Тамара Кузьмина.
Методика литературного чтения. Нарвский колледж Тартуского Университета
УРОК ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских инетересов, уроки познания жизни, одно из мощнейших средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ в начальных классах – формирование «талантливого читателя» (С.Маршак), читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
ЗАДАЧИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ
Интенсивное совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
Целенаправленное развитие речевых и интеллектуальных умений в сочетании их при работе с текстом;
Развитие устойчивого желания читать доступную возрасту литературу;
Формирование литературоведческих представлений, что обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном школьного литературного образования;
Расширение и углубление знаний об окружающем мире, формирование мировоззрения ребёнка, активной жизненной позиции;
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ
Уроки отработки навыков чтения (1, 2 класс)
Уроки первичного знакомства с литературным произведением определённого жанра
Урок освоения литературного произведения
Урок анализа крупнообъёмного произведения
Урок обобщающего повторения
Творческий урок (урок-диспут, урок-игра, урок-путешествие и др.)
Интегрированный урок (чтение и музыка, чтение и искусство и др.)
Уроки внеклассного чтения
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Эмоционально-понятийный метод (выразительное чтение учителем)
Объяснительное чтение
Литературное чтение (чтение с элементами литературного анализа)
Воспитательное чтение (чтение и беседа нравственно-эстетического плана)
Чтение-рассматривание (уроки внеклассного чтения)
Метод творческого чтения, предполагающий использование любого из методов с установкой на творчество
СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА ЧТЕНИЯ (традиционная методика)
I.Организационный момент
II.Целевая установка
III.Проверка домашнего задания
IV.Первичный синтез
Подготовка к первичному восприятию текста
Первичное восприятие произведения (чтение текста учителем или сильными учениками)
Эмоционально-оценочная беседа
V.Анализ произведения (выборочное чтение, беседа, выход на идею произведения)
VI.Вторичный синтез (подготовка к пересказу, чтение по ролям и другие виды творческой переработки текста)
VII.Домашнее задание
VIII. Подведение итогов урока
При работе с крупнообъёмным произведением эта схема нарушается. Возможно разбить произведение на части и анализировать каждую часть отдельно, либо разъединить чтение и анализ текста: на первом уроке –подготовка, первичное восприятие текста и эмоционально-оценочная беседа, второй урок – анализ и вторичный синтез произведения. |