Утверждаю............................Наумов Л.А.
Согласовано..........................Вишневская Л.Л.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
(непрофильная подгруппа)
2009-2010 учебный год
Учитель Вишневская Л.Л.
В основе планирования уроков – программа по литературе Зинина и Чалмаева.
Учебник – Сахаров, Зинин. «Русская литература XIX века», 10 класс
№
| Тема урока
| Основные литературоведческие понятия
|
| 1
| А.С. Пушкин. Основные периоды творчества. Лирический герой поэзии Пушкина.
| Классицизм, романтизм, ода, послание, лироэпическая поэма, байронизм, богоборчество, лирическая исповедь, кольцевая композиция, философская поэма, гротеск, фантасмагория, «миражный сюжет», ирония,
трагикомедия
|
| 2
| Тема любви и дружбы.
|
| 3
| «Медный всадник». Петровская тема. Власть и народ, государство и «маленький человек».
|
| 4
| М.Ю. Лермонтов. Особенности мировосприятия художника. Лирическое «я» поэта.
|
| 5
| Тема свободы и неволи у Пушкина и Лермонтова.
|
| 6
| Тема поэта и поэзии у Пушкина и Лермонтова.
|
| 7
| Н.В. Гоголь. Тема Петербурга. Фантастика и ее роль.
|
| 8
| «Мертвые души» - поэма итогов.
|
| 9
| Литература второй половины XIX века. Идейные, литературно-общественные течения. Журнальная борьба. Позиция и судьба журнала «Современник».
| Славянофилы, западники, почвенники, , народничество, физиологический очерк, «чистое искусство», антинигилистический роман, журналистика, полемика
|
| По теме ученик должен
| знать: логику развития историко-литературного процесса на материале темы уметь: составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями
|
| 10
| А.Н. Островский - «Колумб русского Замоскворечья». Москвоведение: Москва Островского.
|
| 11
| Драма «Гроза». История создания. Черты классицистической драмы
| Трагикомедия
Нравственная коллизия
Семейно-бытовая драма
Речевая характеристика
Бытописание
«Принцип качелей»
|
| 12
| Самодуры и их жертвы.
|
| 13
| Цельность и сила характера Катерины. Сущность ее конфликта с «темным царством». Смысл финала.
|
| 14
| Жанр произведения. Добролюбов и Писарев о драме.
|
| 15-16
| Классное сочинение по драме Островского «Гроза» (№1) |
| По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Гроза», основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта драматического произведения, роль символики в пьесе, новые понятия – самодуры и их жертвы, темное царство Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления и сцены и в конечном результате все произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи (Катерина – Кабаниха и др.), оценивать систему действующих лиц, делать обобщения по тексту (образ темного царства), соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, владеть монологическим устным и письменным ответом (сочинение), конспектировать критические статьи, читать выразительно монологи и диалоги из драмы
|
| 17
| И.А. Гончаров. Страницы биографии Роман «Обломов». История создания. Критики о романе.
|
| 18
| Обломовка и «обломовщина». Идейно-композиционная роль главы «Сон Обломова».
|
| 19
| Обломов: образ в движении. Захар как двойник героя.
| Социально-философский роман
Типический характер
«говорящая деталь»
утопия
автобиографизм
|
| 20
| Мещанское счастье Андрея Штольца.
|
| По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Обломов», содержание понятия обломовщина, основные тезисы важнейших критических статей о романе, особенности исторической эпохи Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать эпизоды и в конечном результате все произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи (Обломов-Штольц и др), делать обобщения по тексту книги (изображение светского общества), выявлять авторскую позицию в эпизодах и произведении, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, владеть монологическим устным и письменным ответом
|
| 21
| И.С. Тургенев. Историческая ситуация, отраженная в романе «Отцы и дети»
|
| 22
| Братья Кирсановы: что их объединяет и что отличает?
|
|
| 23
| Нигилистическая философия Базарова.
| Социально-психологический
роман
Лирическая проза
«тайный
психологизм»
очерк
|
| 24
| Трагизм. Фигура главного героя в «объятиях любви и смерти».
|
| 25
| Композиция романа. «Два круга» движения героя.
|
| 26
| Философские итоги романа.
|
| 27-28
| Классное сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» (№2)
|
| По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Отцы и дети», основные тезисы критических статей по теме, особенности исторической эпохи, суть конфликта либералов и демократов, особенности крупного эпического произведения, смысл термина нигилизм, философские взгляды автора, отразившиеся в романе
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, свободно использовать конкретные понятия теории литературы (тематика, проблематика, композиция, пафос и др.), выявлять глубинный конфликт романа, анализировать эпизоды и в конечном результате все произведение, сопоставлять литературные персонажи (Базаров- Кирсановы и др.), делать обобщения по тексту книги (изображение русского дворянства), выявлять авторскую позицию в эпизодах и произведении, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, владеть монологическим устным и письменным ответом (сочинение)
|
| 29
| Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор) 4 сон Веры Павловны. Социальная утопия Чернышевского.
|
|
| 30
| Н.А. Некрасов. Образ Музы «мести и печали» в лирике поэта.
|
|
| 31
| Некрасовская сатира. «Железная дорога» и др.
|
|
| 32
| Своеобразие любовной лирики Некрасова
|
|
| 33
| Гражданская лирика Некрасова. Идеал и действительность.
| Лирическая новелла
Песенно-лирическая основа
Лирический пафос
Гражданская
лирика
Эпическая поэма
Фольклорный образ (мотив)
|
| 34
| Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Необычность сюжетно-композиционного строения поэмы.
|
| 35
| Русь народная и барская.
|
| 36
| Тема женской доли и проблема народного «богатырства»
|
| 37
| Образ Гриши Добросклонова и его роль в произведении
|
| 38
| Ф.И. Тютчев. Своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу.
|
| 39
| Тема любви
|
| 40
| А.А. Фет- художник и философ. Лирическое «я» поэта. Отношение с окружающим миром.
| Домашнее сочинение (№1) |
| 41
| Соотнесение дня и ночи, утра и вечера, света и мрака в стихах Фета.
| Философская лирика
Афористичность языка
Пантеизм
Лирическая миниатюра
Импрессионизм
Параллелизм
|
| По теме ученик должен
| Знать: краткие биографические сведения о поэтах, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества художников для литературного процесса
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать лирическое произведение, целесообразно использовать понятия теории литературы, классифицировать лирические произведения по тематике, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи
|
| 42
| Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Сложность пути героя к духовному призванию
| Национальный
колорит
Сказ
Стилизация
Герой-рассказчик
Жанровый синтез
|
| 43
| «Всеотзывчивость» русской души.
|
| По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, политические взгляды автора, особенности исторической эпохи, содержание произведения «Кому на Руси…» и др. произведений, историю создания поэмы, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, фольклорные традиции, отразившиеся в творчестве поэта
Уметь: анализировать лирические произведения, классифицировать стихи тематически, выявлять пафос произведений поэта, различать автора и лирического героя, классифицировать персонажей, исходя из замысла произведения, владеть монологическим устным и письменным ответом, выразительно читать лирические произведения наизусть
|
| 44
| М.Е. Салтыков – Щедрин. Тематическое многообразие «Сказок».
|
| 45
| Проблематика сказки «Дикий помещик»
| 46
| Проблематика сказки «Премудрый пискарь»
| Сатира Фантастика Пародия
Сатирический роман-хроника
Антиутопия
Аллегория Абсурд
Авторская сатирическая сказка
|
| 47
| «Сказки» как вершина сатирического творчества Щедрина. Приемы сатиры.
|
| По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «история одного города» и Сказок, политические взгляды автора, особенности исторической эпохи, особенности сатирических произведений, художественные приемы, используемые сатириком, особенности жанра литературной сказки, роль фантастики в прозе Щедрина
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать сатирическое произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, классифицировать сказки по тематике, владеть монологическим устным и письменным ответом
|
|
48
| Личность и мировоззрение Толстого. «Война и мир». Развитие замысла романа-эпопеи. Система персонажей. Историческая эпоха, изображенная в произведении.
| Роман-эпопея Историзм
Внутренний монолог
«диалектика души»
словесная пластика
антитеза
авторское отступление
| 49
| «Высший свет» в изображении Толстого. Лживость, фальшивость, механистичность их жизни. Эгоизм как главная движущая сила. Оторванность от национальных интересов. Андрей и Пьер в салоне Анны Шерер.
| 50
| Семьи Ростовых и Болконских как противостояние «высшему свету». Общие и различные их черты, «ум ума» и «ум сердца». Понятие любимых героев Толстого. Москвоведение: Москва Толстого.
| 51
| Андрей Болконский на фронте. Николай Ростов на фронте. Причины ухода на войну. Поведение, интересы.
| 52
| Наполеонизм Андрея Болконского. Шенграбен и Аустерлиц в судьбе князя. Нравственное падение. Переосмысление цели своей жизни.
| 53-54
| Нравственные поиски Пьера Безухова в 1-2 томах. Увлечение светом, женитьба, измена самому себе. Дуэль. Увлечение масонством. Результаты благотворительной деятельности.
| 55
| Встреча Андрея и Пьера в Богучарово. Спор о смысле жизни, о вере. Встреча Андрея с Наташей в Отрадном. Символическое значение пейзажа в романе Толстого
| 56
| Андрей в Петербурге. Его деятельность в комиссии Сперанского. Личность Сперанского в оценке Толстого. Разочарование Андрея в деятельности. Встреча с Наташей и любовь к ней.
| 57
| Наташа Ростова - воплощение жизни настоящей. Роль Наташи в судьбе других героев романа. Нравственная катастрофа Наташи. Ее причины и последствия.
| 58
| Философские воззрения Толстого на историю и ее движущие силы. Роль личности. «Исторический фатализм». Начало войны 1812 года.
| 59
| Сдача Смоленска. Начало народной войны. Подвиг купца Ферапонтова. Назначение Кутузова. Разговор фельдмаршала с Андреем.
| 60
| Кутузов и Наполеон на Бородинском поле. Философский смысл противостояния. Эгоизм и фальшивость поведения одного полководца и простота и доброта другого. Толстой о роли личности.
| 61
| Бородинское сражение глазами Пьера и Андрея. Истинный подвиг Болконского. Смертельное ранение и изменение душевного состояния.
| 62
| Совет в Филях. Сдача Москвы. Истинный и ложный патриотизм, проявленный в этих сценах. Москвоведение: Москва в 1812 году.
| 63
| Пьер во время сдачи Москвы. Увлечение мистицизмом и желание убить Наполеона. Спасение Рамбаля и девочки на пожаре - действие по человеческому инстинкту. Духовный кризис Пьера.
| 64
| Пьер в плену. Образ Платона Каратаева как воплощение «роевой» жизни. Роль Платона в жизни Пьера.
|
| 65
| Понятие «дубины народной войны». Изображение партизанских действий. Гибель Пети Ростова. Кутузов как воплощение народного взгляда.
| | 66
| Проблемы эпилога. Развитие героев. Точка зрения Толстого на важнейшие вопросы своей эпохи. Значение образа Николеньки Болконского.
|
| 67
| Жанр произведения Толстого. Композиционное построение: простота и сложность. Значение Толстого в русской и мировой литературе.
| Домашнее сочинение (№2) | По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Война и мир», историю создания эпопеи, историческую эпоху, изображенную писателем, философские воззрения Толстого (роль личности и движущие силы исторического процесса, фатализм), особенности стиля и художественного мира писателя («диалектика души» и др.), основные черты жанра романа-эпопеи, значение творчества художника для литературного процесса
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать эпизоды и понимать их место в общем контексте, свободно использовать конкретные понятия теории литературы и своеобразную авторскую лексику (роевая жизнь, дубина народной войны и т.д.), анализировать поведение персонажей, сопоставлять сцены и героев, делать обобщения по прочитанному тексту (путь исканий Андрея, Пьера, развитие народной войны и т.д.), соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, владеть монологическим устным и письменным ответом, аргументированно формулировать свое отношение к произведению
| 68
| Личность и мировоззрение Достоевского. Страницы биографии. «Преступление и наказание».
| Детективный
Роман
Идеологический
роман
Полифония
Герой – «двойник»
Идея «сверхчеловека»
Евангельский мотив | 69
| Петербург Достоевского. Роль пейзажа в романе. Семья Мармеладовых. Звучание темы «маленького человека» в романе Достоевского.
| 70
| Путь Раскольникова к преступлению: доводы «за» и «против». Изображение преступления. Символика Достоевского.
| 71
| Состояние Раскольникова после убийства. Мучительное ощущение отторженности от людей. Его причины и последствия. Мания преследования.
| 72
| Истинные причины преступления. Теория Раскольникова. Личность Наполеона в оценке героя и автора.
|
| 73
| Лужин и Свидригайлов как психологические двойники Раскольникова. Понятие полифонического романа.
|
| 74
| Детективная сущность романа. Образ следователя Порфирия Петровича. Их психологический поединок с Раскольниковым.
|
| 75-76
| Соня Мармеладова как оппонент и союзник Раскольникова. Их беседы, споры. Иррациональная вера Сонечки. Сила ее духа. Соня и Лизавета. Роль Сони в системе персонажей.
|
| 77
| Крушение теории Раскольникова. Мысли о самоубийстве. Явка с повинной как единственная возможность остаться человеком.
|
| 78
| Проблемы эпилога. Раскольников и Соня в отношениях с каторжанами. Пробуждение души героя и его разочарование в своей теории. Актуальность романа.
| Домашнее сочинение (№3)
| По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Преступление и наказание», особенности исторической эпохи, философские взгляды автора, особенности стиля и художественного мира писателя (полифония, герои-двойники), значение творчества художника
Уметь: эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать эпизоды и осознавать их роль в тексте, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, различать особенности композиции, понимать логику авторской мысли, сопоставлять героев (Раскольников и Соня и др.), соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, владеть монологическим устным и письменным ответом, осознавать актуальность классического произведения, аргументированно формулировать свое отношение к произведению
| 79
| Раннее творчество Чехова. Юмористические рассказы Антоши Чехонте. Своеобразие тематики и проблематики. Юмор Чехова.
| «чеховская деталь»
лирическая проза
| 80-81
| Маленькая трилогия - рассказы о «футлярной жизни». Образ Беликова, средства создания образа. Деталь в произведениях Чехова. Психологизм, символика. Суть явления беликовщины. Общность героев и проблематики.
|
| 82
| Рассказ «Ионыч». Тема «ожирения души». Композиция рассказа, система образов. Близость рассказа к маленькой трилогии.
|
| 83-84
| Классное сочинение по прозе Чехова. (№3)
|
| 85
| Новаторство драматургии Чехова. Чехов и МХАТ, Чехов и Станиславский. Пьеса «Вишневый сад».
| Подтекст
Лирическая комедия
Внутреннее
действие
интрига
| 86
| Изображение русского дворянства. Образы Раневской и Гаева. Черты обломовщины и маниловщины как важнейшие качества их характеров. Отношение к прошлому России.
| 87
| Образ купца Лопахина. Противоречивость персонажа и причины этой противоречивости. Роль Лопахина в конфликте.
| 88
| Молодое поколение в изображении Чехова. Будущее России.
| 89
| Роль второстепенных персонажей в системе действующих лиц. Своеобразие определения жанра пьесы. Понятие о лирической комедии.
| | По теме ученик должен
| Знать: основные биографические сведения об авторе, содержание произведения «Вишневый сад» и избранных рассказов, этические воззрения автора, особенности авторского стиля (значение детали лаконизм повествования, бытовая символика и др.), жанровые особенности драматических произведений, своеобразие законов чеховской драматургии, содержание понятия лирическая комедия, значение творчества художника для литературного процесса
Уметь: анализировать эпизоды и в конечном результате все произведение, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять персонажей, делать обобщения (черты обломовщины и маниловщины в характерах героев), различать и понимать роль юмора и сатиры в произведениях, соотносить произведение с литературными направлениями эпохи, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений, аргументированно формулировать свое отношение к произведению
| 90
| Итоги года. Значение русской литературы XIX века.
|
|
|