Зайцева О.Н. Работа со словарём В.И. Даля на уроках русского языка. – С. 61–63. Уроки истории языка - это прежде всего уроки культуры и памяти слова, уроки языковой традиции и закрепления духовной связи поколений.
Академик Ф.И. Буслаев, историк русского языка, которого с полным правом можно назвать методистом, писал: "Об языке должно сказать то же, что о народных исторических песнях....Как один и тот же герой в продолжение столетий действует в различных событиях и тем определяет свой национальный характер, так и язык, многие веки применяясь к самым разнообразным потребностям, доходит к нам сокровищницей всей прошедшей жизни нашей".
Лексикография - важнейшая часть национальной истории, русской культуры и языка. Словарь, по определению И.И. Срезневского, - это "сокровищница языка, памятник быта и образованности народа, насколько они выражаются в языке". Имя выдающегося русского языковеда В.И. Даля не принадлежит ни одной из лингвистических школ, система его общественных взглядов в большой степени обусловлена идеями славянофилов. Тем не менее, труды В.И. Даля - это выработка новых принципов языка, в немалой степени философское осмысление языковых проблем, это подвиг ученого, сумевшего запечатлеть соборное сознание русского народа в его языке и донести его до потомков. Основа словаря В.И. Даля - расположение слов на основании гнезд, корнесловов, родства слов. Такое расселение слов помогло выявить суть родного языка, способствовало пониманию миросозерцания русского народа, определению национального склада ума, так как "в слове не менее жизни, чем в самом человеке".
Работа со словарем В.И. Даля на уроках истории языка направлена на развитие у учащихся языкового мышления, призвана способствовать повышению интереса учащихся к изучению родного языка, она учит использовать лексикографический материал в аргументации взгляда на родной язык как национальную ценность.
Основные приемы работы:
При знакомстве со словарем В.И. Даля в 5 классе мы выясняем специфику и "дух" этого словаря, сравнивая словарные статьи в различных толковых словарях. Поисковая и аналитическая работа учащихся организуется в форме деятельностной игры, например, "Фонарик". Цель игры - "открыть", "осветить" для себя слово.
Находки детей, например, слово "мудрый" - 1. обладающий большим умом; 2. основанный на больших знаниях опыте Словарь Ожегова). Открытием для учащихся становится определение в словаре Даля, отразившее точность народного мышления, уважение к мудрости не столько как сочетанию ума, знания и опыта, а в первую очередь - нравственных качеств человека, которого можно назвать мудрым: "мудрый" - основанный на добре и истине, соединяющий в себе любовь и правду. Мудрость - это качество, сочетающее истину и благо, это слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства. Сколько нравственной силы, а не только знания, несет текст этой словарной статьи!
На каждом последующем уроке обращение к словарю В.И. Даля связано с постижением народных традиций, обрядов, верований, особенностей национального менталитета через осознание объективных исторических процессов в языке.
Например, на уроках по темам "Падение редуцированных" и "Явление полногласия/неполногласия" в словаре В.И. Даля учащиеся находят ответы на вопросы: как истба превратилась в избу и какое отношение имеет храм к хоромам. Читая и анализируя под руководством учителя синонимический ряд к слову "изба", учащиеся класса постигают сложнейшие языковые явления и процессы: падение слабого редуцированного Ъ, упрощение группы согласных, несвойственных плавному и певучему русскому языку и последующего процесса ассимиляции. Кроме того, словарная статья к слову "изба", позволяет даже слабым учащимся сделать вывод о том, что в русском народе избой называлось только то, что было согрето теплом, топилось, а следовательно, имело печь, очаг. Дальнейшее исследование помогло учащимся создать макет русского дома, с его красным углом, красной лавкой, оберегами, пенатами - русским хлебосольством, открытостью и сознанием, что мой дом - это моя крепость и мой храм, даже если это только простая изба, а не хоромы.
"Толковый словарь" В.И. Даля на заключительных, обобщающих уроках по истории языка дети с полным правом могли назвать "энциклопедией русской жизни". Аргументы, которые они смогли привести в защиту этого тезиса, говорят о том, что словарь Даля стал для них книгой, которая несет радость открытий мира человеческой души.
Фрагмент творческой работы ученицы 6 класса школы № 1058 г. Москвы Пимкиной Марии: " «Толковый словарь живого великорусского языка»... Это название самой известной, самой яркой работы В.И. Даля как нельзя более точно описывает целый мир, который открывается нам в многообразии оттенков, звучности каждого слова. Слово есть проявление натуры, характера, души народа и каждого человека, высказавшего это слово. Жизнь играет в каждом звуке великого русского языка...
В.И. Даль был действительно первым, показавшим истинную широту русской души, души, общей для всех русских. Он увидел всю красоту, все многообразие характеров, отметив очень много эмоциональных оттенков в словах, ведь наш язык основан на эмоциях, чувствах, впечатлениях" |