«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по УВР Руководитель МО Руководитель МОУ
МОУ «Нижнеметескинская средняя «Нижнеметескинская средняя
общеобразовательная школа общеобразовательная школа»
________ /Закирова Л.А./ _________/Гиниатуллин Р.Н./
Протокол № ______ от«______» _____________ 2010 г. ____________ /Шакирова Г.К./ Приказ № ______ от
«_________» _______________ 2010 г «_________» _______________ 2010 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
МОУ «Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Тухбатуллиной Ляйсан Хурматулловны
учительницы 1 квалификационной категории
по русскому языку
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __________от
« ________» ____________2010 г
2010 -2011 учебный год. Учебно-тематическое планирование по русскому языку Класс - 9
Учитель - Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна
Количество часов - 68
Всего – 68ч., в неделю – 2ч.
Плановых контрольных уроков - 8 ч.
Уроков по развитию речи - 11 ч.
Административных контрольных уроков - 2 ч.
Планирование составлено на основе программы средней школы по русскому языку
для 5-11 классов татарских школ.
Учебник - «Русский язык, 9 класс», авторы: Н.А.Андрамонова, Л.Д.Умарова, Казань, издательство
«Магариф», 2008.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Настоящая рабочая программа разработана применительно к программе средней школы по русскому языку для V–XI классов татарских школ, учебник Н.А.Андрамоновой и Л.Д.Умаровой «Русский язык. 9 класс»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для ступени основного общего образования. Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различи сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных но мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языков факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен: знать I понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения '.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ - разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
-пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Содержание курса 1.Общие сведения о языке. Функция русского языка в современном мире. Международное значение русского языка. Богатство и выразительность русского языка - 1ч..
2. Повторение изученного в 8 классе - 3ч..
3. Сложное предложение - 1ч..
4.Сложносочинённое предложение – 5 ч..
5. Сложноподчиненные предложения – 20 ч..
6.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными – 5 ч..
7. Бессоюзные сложные предложения – 6 ч.. 8. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь – 5 ч..
9. Сложное синтаксическое целое. Абзац – 5 ч..
10. Повторение изученного за год – 4 ч.
Виды и формы контроля:
диктант (объяснительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
комплексный анализ текста;
сочинение - рассуждение
сжатое изложение
тест;
устное высказывание на лингвистическую тему.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
(составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Литература для учащихся
Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2006
Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс. - М.: Просвещение2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Сенина Н.А.Русский язык, 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2011. – Ростов-на-Дону: Легион, -2010.
Литература для учителя
Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс - М.: Просвещение, 2001.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2004.
Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
10. Сенина Н.А.Русский язык, 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2011. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010
11. Львова С.И. ГИА 2010. Русский язык : тренировачные задания : 9 класс – М.: Эксмо, 2010.
12. Львова С.И.ГИА 2010.Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2010
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Виды учебной
деятельности
| Планируемый
результат
| Виды контроля.
Измерители
| Домашннее
задание
| Сроки
прооведения
|
| план
| факт
|
| 1
| Общие сведения о языке. Функция русского языка в современном мире. Международное значение русского языка. Богатство и выразительность русского языка.
| 1
| Урок
усвоения
новых
знаний
| Беседа по вопросам; выполнение упражнений, составление предложений.
| Иметь представление о русском языке, как об одном из международных языков , о роли его в истории нашего народа.
Показать красоту, величие русского языка.
|
| Упр 3 (письмо по памяти)
|
|
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ ( 3ч. ) |
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ | 2
| Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами
| 1
| Повтори-тельно-обобща-ющий урок
| Работа над текстом; выполнение упражнений
| Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП.
| Письмо по памяти
| 1 гр. – упр.10
2 гр –
упр 11
|
|
|
| 3
| Предложения с обособленными членами
| 1
| Повтори-тельно-обобща-ющий урок
| Составление рассказов об интересном происшествии. Выполнение упражнений.
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.
| Тест
| Упр.17
|
|
|
| 4
| Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
| 1
| Повтори-тельно-обобща-ющий урок
| Выполнение упражнений, cоставление предложений на тему «Спорт», «Искусство».
| Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
| Объяснительный диктант.
|
Упр.23
Подготовиться
к к/р.
|
|
|
| 5
| Контрольная
работа по теме «Повторение пройденного».
(Тест в форме ГИА).
| 1
| Урок
контроля
| Выполнение
заданий
| Знать материал изученных тем.
| Тесты по типу ГИА
| Повторить тему: “Союзы”, сделать карточку.
|
|
|
|
|
|
| Сложное
| предложение.
| Сложносочинённые
| предложения.(6ч.)
|
|
|
|
| 6
| Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
| 1
| Урок
усвоения
новых
знаний
| Беседа о художнике И.И. Шишкине, об Айвазовском; работа над текстами, выполнение упражнений с разными заданиями
| Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложного предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме.
| Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить её своими примерами.
| Выписать из худож. произведений 4 СП.
|
|
|
| 7
| Сложносочинённые предложения.
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
| 1
| Урок
усвоения
новых
знаний
| Беседа о Чехове, Левитане; работа над текстом ; выполнение упражнений; составление предложений.
| Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме. Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, последовательность -соединительные союзы).
| Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя».
| Упр.32
Составить сообщение о художниках
( индив. )
|
|
|
| 8
| Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
| 1
| Урок закрепле-ния изу-ченного
| Выполнение упражнений
| Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения.
| Словарный диктант;
синтаксический и пунктуационный разбор предложений; конструирование предложений.
| Упр.41
|
|
|
| 9
| Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
| Урок
усвоения
новых
знаний
| Беседа о художниках, составление ССП об осени, перевод предложений с тат. языка на русский.
| Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: противительные (противоположность, несовместимость – противительные союзы)
| Фронтальный
опрос; словарный
диктант
| Написать сочинение
« Осень – прекрасная пора».
|
|
|
| 10
| Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
| Урок
усвоения
новых
знаний
| Беседа о П.М.Третьякове; составление ССП по данному началу; подбор пословиц и поговорок в форме ССП с противительными союзами - а, но, да.
| Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения:
разделительные (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение – разделительные союзы).
| Работа по карточкам
| П 5.
Упр 56 (1в.)
Упр 54 (2 в.)
|
|
|
| 11
| Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения. Повторение.
| 1
| Повтори-тельно-обобща-ющий урок
| Составление ССП по схемам; работа над текстами, выполнение упражнений
| Знать основные группы ССП по значению и союзам, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом,
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
| Тест - разноуровневый
| К.в.
Упр.62- сжатый пересказ
|
|
|
| 12
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённые предложения»
«Как тигр индуса спас».
| 1
| Урок
контроля
| Написание диктанта
| Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
| Диктант с грам. заданием
| Повторить союзы подчинитель-ные
|
|
|
|
| СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( 20ч. )
|
|
|
| СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 13
| Работа над ошибками. Понятие о сложноподчинённом предложении.
| 1
| Комбини-рованный
| Беседа о музыке, работа над текстом, составление СПП, выполнение упражнений.
| Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.
Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.
| Словарный
диктант
| П 6
Упр 68
|
|
|
| 14
| Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях.
| 1
| Урок усвоения нового материала
| Беседа о композиторах, составление предложений о театре.
| Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. и производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП
| Работа по карточкам
| Упр 74
|
|
|
| 15
| Указательные слова в СПП. Виды СПП по значению.
| 1
|
Урок усвоения нового материала
| Беседа о песне, о певцах, объяснение значений пословиц, составление мини-диалога, используя в качестве ответной реплики пословицы.
| Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос.
| Синтаксический и пунктуационный разбор
| П 8
Упр 80
|
|
|
| 16
17
| Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения «Мечта».
| 2
| Уроки
развития речи
| Беседа, составление плана
| Уметь сжимать лингвистический текст, используя прием замены одних синтаксических конструкций синонимичными
| Написание сжатого изложения
| Повторить теорию
|
|
|
| |