18
|
| Сложносочиненные предложения с соединительными , разделительными и противительными союзами.
| Урок усвоения нового
| Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП
| 19
|
| Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом
| Урок закрепления изученного
| Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП, уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом
| 20
|
| Сжатое изложение.
| Урок развития речи
| Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы сжатия текста
| 21*
|
| Использование сложносочиненных предложений в художественной речи
| Урок-практикум
| Уметь находить сложносочиненное предложение в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
| 22
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение.
| Комбинированный
| Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и ПП с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.
| 2 23
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием.
| Урок контроля
| Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.
| 24*
|
| Комплексный анализ текста
| комбинированный
| Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.
| Сложноподчиненные предложения(21+11)
25
|
| Понятие о сложноподчиненном предложении.
| Комбинированный
| Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.
Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.
| 26
|
| Место придаточного предложения по отношению к главному.
| Комбинированный
| Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.
| 27*
|
| Сочинение на лингвистическую тему.
| Урок развития речи
| Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения
| 28
|
| Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
| Урок усвоения нового
| Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи
| 29*
|
| Стилистические окраска союзов и союзных слов
| Урок развития речи
| Уметь находить стилистические особенности сложных предложений, определять стилистическую функцию союзов
| 30
|
| Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
| Урок усвоения нового
| Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии
с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос.
| 31*
|
| Рецензия на прочитанное произведение
| Урок развития речи
| Уметь создавать рецензию на художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию
| 32
|
| Сжатое изложение
| Урок развития речи
| Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы сжатия текста
| 33*
|
| Речевые и грамматические нормы
| Урок развития речи
| Знать основные речевые и грамматические нормы, уметь находить и исправлять ошибки
| 34-35
|
| Сложноподчинен-
ные предложения с придаточными определительными.
| Урок усвоения нового
| Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.
Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи.
| 36*
|
| Роль СПП с придаточными опредлительными в устной и письменной речи
| Урок развития речи
| Знать спецификуСПП с придаточными определительными, их роли в устной и письменной речи; уметь видеть их в текстах художественных произведений, употреблять в своей речи.
| 37
|
| Сложноподчинен-
ные предложения с придаточными изъяснительными.
| Урок усвоения нового
| Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными.
Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи.
| 38*
|
| Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием
| Урок развития речи
| Уметь анализировать художественные тексты, находить сложные синтаксические конструкции в тексте
| 39
|
| Сложноподчинен-
ные предложения с придаточными обстоятельственными.Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
| Урок усвоения нового
| Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.
Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,
| 40
|
| Сложноподчинен-
ные предложения с придаточными причины, следствия, условия.
| Урок усвоения нового
| Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.
Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,
| 41 41
|
| Сложноподчинен-
ные предложения с придаточными уступки и цели.
| Урок усвоения новых знаний
| Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.
Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,
| 42* 42*
|
| Комплексный анализ текст.
| Комбинированный
| Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.
| 43-
44
|
| Сложноподчинен-
ные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.
| Комбинированный
| Знать виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.
Уметь опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи,
| 45-46
|
| Контрольный диктант и его анализ
| Урок контроля
| Знать определение придаточных, уметь находить их в тексте
| 47*
|
| Сочинение на лингвистическую тему
| Урок развития речи
| Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения
| 48
|
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
| Урок усвоения нового
| Знать виды подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
| 49
|
| Происхождение псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним» (упр.175)
| Урок развития речи
| Понимать текст рассказа Теффи, уметь адекватно понимать информацию письменного сообщения , использовать цитаты как средство передачи чужой речи.
| 50
|
| Синтаксический разбор сложноподчинен-
ного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинен-
ного предложения.
| Обобщение изученного материала
| Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка
| 51*
|
| Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений
| Урок развития речи
| Уметь соблюдать синтаксические нормы
| 52
|
| Сжатое изложение
| Урок развития речи
| Уметь понимать информацию публицистической статьи, воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов
| 53
|
| Повторение по теме
«Сложноподчинен-
ные предложения».
| Урок систематизации и обобщения материала
| Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка.
| 54*
|
| Комплексный анализ текста: сложное предложение
| Урок систематизации и обобщения материала
| Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы, выполнять задания с развернутым ответом.
| 55 - 55
|
| Зачётная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»
| Урок контроля
| Уметь производить структурно-семантический анализ СПП , конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять.
| 57* 56*
|
| Синонимическая замена сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
| Урок повторения
| Уметь различать ССП и СПП , производить синтаксическую замену
| Бессоюзные сложные предложения(19+9)
57
|
| Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении.
| Комбинированный
| Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.
Уметь опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи
| 58
|
| Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
| Урок усвоения нового
| Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.
Уметь опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи
| 60*59
|
| Сжатое изложение
| Урок развития речи
| Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).
| 60
|
| Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении,
| Урок усвоения нового
| Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
| 61
|
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления ,времени ,условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
| Урок усвоения нового
| Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
| 63- 62-63
|
| Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга-русская река»)
| Урок развития речи
| Знать отличительные особенности отзыва как жанра.
Уметь отбирать материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре отзыва по картине.
| 6 64-65
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
| Повторение, обобщение изученного материала
| Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки
с запятой, двоеточия и тире в БСП, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
| 66*
|
| Сложные многокомпонентные предложения. Период
| Урок усвоения нового
| Знать типы многокомпонентных предложений, познакомиться особой синтаксической конструкцией
| 67*
|
| Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи
| Урок развития речи
| Понимать роль этих конструкций в художественной речи
| 68
|
| Сжатое изложение
| Урок развития речи
| Уметь воспринимать информацию текста и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию текста, его языковое оформление, проводить орфографический и пунктуационный разборы
| 69*
|
| Период как поэтическое средство художественного текста
| Урок усвоения нового
| Уметь анализировать поэтические тексты, уметь находить в текстах многокомпонентные прдложения, определять их роль
| 70*
|
| Морфологические нормы. Употребление форм существительных
| Урок развития речи
| Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения морфологических норм, соблюдать нормы потребления форм слов
| 71
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП»
| Урок контроля
| Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.
| 72
|
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
| Комбинированный
| Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.
Уметь анализировать ошибки , допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.
| 73*
|
| Сочинение на лингвистическую тему
| Урок развития речи
|
| 74
|
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях .
| комбинированный
| Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях
| 7 75-76
|
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
| Изучение нового материала
| Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи
| 7 77-78
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
| Обобщение изученного материала
| Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.
| 79*
|
| Использование изобразительных средств синтаксиса
| Урок развития речи
| Уметь анализировать художественные тексты, находить инверсию, параллелизм, антитезу и т.д.
| 80
|
| Публичная речь.
| Урок развития речи
| Знать требования к композиции публичного выступления, понимать цель выступления, роль заключения, уметь выбирать наиболее эффективные из вариантов выступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра, владеть способами изложения материала, аргументировано отстаивать свою позицию.
| 81*
|
| Нормы сочетания слов
| Урок повторения
| Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов
| 8 82-83
|
| Повторение изученного по теме «СПП с различными видами связи»
| Повторение и обобщение изученного материала
| Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.
| 84
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием.
| Урок контроля
| Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС по теме.
| 85*
|
| Морфологические нормы. Употребление форм прилагательных и местоимений
| Урок повторения
| Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения морфологических норм, соблюдать нормы потребления форм слов
| Повторение пройденного в 5-9 классах(13+5)
86
|
| Фонетика и графика.
| Повторение и систематизация изученного материала
| Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.
Уметь применять знания
по фонетике в практике правописания и говорения.
| 87*
|
| Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
| Урок развития речи
| Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения
| 88
|
| Лексикология и фразеология.
| Повторение и систематизация изученного материала
| Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.
| 89
|
| Морфемика и словообразование
| Повторение и систематизация изученного материала
| Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания
| 90
|
| Морфологические нормы. Употребление форм глагола
| Урок развития речи
| Уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения морфологических норм, соблюдать нормы потребления форм слов
| 91- 91-92
|
| Морфология.
| Повторение и
систематизация изученного материала
| Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Уметь применять знания
по морфологии в практике правописания
| 93
|
| Синтаксис
| Повторение и систематизация изученного материала
| Знать опознавательные признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены
предложения, обращения
и вводные слова.
Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления
в речи.
| 94- 9 6 95*
|
| Синтаксические нормы
| Урок развития речи
| Уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
| 96
|
| Сжатое изложение.
| Развитие речи
| Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.
| 97
|
| Орфография. Пунктуация.
| Повторение изученного материала
| Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде устного рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении
| 98*
|
| Стилистические возможности знаков препинания и сочетание знаков препинания
| Урок усвоения нового
| Понимать принципы русской пунктуации, функции знаков препинания
| 99*
|
| Факультативные знаки препинания
| Урок усвоения нового
| Знать с особенности русской пунктуации: синонимия и многофункциональность знаков препинания и варианты их постановки в тексте, а также роль факультативных знаков в художественном произведении.
| 100*
|
| Употребление кавычек
| Комбинированный
| Знать трудные случаи пунктуации : употребления кавычек
| 101
|
| Контрольный диктант
| Урок контроля
|
| 102
|
| Анализ диктанта
| Урок работы над ошибками
|
|
|