Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес.





Скачать 84.61 Kb.
НазваниеАвтореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес.
Дата публикации08.08.2013
Размер84.61 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Литература > Диплом


Автореферат

Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес.

Особенно актуален вопрос изучения пунктуации для русскоговорящих учащихся, которые, не имея конкретных знаний в этой области, применяют правила расстановки знаков препинания, опираясь на знания из родного языка. В результате возникают многочисленные ошибки и неуместное, грамматически неоправданное использование того или иного знака препинания. Рассмотрение данного вопроса принципиально для английской письменной речи, т.к. пунктуация здесь обладает значительным стилистическим потенциалом, и часто правила расстановки знаков препинания не ограничены только грамматическими рекомендациями. С помощью пунктуации английские авторы достигают более ярких характеристик героев, яснее доносят до читателя собственные идеи-намерения, дают авторскую оценку происходящему.

Объектом исследования данной дипломной работы является система английских пунктуационных знаков. Предметом исследования являются грамматико-стилистические особенности различных знаков препинания в английском языке.

Целью исследования является определение стилистического потенциала различных знаков препинания в английском художественном тексте. Для достижения этой цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:

– изучить английскую пунктуацию в историческом аспекте;

– выявить грамматические и стилистические особенности употребления

пунктуации на современном этапе развития английской письменной речи;

– рассмотреть использование различных знаков препинания на материале двух произведений англоязычной литературы XIX века.

Вопросами английской пунктуации в разное время занимались как русские, так и иностранные филологи. Эта проблема интересовала в частности Л.У. Арапиеву, И.В. Арнольд, О.В. Александрову, Л.Л.Баранову, А.М. Пешковского, Э. Гауэрза, Г.У. и Ф.Г. Фаулеров, Скелтона. Несмотря на то, что появление пунктуации восходит ещё к древним временам (она стала неотъемлемой частью письменной речи), учёные-англисты до сих пор расходятся во мнении относительно применения таких знаков препинания как тире, точка с запятой, двоеточие. И даже такой распространенный знак как запятая до настоящего момента вызывает многочисленные споры среди лингвистов.

Если грамматические правила использования английских знаков препинания сформулированы относительно чётко и конкретно, то стилистическая функция знаков препинания с точки зрения выражения интенции автора исследована ещё недостаточно. В этом и заключается новизна дипломной работы.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая и вторая главы представляют собой теоретическое ознакомление с данным вопросом: освещение сущности английской пунктуации, истории её развития, семантико-стилистического значения различных знаков препинания, а также включают в себя спорные моменты в этой теме, существующие у различных филологов современности. Третья глава посвящена практическому исследованию стилистической функции английской пунктуации в художественном тексте. Работу завершает заключение, обобщающее результаты исследования.

В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы:

- изучение научной литературы;

- метод сплошной выборки;

- семантико-стилистический анализ.
В исследовательской работе при определении стилистических возможностей различных знаков препинания мы основывались на наблюдениях и выводах, которые были получены известными русскими и иностранными филологами по данной проблеме. В то же время особое место в практическом исследовании заняли те случаи употребления знаков препинания, которые не упомянуты в изученных источниках или же характерны только для выбранных нами авторов.

Для анализа были выбраны два произведения художественной литературы: первое – всемирноизвестная работа Жюль Верна «Вокруг света за восемьдесят дней» (“Around the World in Eighty Days”) в переводе Жаклин Роджерс и второе – не менее знаменитый роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист» (“Oliver Twist”). Из обоих произведений, написанных на английском языке, были выписаны и проанализированы в общей сложности 390 случаев употребления разных знаков препинания.

Прежде всего, необходимо отметить, что из всех рассмотренных нами знаков препинания в произведении Ч.Диккенса лидирует по частоте использования (разумеется, после точки и запятой) точка с запятой, у Ж.Верна – запятая, на втором месте оказалось тире. Распространенность остальных знаков препинания сравнительно одинакова.

При разъяснении семиотики знаков препинания мы принимали во внимание очень важное в практическом плане разграничение между знаками препинания вертикальной сегментации (vertical segmentation) и знаками препинания горизонтальной стратификации (horizontal stratification).

К первым относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире и знак красной строки. Вторая разновидность знаков препинания включает: двойные и одиночные кавычки, скобки, сдвоенные тире, сдвоенные запятые, разрядку, курсив и использование прописных букв.

Знаки препинания вертикальной сегментации используются для членения речи на значащие единицы, всех их объединяет одно общее свойство: они как бы «сегментируют» поток речи вертикально, разграничивая различные части предложения или части более развернутого произведения речи.

Если рассматривать любой текст с точки зрения его горизонтальной стратификации, то он будет представлен как бы двумя слоями. Первый слой представляют непосредственно слова и мысли автора, тогда как второй слой – это такие внесения, как цитирование, выделение слова или части высказывания как чего-то второстепенного, или, наоборот, как чего-то очень важного. Знаки препинания горизонтальной стратификации передают дополнительные авторские коннотации, определенные оппозиции.

Теперь обратимся к результатам проделанной работы и продемонстрируем выводы, полученные в ходе практического исследования, которые указывают на особенности английской пунктуации в проанализированных произведениях:

  • точка и запятая встречаются в обоих произведениях в традиционных для них функциях (причём запятая чаще используется в произведении Ж.Верна);

  • что касается точки с запятой, то она часто используется у обоих авторов перед союзом “and”, “but” для создания более яркого контраста; для описания общей картины действия (эта функция характерна для Ч.Диккенса); для выделения уточнений; а также мы обнаружили необычное использование точки с запятой – с целью разделить однородные члены предложения, а также для отделения прямой речи от слов автора (эти функции встречаются только у Диккенса);

  • тире встречается в обоих произведениях как в привычной для него функции (расширение и разъяснение информации), так и в случаях выделения перифраза, контраста, суммирования фактов, эмоциональной насыщенности отдельных элементов предложения, апозиопезиса (важно отметить, что для выделения апозиопезиса мы не встретили ни одного случая употребления многоточия; этот показатель позволяет сделать вывод о том, что многоточие выходит из активного употребления в английском художественном тексте);

  • двоеточие как знак вертикальной сегментации не встречается в какой-нибудь новой для него функции: у данных авторов оно используется для введения прямой речи и уточнения действий героев с целью придания им большей наглядности;

  • вопросительный и восклицательный знаки передают общую эмоциональность речи, часто – напряжённость ситуации. Вопросительный знак иногда указывает на особенности мыслительных процессов героев, а с помощью восклицательного знака автор даёт дополнительную характеристику героям (это могут быть наигранные эмоции, чувство превосходства над остальными) или выражает своё сострадание по отношению к тому или иному герою;

Очень интересную картину мы наблюдаем при анализе горизонтальной стратификации текста:

  • в основном авторы для выделения парентетических внесений использовали сдвоенные запятые, сдвоенные тире, скобки;

  • сдвоенные запятые – знак препинания, часто применяемый Ж.Верном для выделения уточнений, смысловых дополнений, иногда для выражения позиции автора. Ч.Диккенс использует сдвоенные запятые в основном в тех же функциях;

  • сдвоенные тире являются эффективным средством выделения разъяснения, уточнения, поправки у обоих авторов. К тому же Ж.Верн с их помощью часто даёт уточняющее описание какого-либо явления, а Ч.Диккенсу удаётся передать особенности внутреннего состояния героя;

  • в части высказывания, заключенной в скобках, Диккенс передаёт собственную иронию или информацию о сопутствующих обстоятельствах действий. У Ж.Верна мы встречаем использование скобок с целью введения дополнительного описания предмета или явления;

  • необходимо подчеркнуть неординарное использование сдвоенных точек с запятой, которое находим в романе Ч.Диккенса – автор вводит с их помощью парантезы уточняющего характера. С таким применением данного знака мы сталкиваемся впервые;

  • в этой же функции Ч.Диккенс использует и сдвоенные двоеточия. Здесь можно отметить, что такой выбор пунктуации является отличительной чертой стиля автора и объясняется только его личным вкусом и интенцией;

  • говоря об употреблении кавычек в обоих произведениях, мы можем констатировать недифференцированное применение двойных и одиночных кавычек. В основном двойные кавычки используются для введения цитаты и для передачи ироничного восприятия автором выделенных слов. Одиночные кавычки встречаются исключительно редко и не выполняют каких-либо стилистических функций.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при обучении английскому языку в средней и высшей школе на занятиях по грамматике, анализу и интерпретации текста, домашнему чтению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. – М., 1984.

  2. Александрова О.В. Формы и функции «парентетических» внесений в английской научной прозе. – Дисс. канд. филол. наук. – М., 1976.

  3. Арапиева Л.У. Теория и практика системы знаков препинания в современном английском языке. – Автореферат дисс. канд. филол. наук, М.,1985.

  4. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – Ленинград: Просвещение, 1973.

  5. Баранова Л.Л. Онтология английской письменной речи. – М.: Диалог-МГУ, 1998.

  6. Баранова Л.Л. Дифференциальная система современного английского языка. – М., 1991.

  7. Бархударов С.Г. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1976.

  8. Бузмакова А.А. Стилистические возможности пунктуации (на примере знака тире) – М.,1992.

  9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. – М., 1994.

  10. Давыдов М.В., Михайлов В.Е. К вопросу о горизонтальной стратификации текста. – М., 1989.

  11. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. – М., 1984.

  12. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – М.: Наука, 1987.

  13. Иванова-Лукьянова Г.Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию. – М., 1980.

  14. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.

  15. Кобрина Н.А., Малаховский Л.В. Английская пунктуация. – М., 1959.

  16. Назарова Т.Б. Филология и семиотика современного английского языка. – М., 1994.

  17. Орехова Н.Н. Проблемы грамматологии и пунктуации. – Глазов, 1989.

  18. Орехова Н.Н. Очерк функционирования пунктуации в структуре письменной речи. – Глазов, 1990.

  19. Тевторадзе М.Н. Английская пунктуация в функциональном аспекте. – М., 1991.

  20. Убушаева В.В. К вопросу об эволюции формы и значения запятой как пунктуационного знака в английском языке. – Элиста, 1990.

  21. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Ленинград, 1974.

  22. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.

  23. Яхнович Н.И. Пунктуация как средство ритмико-стилистической организации текста. – Автореферат дисс. канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1991.

  24. Charles Dickens “Oliver Twist”. – New York: Airmont Books, 1963.

  25. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. – London, 1980.

  26. Greenbaum S. The English Language Today. – Oxford, 1985.

  27. Jules Verne “Around the World in Eighty Days”. – London: Penguin Popular Classics, 1994.

  28. Partrige E. Notes on Punctuation. – Oxford, 1970.

  29. Skelton R. Modern English Punctuation. – London, 1949.

  30. Sklar. L. Modern English Punctuation. – М., 1972.

  31. http://www.voronezh.net

  32. http://webster.commnet.edu/grammar/marks/slash.htm.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. icon1. Пояснительная записка
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconПояснительная записка содержание программы тематический план (10...
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconВнутренняя образовательная среда
В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания безопасной образовательной среды и комфортных условий для воспитания...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconСамостоятельная работа студентов позволяет формировать потребность...
В последнее время проблеме организации самостоятельной работе студентов уделяется всё большее внимание
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconИсследование местоимений актуально во все времена, так как жизнь...
Данная курсовая работа посвящена исследованию лексико-семантических разрядов местоимений
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconРабочая программа по учебному курсу «Мультипликация»
Поэтому именно компьютерная анимация представляет особый интерес школьников, которая развивает в учащихся особый склад психики, мышления,...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconТесты по страноведению Заключительное слово. Тестовый контроль в...
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconРеферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.»
Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconПрограмма подготовки детей к школе. Пояснительная записка
Для полноценного развития детей данная программа открывает широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метод проектов является составной частью обучения иностранному языку. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школе круглогодично учатся около 200 студентов, каждому из которых уделяется персональное внимание. В течение летнего периода школа...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconАвтореферат по литературе загадки русской души
Данная исследовательская работа посвящена роману Виктора Ерофеева "Энциклопедия русской души"
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconОб обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики
Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconМетодические указания по выполнению научно-исследовательской работы...
Научно-исследовательская работа (нир) выполняется студентами в процессе изучения ряда экономических и управленческих дисциплин и...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconИсследовательская работа на тему
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту...
Автореферат Данная работа посвящена исследованию стилистических возможностей пунктуации в английском художественном тексте. Этой проблеме уделяется недостаточное внимание в процессе обучения иностранному языку в высшей школе, поэтому она представляет для студентов особый интерес. iconЦели: дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ...
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск