КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Сроки проведения
|
По плану
| Факт ически
|
Введение (1 час )
|
|
1
| Россия рубежа ХIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков.
| 1
| Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX- начала ХХ веков с историческими процессами. Дать толкования понятиям "серебряный век", "модернизм", "декаданс"
|
|
|
Литература первой половины XX века (71 час)
|
|
2
| И.А. Бунин. (1870-1953).
Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!» «Последний шмель»
| 1
| Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина.
|
|
|
3
| Художественное своеобразие прозы Бунина. Рассказ «Антоновские яблоки»
| 1
| показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа "Антоновские яблоки"
|
|
|
4
| Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Размышление о России в повести «Деревня»
| 1
| Раскрыть философское содержание рассказа Бунина
|
|
|
5
| Рассказы И.А. Бунина о любви. Цикл «Тёмные аллеи». Анализ рассказа «Чистый понедельник»
| 1
| Показать своеобразие стиля Бунина, восприятие им любви на примере рассказа «Чистый понедельник»
|
|
|
6
| И.А. Куприн. Жизнь и творчество. Повесть "Олеся", «Поединок»
| 1
| Дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина, раскрыть идею и художественные особенности повести "Олеся".Показать гуманистический, антивоенный пафос повести «Поединок»
|
|
|
7
| Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
| 1
| Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, роль детали в рассказе
|
|
|
8-9
| Р.р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
| 2
| Представить творчество А.Т. Аверченко (1881-1925) с точки зрения продолжения традиции русской литературы
|
|
|
10
| .Анализ работ .Поэзия Серебряного века. Обзор
| 1
| Познакомить с литературными течениями поэзии русского модернизма
|
|
|
11
| Символизм. "Старшие символисты". Поэзия "младосимволистов" А.Белый «Раздумье», «Русь», «Родине»…»,
| 1
| Дать понятие о символизме. Показать значение поэзии Белого для русской поэзии. Показать особенности поэтики Белого
|
|
|
12
| Поэзия В.Я. Брюсова (1873-1924).Стихотворения «Сонет в форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». "Поэзия как волшебство" в творчестве К.Д. Бальмонта (1867-1942) Стихотворения «Я мечтою ловил…», «Безглагольность», Я в этот мир пришел…»
| 1
| Показать значение поэзии Брюсова для русской поэзии. Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его "творческой лаборатории
|
|
|
13
| Акмеизм. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921). Стихотворения «жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
| 1
| Дать понятие об акмеизме, представление о личности Н.Гумилева
|
|
|
14
| Футуризм. "Эгофутуризм" Игоря Северянина (1887-1941). Стихотворения «Интродукция», «Эпилог». «Двусмысленная слава», В.В.Хлебников «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы» , «Еще раз,еще раз»
| 1
| Дать понятие о футуризме, познакомить с личностью и творчеством поэта
|
|
|
15
| Крестьянская поэзия Н.А.Клюева. стихотворения «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов.из темных углов…». С.Клычкова, П. Орешина
| 1
| Дать понятие о крестьянской поэзии
|
|
|
16-17
| Р.Р.Сочинение по творчеству поэтов 19-начала 20 века
| 2
| Поиски и находки поэтов Серебряного века
|
|
|
18
| М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.Рассказ «Старуха Изергиль» Анализ работ
| 1
| Познакомить учеников с вехами биографии и творчества Горького, показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя
|
|
|
19
| Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького "На дне"
| 1
| Показать новаторство Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе
|
|
|
20
| "Во что веришь-то и есть". Роль Луки в драме "На дне".Вопрос о правде в драме.
| 1
| Создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной позиции. Выявить позиции героев и автора
|
|
|
21-22
| Р.р. Сочинение по творчеству М. Горького.
| 2
|
|
|
|
23
| Публицистика М. Горького ("Несвоевременные мысли") и А. Блока ("Интеллигенция и революция") Анализ работ
| 1
| Показать общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького
|
|
|
24
| А.А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока « Вхожу я в темные храмы». Стихотворение А.А. Блока "Незнакомка", «В ресторане»
| 1
| Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, показать, как меняются настроение и тональность блоковской лирики в второй книге стихов
|
|
|
25
| Поэма Блока "Соловьиный сад". Тема родины в творчестве Блока .Стихотворения «Россия», «Ночь,улица,фонарь,аптека…», «Река раскинулась. Течет ,грустит лениво…», «На железной дороге»
| 1
| Показать значение образа России в творчестве Блока
|
|
|
26-27
| Поэма Блока "12"
| 2
| Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности
|
|
|
28-29
| Р.Р. Сочинение по творчеству А.А.Блока
| 2
|
|
|
|
30
| Анализ работ . Сергей Есенин как национальный поэт. Любовная лирика Есенина.Стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею,не зову, не плачу…», «Письмо к женщине»
| 1
| Познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта, показать народность творчества С.А. Есенина
|
|
|
31
| Образ России в лирике С.Есенина. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!», «Не бродить,не мять в кустах багряных», «Спит ковыль.», «Русь Советская», «Я покинул родимый дом»
| 1
| Отметить художественное .своеобразие поэтического .изображения образа России в лирике Есенина
|
|
|
32
| Анализ стихотворений «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Собаке Качалова»
| 1
| Уметь анализировать
|
|
|
33
| Поэма Есенина "Анна Снегина". Трагизм поэмы «Черный человек»
| 1
| Показать, что "Анна Снегина" – одно из выдающихся произведений русской литературы.Показать, как создается трагический пафос
|
|
|
34
| В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.Стихотворение «Послушайте!», «Нате!», «
| 1
| Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере
|
|
|
35
| Своеобразие художественного метода В.Маяковского. Скрипка и немножко нервно», «Стихотворения «А вы могли бы?», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»
| 1
| Показать своеобразие худ.метода
|
|
|
36
| Любовная лирика В.Маяковского. Стихотворение «Лиличка!». Поэма «Про это», «Облако в штанах»
| 1
| Познакомить .с любовной лирикой поэта. Показать логику развития
|
|
|
37
| В.В. Маяковский и революция. Настоящее и будущее в пьесе "Клоп"
| 1
| Показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции
|
|
|
38-39
| Р.Р.Сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского
| 2
|
|
|
|
40
| Роман А.Фадеева «Разгром».(обзор)
| 1
| Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенции и революции, сопоставив образы Морозки и Мечика
|
|
|
41
| Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы". Судьба личности в тоталитарном государстве.(обзор)
| 1
| Углубить представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа
|
|
|
42
| Характерные черты времени в повести А.Платонова "Котлован"
| 1
| Показать актуальность и вневременную ценность произведения А. Платонова
|
|
|
43
| Пространство и время в повести Платонова "Котлован". Метафоричность художественного мышления Платонова.
| 1
| Показать философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести "Котлован"
|
|
|
44-45
| Обзор зарубежной литературы первой половины 19 века Б.Шоу . Жизнь и творчество .Пьеса «Пигмалион» (обзор)
| 2
| Показать гуманистическую направленность литературы,основные направления.Показать пародоксы жизни,Чеховские традиции в пьесе.
|
|
|
46
| Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Жизнь, творчество, личность.
| 1
| Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений
|
|
|
47
| История в романе Булгакова «Белая гвардия»
| 1
| Показать особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий;понять авторскую позицию
|
|
|
48
| Судьбы людей в революции.Образ Дома в романе.
| 1
| Показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории
|
|
|
49
| Роман Булгакова "Мастер и Маргарита". История романа. Жанр и композиция.
| 1
| Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.
|
|
|
50
| Три мира в романе "Мастер и Маргарита".
| 1
| Понять замысел писателя, заменить и осмыслить переклички линий романа
|
|
|
51
| Любовь и творчество в романе
| 1
| Уяснить нравственные ценности, о которых говорит писатель
|
|
|
52-53
| Р.Р. Сочинение по творчеству М.Булгакова
| 2
| Тема ответственности в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
|
|
|
54
| Обзор творчества В.В. Набокова. Опыт медленного чтения рассказа "Круг"
| 1
| Дать краткую характеристику литературы русского зарубежья "первой волны" и творчества В.В .Набокова, попытаться раскрыть особенности творческого метода В.В. Набокова
|
|
|
55
| Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого "Петр Первый". Обзор
| 1
| Соотнести реально время и пространство России первой четверти XVIII века с художественным временем и пространством романа Толстого, ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи
|
|
|
56
| А.А. Ахматова – "голос своего поколения". Тема родины в лирике Ахматовой. «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати…»,»Мне голос был. Он звал утешно…»
| 1
| Знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта "после акмеизма". Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой,
|
|
|
57
| Анализ стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так :какая-то истома…»
| 1
| Развить представление о поэзии Ахматовой ,формировать навыки анализа
|
|
|
58
| Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой "Реквием"
| 1
| Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве
|
|
|
59
| Поэтический мир М.Цветаевой. «Моим стихам ,написанным так рано…» , «Стихи к Блоку»Музыкальность стиха в поэзии Г.Аполлинера («Мост Мирабо»). Сравнительный анализ стихотворений русского и французского поэтов.
| 1
| Рассказать об основных мотивах и темах лирики Цветаевой, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в поэзии М. Цветаевой
|
|
|
60
| Анализ стихотворений «Кто создан из камня ,кто создан из глины…», « Тоска по родине!», «Идешь, на меня похожий», « Куст»
| 1
| Формировать навыки анализа поэтического произведения
|
|
|
61
| Анна Ахматова и Марина Цветаева.
| 1
| Уточнить представление учеников о творчестве Ахматовой и Цветаевой через сопоставление их поэтических систем
|
|
|
62-63
| Р.Р.Сочинение по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой
| 2
|
|
|
|
64
| Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. Русские мотивы в «Книге часов» Рильке .Анализ сочинений
| 1
| Познакомить учеников с основными вехами биографии Н.А. Заболоцкого, Рильке, дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества
|
|
|
65
| О.Э.Мандельштам .Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Бессонница.», «Notre Dame»,
| 1
| Познакомить с творчеством О.Мандельштама
|
|
|
66
| Анализ стихотворений « За гремучую доблесть грядущих веков…», « Я вернулся в мой город…», «Невыразимая печаль», «Tristia»
| 1
| Формировать навыки анализа поэтического произведения
|
|
|
67
| М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.
| 1
| Дать представление о личности М. Шолохова и значении его произведений
|
|
|
68
| Картины жизни донских казаков в романе "Тихий дон"
| 1
| Показать, что закономерности8эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей
|
|
|
69
| "Чудовищная нелепица войны" в изображении Шолохова. Гражданская война в изображении М. Шолохова.
| 1
| Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и ее влиянии на человека. Показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова
|
|
|
70
| Судьба Григория Мелехова. Григорий и Аксинья.
| 1
| Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь
|
|
|
71-72
| Р.р. Сочинение по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
| 2
| Образ Григория Мелехова как продолжение Шолоховым традиции русской литературы – изображения правдоискателей
|
|
|
Литература второй половины XX века (30 часов)
|
|
73
| Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор. Анализ работ
| 1
| Показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров
|
|
|
74
| «Лейтенантская проза» (обзор)Правда о войне в повести В.Кондратьева «Сашка»
| 1
| Дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести В.Кондратьева
|
|
|
75
| «Как это было, как совпало…» Повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка",повесть В.В.Быкова «Сотников»
| 1
| Вызвать у учеников размышления о прочитанном, совершенствовать умение анализировать текст,показать нравственную проблематику произведения , две точки зрения
|
|
|
76
| А.Т. Твардовский (1910-1971). Творчество и судьба . "Страна Муравия". Поэма "По праву памяти"
| 1
| Дать обзор жизненного и творческого пути писателя, показать значение его творчества и общественной деятельности, определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы "Страна Муравия"
|
|
|
77
| Народный характер поэмы "Василий Теркин". Лирика А.Т. Твардовского.
«Вся суть в одном единственном завете..», «Памяти матери», «Я знаю,никакой моей вины», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента»
| 1
| Показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, народность и новаторство. Эволюцию лирики ,особенности лирического героя
|
|
|
78
| Б.Л. Пастернак (1890-1960). Начало творческого пути. Лирика. « Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», Во всем мне хочется дойти», «гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво»
| 1
| Познакомить учеников с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о раннем творчестве Пастернака
|
|
|
79
| Человек, история и природа в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"
| 1
| Рассказать о судьбе романа, дать представление о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории, показать гуманизм и ценность этих взглядов
|
|
|
80
| Христианские мотивы в романе "Доктор Живаго". Стихотворения Юрия Живаго.
| 1
| Постараться понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака, определить место и значение "Стихотворений Юрия Живаго"
|
|
|
81
| Литература "оттепели".
А.И. Солженицын (родился в 1918г.). Судьба и творчество писателя.
| 1
| Дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов, показать роль литературы в духовном обновлении общества. Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны.
|
|
|
82
| Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича"., «Матренин двор»
| 1
| Показать публицистичность рассказа, его значение, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа
|
|
|
83
| Обзор романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ»".
| 1
| Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи
|
|
|
84
| В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество (обзор).История создания книги «Колымских рассказов»
| 1
| Дать краткий обзор творчества В.Т.Шаламова. Познакомить с истори ей создания книги
|
|
|
85
| Рассказы «Последний замер», «Шоковая терапия»
| 1
| Показать своеобразие раскрытия «лагерной» темы
|
|
|
86
| "Деревенская проза": истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина. «Верую!,» «Алеша бесконвойный»
| 1
| Дать представление о "деревенской" прозе, познакомить с творчеством В.М. Шукшина (обзор)
|
|
|
87
| Э.Хэмингуэй. Жизнь и творчество (обзор)Повесть «Старик и море»
| 1
| Дать краткий обзор творчества .Показать проблематику повести ,раздумья писателя о человеке
|
|
|
88
| Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба", Э.Хемингуэйя «Старик и море»
| 1
| Показать нравственные идеалы писателя, раскрыть философский смысл цикла "Царь-рыба"Роль худ. Детали.
|
|
|
89
| Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»
| 1
| Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель, совершенствовать навыки анализа текста
|
|
|
90
| Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.В. Трифонова "Обмен"Р.Р. Подготовка к сочинению
| 1
| Дать понятие о "городской" прозе, краткий обзор центральных ее тем, совершенствовать навыки анализа текста
|
|
|
91
| Р.Р.Сочинение по русской литературе второй половины 20 века
| 1
|
|
|
|
92
| Новые темы, проблемы ,образы периода «оттепели». "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова (1936-1971)Стихотворения «Видения на холме» , «Листья осенние»
| 1
| Дать краткий обзор поэзии «шестидесятников» Показать связь "тихой лирики" с литературной традицией, дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути, отработать навыки художественного чтения поэтического произведения.
|
|
|
93
| Р.Гамзатов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Журавли», «В горах джигиты ссорились,бывало…»
|
| Дать краткий обзор творчества.Показать соотношение национального и общечеловеческого.
|
|
|
94
| Драматургия А. Вампилова.пьеса «Утиная охота»
| 1
| Показать значение драматургии Вампилова для русской литературы, разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы
|
|
|
95
| Авторская песня.Б.Ш.Окуджава. Стихотворения «Полночный троллейбус», «Живописцы»
| 1
| Показать роль авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны,жанровое своеобразие песен.
|
|
|
96
| Русская и зарубежная литература на современном этапе.Обзор.
| 1
| Дать обзор произведений последних лет, показать тенденции современной литературы, дать понятие о постмодернизме.
|
|
|
97
| Проза Татьяны Толстой (обзор)
| 1
| Дать краткий анализ творчества Т. Толстой как яркого явления постмодернизма
|
|
|
98
| Фантомность реальности в повести В. Пелевина "Омон Ра"
| 1
| Дать краткий обзор творчестваВ. Пелевина
|
|
|
99
| "Новый автобиографизм" Сергея Довлатова (1941-1990)
| 1
| Дать краткий обзор прозы С. Довлатова, остановившись на его художественном методе, совершенствовать навыки анализ текста
|
|
|
100
| Поэзия Иосифа Бродского. Стихотворения «воротишься на родину .Ну что ж» . «Сонет»
| 1
| Дать краткий обзор поэзии И. Бродского, показать своеобразие поэтического мышления и языка
|
|
|
101
| Новейшая русская поэзия.
| 1
| Познакомить учащихся с направлениями, школами, группами в новейшей русской поэзии.
|
|
|
102
| Резервный урок. Подготовка к написанию части С ЕГЭ
| 1
|
|
|
|