Скачать 244.3 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.2 Теория языка: общее языкознание для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература 1.1 Автор программы: «Общее языкознание» – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ Чупашева О.М. 1.3 Пояснительная записка: Теория языка включает два раздела: введение в языкознание и общее языкознание. В системе подготовки учителя русского языка курс «Введение в языкознание» является пропедевтическим и имеет основной целью: познакомить студентов с наиболее важными положениями науки о языке, расширить их лингвистический кругозор, развить интерес к изучаемому предмету и таким образом подготовить их к дальнейшему изучению предметов лингвистического цикла. Задачи:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Цель: курс «Общее языкознание» завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов, даёт ключ к дальнейшему лингвистическому самообразованию. Задачи:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь: ориентироваться в новых лингвистических теориях, разбираться в новых языковых фактах. 1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Объём и предмет языкознания. Проблематика языкознания. Общее языкознание и отдельные лингвистические дисциплины. Общее языкознание и другие науки; пограничные дисциплины. Членение общего языкознания.
Современное языкознание как результат длительного развития науки о языке. История языкознания как постепенное углубление лингвистической теории, накопление языкового материала и совершенствование методов лингвистического анализа. Основные этапы истории языкознания. Проблемы языкознания в филологии древнего мира. Развитие интерпретации сущности языка. Греко-латинская (Платон, Аристотель, стоики), индийская (Пáнини), китайская и арабская лингвистические традиции. Теория именования. Древнегреческие философы о теории названий и об аналогии в языке. Языкознание в средние века и в эпоху Возрождения. Расширение лингвистического материала. Многоязычные словари; словарь П.С. Палласа. Языкознание XVII-XVIII вв. как подготовка нового этапа в развитии языкознания. Лингвистические взгляды Г.В. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера. «Всеобщая рациональная грамматика» А. Арно и К.Лансю. Нормативные грамматики. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова. Сравнительно-историческое языкознание. Возникновение сравнительно-исторического языкознание и становление сравнительно-исторического метода. Возникновение грамматики и славистики. Основные этапы развития сравнительно-исторического языкознания. Теория языка В. фон Гумбольдта. В.фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания как науки о языке. Антропологический характер теории. Проблема языка и мышления в теории языкознания. Натуралистическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция А. Шлейхера. Логическое направление в языкознании XIX века. Логический подход к языку в различные периоды развития языкознания. Синтаксическая система Ф.И. Буслаева как соединение сравнительного, исторического и логического начал. Психологическое направление как ведущее направление последней трети XIXвека. Г. Штейнталь. Теория языка А.А. Потебни. Младограмматическое направление. Лейпцигская школа и ее принципы исследования языка. «Принципы истории языка» Г. Пауля. Сравнительная грамматика индоевропейских языков К. Бругмана и Б. Дельбрюка. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов как компаративист и как теоретик языкознания. Проблемы грамматического анализа. А.А. Шахматов. А.М. Пешковский. Казанская лингвистическая школа. Основные идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ. Язык как социально-психологическое явление. Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий. Семиологическое направление в языкознании. Теория языка Ф. де Соссюра. Понимание языка как системы знаков. Система и структура языка. Лингвистика и семиология (семиотика). Социологическое направление в языкознании. А. Мейе. Ж. Вандриес. Э. Бенвенист. Язык и общество. Социальная обусловленность развития языка. Структурная лингвистика. Основные направление структурализма. Пражский лингвистический кружок. Учение Н.С. Трубецкого о фонологических оппозициях. Учение В. Матезиуса о грамматике. Глоссематика Л.Ельмслева. Американская дескриптивная лингвистика. Основные лингвистические парадигмы и направления последней трети XX века. Лингвистическая прагматика. Теория речевых актов. Теория референции. Важнейшие черты лингвистики конца ХХ века.
Понимание языка как системы. Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами. Понятия о ярусах языковой системы. Основные и промежуточные ярусы языковой системы, их единицы. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и несистемности языка. Знаковая система языка. Понятие о знаке. Структура знака. Языковые знаки, их структура и классификация. Свойства языкового знака. Знаковые системы и их типология. Язык и речь. Понятие «язык» и «речь» в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Язык и общество. Язык как социальное явление. Язык как важнейший этнический признак. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики. Языковая ситуация как объект социолингвистики. Виды языковой ситуации. Предмет и задачи интерлингвистики. Проблема языка и мышления в теории языкознания. Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Возможное решение проблемы связи языка и мышления. Понятие о психолингвистике. Вопрос о воздействии языка на мышление. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа. Развитие языка. Проблема развития языка. Внутриструктурные законы языкового развития. Языковые антиномии. Экстралингвистические факторы развития языка. Взаимодействие внутриструктурных и экстралингвистических факторов в развитии языка.
Понятие о методе. Общенаучные, общелингвистические и частные лингвистические методы. Описательный метод. Сущность, цели, задачи и исследовательские возможности описательного метода. Методика лингвистического эксперимента. Таксономический метод, его сущность. Методики таксономического метода (дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно сопоставляющим и т.п.) Типологический метод. Сущность типологического метода. Основные направления типологических исследований (классификационный, характерологический и др.) Вопросы типологической классификации языков. Языковые универсалии. Лингвогенетические методы, их сущность. Сходство и различие исторического и сравнительно-исторического методов. Методика внутренней реконструкции. Методика внешней реконструкции. Методика описательной хронологии и глоттохронологии. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы со студентами по изученному материалу. 1. Тема: Некоторые проблемы прикладного языкознания. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
2.Тема: Казанская лингвистическая школа. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы:
Литература:
3. Тема: Пражская лингвистическая школа. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы: Ознакомьтесь со статьёй «Трубецкой Николай Сергеевич», опубликованной в журнале «Русская речь» №1, 1990 г. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература. Основная литература:
Дополнительная литература:
1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Лингвистические школы и направления.
а) Казанской лингвистической школы. б) психолингвистики, в) американского структурализма, г) глоссематики. 2. Направление, изучающее общественную обусловленность строения, возникновения, развития и функционирования языка, называется: а) психологическим, б) социолингвистическим, в) структурализмом, г) младограмматическим. Теория языка
а) звука, б) интонации, в) языкового знака, г) фонемы. 2. Характеристика речи в отличие от языка: а) фиксированность, б) связь с контекстом, в) воспроизводимость, г) относится к психическим объектам. Методы лингвистических исследований
а) Ф. де Соссюр, б) А. Мейе, в) Л.В. Щерба, г) А. Шлейхер. 2. К лингвогенетическим методам относятся: А) таксономический, б) аналитический, в) описательный, г) сравнительно-исторический. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).
1.13 Примерная тематика рефератов.
Литература: Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1964-1965. Кондрашов И.А. История лингвистических учений. М., 1980. Черепанов М.В. Общее языкознание. Саратов, 1969. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Изучая «Общее языкознание», следует ориентироваться на то, что он завершает специальное образование словесника, углубляет его лингвистическую и общефилософскую подготовку. Необходимо показать общие закономерности происхождения, развития языка в его многообразных связях с человеком, обществом, историей, культурой; изучить историю языкознания; усвоить систему методов и приемов анализа языка. Все теоретические положения необходимо аргументировать, подтверждая их конкретными языковыми фактами Тематика контрольных работ по общему языкознанию для студентов 5 курса ОЗО
Литература: Березин Ф.М., Головин В.Н. Общее языкознание. М., 1979. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. Общее языкознание. / Отв. ред. Б.А. Серебренников. М., 1972. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. М., 2004. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). Толкование терминов в процессе изучения дисциплины дается по изданию: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Задания
Лексема, грамматическое значение денотативно-сигнификативный аспект, аккомодация, синонимия, заднеязычный,, внутренняя форма слова, синекдоха, супплетивизм, аффиксация, неологизмы, предикативность, номинативная функция, смыслоразличительная функция.
Плакучая – ива, добрый – злой, зеленая – смородина, замок – замок, подниматься – спускаться, летние - каникулы . 3. Подчеркните фамилии ученых, занимавшихся проблемой разграничения языка и речи в общетеоретическом аспекте. Фердинанд де Соссюр, Виноградов, Бодуэн де Куртенэ, Щерба, Ломоносов, Шанский, Смирницкий. Приведите по 3 примера речевых явлений в лексике, дайте краткий комментарий. Модель ответа В качестве таких явлений студенты могут назвать и проиллюстрировать примерами контекстуальные синонимы и антонимы, семантические окказионализмы (индивидуально-авторские метафоры и т.п.).
СЪЕЗД – СЙЭСТ , закон оглушения согласного на конце слова и ассимиляции по глухости: СЪЕЗД – СЪЕСТ; ПОСВЯТИТЬ – ПЪСВ...ТИТ , закон редукции: ПОСВЯТИТЬ – ПОСВЕТИТЬ; (не)СПИТСЯ – СПИЦЪ , ассимиляция по месту и способу образования: СПИТСЯ – СПИЦА. Все представленные примеры – омофоны. |
Учебник Дополнительная литература Методические пособия, используемые... Планирование составлено на основе программы, автор программы: под ред. М. Г. Ахметзянова: «Программа средней школы. Русская литература.... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр... Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Литература 11 класса составлена на основе авторской программы по... Рабочая программа по предмету литература 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 11 класса. «Русская... | ||
Силинская Л. Н. «Поурочное планирование по литературе: к учебнику... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: "Литература 5-9, 10-11 классы " / автор программы... | Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных... Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, программы по литературе, автор Г.... | Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Программа дисциплины Институциональная экономика для направления... Автор программы: к э н., профессор Полищук Леонид Иосифович () | Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | ||
Литература для чтения Древнегреческие мифы о героях: «Герои» Литература. 6 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Автор сост. Г. С. Меркин. – М.: «Тид «Русское... | Автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд.... Автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы» Б. Н. Неменский | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры.... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 «А» класса гбоу сош №2020 Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред.... |