Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр





Скачать 127.27 Kb.
НазваниеРецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр
Дата публикации09.08.2013
Размер127.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Рецензия на книгу Р.К. Потапова и В.В. Потапов

«Язык, речь, личность», 491 стр.

Весной 2006 года издательство «Языки славянской культуры» выпустило в свет книгу Р.К. Потаповой и В.В. Потапова «Язык, речь, личность», что явилось важным событием в жизни российского лингвистического сообщества. Книга посвящена одной из самых актуальных и сложных проблем современного языкознания: проблеме соотношения и взаимопроникновения языка, речи и личностных свойств человека в жизни и деятельности. В книге обобщаются результаты многолетних исследований авторов в разных областях фундаментальной и прикладной лингвистики, прежде всего в области фонетики, и обосновывается необходимость создания особой научной дисциплины – речеведения – со своими фундаментальными и прикладными задачами. Согласно концепции авторов в исследованиях звучащей речи на передний план должны быть выдвинуты личностные характеристики говорящего индивида, как перманентные, так и ситуативно обусловленные, через призму которых и следует изучать языковые и физические особенности речевых сообщений.

Основному содержанию книги предшествует обширное предисловие, в котором авторы отмечают, что научные достижения и практика современной общей и прикладной фонетики достигли такого уровня, который позволяет ставить перед исследователями новые и весьма сложные задачи, связанные с использованием фонетических экспертных знаний и компьютерной обработки речевого сигнала с учетом его многогранной и полиинформативной природы. По мнению авторов книги, одна из главных задач прикладного речеведения на современном этапе заключается в многофакторном анализе акустических параметров естественной звучащей речи с целевой установкой на задачу идентификации личности говорящего по речевым сообщениям. В рамках обозначенной проблемной перспективы выделяются основные направления исследований, рассматриваются наиболее эффективные методы, обсуждаются главные факторы, которые вносят принципиальные трудности в решение задачи личностной идентификации. К таким факторам в рецензируемой книге отнесены: эмоциональное и стрессовое состояние говорящего в момент речи, алкогольная интоксикация, использование различных приемов произносительной маскировки, разная степень устойчивости акустических параметров к вышеприведенным факторам, естественная вариативность речевого сигнала.

Тематика основного содержания обсуждаемой книги разнообразна и отражена в шести тематических частях, многие из которых включают несколько глав.

Первая часть под названием «Некоторые аспекты фонетико-фонологических изысканий» занимает особое место в монографии. В главе 1 «Фонетика и фонология на рубеже веков: идеи, проблемы решения» дается обстоятельный анализ современного состояния фонолого-фонетических исследований с точки зрения пути, пройденного этой областью лингвистики во второй половине прошедшего столетия – от Н.С. Трубецкого до фонологии в научной парадигме теории оптимальности. Обсуждаются теоретические и практические достижения в понимании и описании звукового строя языка вообще и конкретных языков в частности, выделены проблемные области и горячие точки моделирования звукового поведения человека в многообразных ситуациях использования языка в речевой коммуникации, намечены наиболее перспективные, по мнению авторов, направления дальнейших разработок в увлекательной сфере изучения живой звучащей речи. Два принципиально важных направления из перечня намеченных обсуждаются более подробно в последующих главах.

Во второй главе части I «От классической фонологии к современному речеведению» обосновывается необходимость междисциплинарных фонетико-экспериментальных разработок на основе тесного взаимодействия экспертно-фонетических знаний, с одной стороны, и возможностей новых речевых технологий, с другой. Авторы рецензируемой книги справедливо отмечают, что указанные подходы взаимообогащают друг друга, а существующие трудности указывают на необходимость интеграции в новую дисциплину – речеведение с многоаспектным и полифункциональным предметом и объектом изучения. Этап необходимого размежевания фонологии и фонетики, лингвистики и психологии давно закончился, а научная парадигма современной лингвистики и наук о человеке требует выхода в реальные ситуации речевой коммуникации, в дискурс, в деятельность, в систему механизмов, которые совместно обеспечивают производство и понимание речевых сообщений и текстов. Как пишут авторы, речеведение “выплескивается” за <традиционные> рамки и «охватывает все аспекты, связанные с речевой, интеллектуальной, творческой, социальной деятельностью человека» с.67-68. В чечеведении звучащая речь должна обрести тот статус, который соответствует ее роли и месту в жизни человеческого общества и отдельного индивида. В обсуждаемой главе дается краткое описание модели межличностного взаимодействия с позиций интегрального речеведения. О необходимости интегрального подхода свидетельствует и тематика последних конгрессов фонетических наук, международных конференций, симпозиумов и рабочих совещаний. Краткий обзор тематического диапазона фонетических и околофонетических научных мероприятий последнего времени также содержится в данной главе.

Третья глава части I посвящена проблеме константности и вариативности социофонетических параметров русской речи. Здесь авторы привлекают внимание к задаче создания социальноречевого портрета говорящего, в основе которой лежит идея фонетического портрета, предложенная М.В. Пановым. Обосновывается важность учета таких социокультурных факторов, как социальное расслоение общества, принадлежность коммуникантов к определенному социальному слою, региональные и ролевые различия, общий уровень культуры, степень следования определенной традиции в сфере речи, тактика речевого поведения и т.п. Одновременно, как подчеркивают авторы, нужно учитывать динамическую природу воздействия социокультурных факторов на речь индивида как в диахроническом плане, так и в плане адаптивности поведения к разным условиям речевого взаимодействия.

Второй крупный раздел книги Р.К. и В.В.Потаповых – Часть II «Фонетическая составляющая паралингвистики» – содержит две главы: глава 1 посвящена коннотативной паралингвистике, в главе 2 рассматриваются лингвистические и паралингвистические функции просодии. В понимании задач и границ паралингвистики авторы следуют Г.В.Колшанскому, согласно которому эта дисциплина занимается изучением факторов, сопровождающих речевое общение и участвующих в передаче информации. Одним из важнейших средств паралингвистики признается произносительная специфика конкретного речевого сообщения, которая стимулирует появление у последнего коннотативных эмоционально-оценочных значений, сопутствующих выражению денотируемой ситуации. Наличие языковой специфики в передаче коннотативных значений делают эту область фонетических исследований чрезвычайно существенной для сферы устного перевода и преподавания иностранных языков. В то же время авторы с сожалением отмечают отсутствие разработанной теории коннотации и достаточной эмпирической базы для ее создания. Значительное место в части II занимает изложение масштабного экспериментального исследования Р.К. Потаповой, «основная задача которого заключалась в выявлении и определении специфики паралингвистических средств передачи коннотативных значений устного речевого сообщения», с.99. Исследование проводилось на материале языков славянской и германской групп, а полученные результаты вносят существенный вклад как в эмпирическую базу, так и в теоретические основания паралингвистики.

При изучении просодии как особого паралингвистического средства возникают трудности, связанные с полифункциональным использованием просодических средств языка. Этот вопрос является предметом теоретического и экспериментального рассмотрения во второй главе «Лингвистические и паралингвистические функции просодии» (часть II). Здесь подробно обсуждается содержание и употребление терминов «просодия, просодика, просодемика», вводится понятие просодо-семантемы, под которой понимается произносительный инвариант, соотнесенный достаточно регулярным образом с определенными семантическими компонентами речевого высказывания. Рассматриваются конкретные примеры просодосемантем и их вариантов на материале немецкого, английского и русского языков, выявленные в результате специального исследования, который был проведен авторами для определения роли просодических характеристик в передаче смысловой информации реплик диалогического дискурса. Было обнаружено также, что паралингвистические просодемы «в виде параллельной и согласованной модели не только накладываются на активную речь, но и инкорпорируются в нее» с. 145.

Часть III рецензируемой книги «Гендерная проблематика в лингвистических исследованиях» включает три главы. В первой главе обсуждаются истоки лингвистической гендерологии, современное состояние знаний об особенностях женского и мужского вербального поведения в целом и в связи с отдельными уровнями языка. Кроме этого, в данной главе дается обстоятельный анализ существующих подходов в этой сфере речеведения: социолингвистического, социопсихологического, когнитивно-языкового. Рассматривая концепции отдельных исследователей, авторы монографии приходят к обоснованному заключению, что в современной парадигме разные подходы не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Вторая глава части III демонстрирует возможности сопоставительного подхода в фонетической гендерологии на материале русско-немецких параллелей. В главе произведен подробный аналитический обзор исследований русской и немецкой речи, выполненных с учетом гендерных признаков. Полученные результаты позволяют спроецировать характерные признаки немецкой и русской речи в семиотическое пространство с координатами «мужественность–женственность, мускулинность–фемининность» и подтверждают культурологическую позицию Д.С. Лихачева, согласно которой русская культура является в своей основе женской, а немецкая – мужской. Учитывая имеющиеся данные, авторы отмечают, что в рамках гендерологии необходимо изучать не только языковые, но и общекультурные стереотипы речевого поведения, а также межличностное взаимодействие как в вербальном, так и в невербальном аспектах.

В третьей главе Части III в центре авторского внимания находятся прикладные аспекты фонетической гендерологии. Идентификация личности по голосу и речи относится к основным задачам прикладного речеведения и предполагает распознавание наряду с другими признаками и пола говорящего, это необходимая составляющая речевого портрета индивида. В связи с этим авторы предлагают ввести в число опорных понятий фоноскопии термины базового и производного сексолекта, содержание и речевые признаки которых подробно обсуждаются, обосновывается необходимость создания представительных банков речевых данных для основных типов сексолектов.

Часть IV книги Р.К. и В.В. Потаповых «Прагматика и речеведение» посвящена вопросу о взаимоотношении прагматики и речеведения применительно к устному дискурсу, она содержит шесть отдельных глав. Жанр рецензии позволяет лишь очень кратко остановиться на проблематике и результатах исследований, излагаемых в этой части работы. В первой главе обсуждаются теоретические представления, стоящие за термином «дискурс», дается оценка разных подходов к исследованию дискурса, обсуждаются имеющиеся классификации, а также методические вопросы анализа устного спонтанного дискурса. В этой же главе дается описание масштабного поэтапного исследования устно-речевого дискурса на материале русского, английского и немецкого языков, приводится краткая характеристика созданных баз данных, полезных для осуществления самых разнообразных речевых исследований. В обсуждаемом исследовании реализован комплексный многокомпонентный подход к устному дискурсу, который не имеет аналогов за рубежом.

Во второй главе части IV в фокусе внимания находится проблема реконструкции «портрета» говорящего по его лингво-акустическим характеристикам, прежде всего, в связи с задачами активно развивающейся судебной фонетики. В главе анализируется состояние этой прикладной области за рубежом, выделяются основные направления разработок, определяются наиболее перспективные подходы и методы исследований. В связи с обсуждаемой проблемой авторы подчеркивают важность изучения индивидуальных и надиндивидуальных проявлений речемыслительной патологии в разных ее степенях и формах. Полезным результатом такого изучения могла бы стать специализированная база знаний, в рамках которой были бы систематически соотнесены различные показатели речемыслительной деятельности человека при порождении и смысловой интерпретации речевых высказываний в разных типах дискурса, в том числе при произносительной маскировке, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, естественного и искусственного аффекта. В связи с обозначенными целевыми установками большое внимание в данной главе уделено обсуждению информативности просодических характеристик речи для задач личностной идентификации говорящего. Признавая важную роль просодии в решении этих задач, авторы предостерегают от слишком упрощенных трактовок: любой просодический параметр обладает значительной внутренней вариабельностью и сложной системой взаимомосвязей практически со всеми сторонами речевой деятельности, в том числе и с невербальными средствами коммуникации.

Глава 3 части IV посвящена частной и весьма трудной задаче идентификации иноязычного говорящего с участием эксперта, не являющегося носителем языка говорящего («субъектно-ориентированное восприятие иноязычной речи»). Сама возможность уверенной атрибуции речевых сообщений в таких условиях не ясна. В главе содержится обстоятельный обзор перцептивно-слуховых исследований идентификации говорящих на иностранных языках с разными степенями иноязычного акцента; обсуждается также задача идентификации голоса говорящего на материале группы похожих голосов.

Наряду с ожидаемыми результатами, согласно которым эксперт может опознать говорящего и его национальную принадлежность с большей уверенностью, если он понимает язык, на котором строится речь говорящего (еще лучше, если эксперт владеет этим языком), эксперименты в целом оказались не столь однозначными. Это послужило основанием для проведения аналогичных по задачам авторских экспериментов на материале британского варианта английского языка и французского языка. В главе дается подробное описание этих экспериментов, а в заключение приводится ряд ценных рекомендаций методического характера для увеличения надежности и эффективности метода слухового опознания личности иноязычного говорящего по голосу и речи.

В четвертой главе части IV излагаются результаты лингвоконтрастивного исследования фонетических систем английского и русского языков, цель которого заключалась в выявлении наиболее устойчивых проявлений переноса произносительной нормы родного языка на изучаемый в области сегментной и супрасегментной фонетики. Дается подробное описание обнаруженных фактов фонетической интерференции.

Пятая глава части IV «Зрительно-слуховое распознавание русской речи» затрагивает малоизученный вопрос о роли и возможности использования визуальной информации, в частности видимых артикуляторных движений говорящего, для распознавания речи. Проведенное авторами исследование показало, что визуальная информация (чтение с губ) может быть полезна либо в качестве дополнительной, либо в качестве основной (в ситуациях, когда использование акустической информации затруднено). Отмечается, что в речи диктора, находящегося под визуальным контролем, возникают определенные изменения, которые нужно учитывать.

В шестой главе части IV обсуждается проблема устно-речевой симптоматики эмоционального состояния говорящего. Глава начинается с рассмотрения характерных признаков невротических нарушений голоса и речи и речемыслительных патологий, сопровождающих неврологические и психические заболевания. Приводятся также сведения о речевой симптоматике алкогольной и наркотической интоксикации. Приводимые данные убеждают, что речемыслительная деятельность человека в целом и речевая регуляция, в частности, функционируют на основе полярных общеповеденческих механизмов: возбуждения и торможения. Для диагностики психоэмоционального состояния говорящего большое значение имеет соотнесенность речевых дифференциальных признаков с характеристиками функционирования других систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, имунной, интеллектуальной и пр. В частности, авторы полагают, что для более глубокого понимания результатов воздействия наркотических и психотропных веществ на поведение, личность и речь необходимо знание глубинных механизмов их действия на организм и психику человека.

В части V «Прагматика и семантика (имплицитные смыслы в дискурсе на примере семантического поля «Наркотики»)» в фокусе авторского рассмотрения находится скрытая (имплицитная) информация, которая в незаконных, пропагандистских, антигуманных целях может включаться в речевые тексты/дискурсы и, следовательно, требует выявления. В первой главе части V кратко излагается авторская методика определения идентификационных признаков пропаганды незаконных оборотов наркотиков, дается лингво-семантический и психологический анализ концептов «ложь» и «истина», обсуждаются критерии оценки искренности и неискренности человека. Во второй главе авторы обсуждают основы лигвосемантического анализа текста/дискурса, направленного на выявление скрытой, фоновой смысловой информации, на конкретных примерах из СМИ рассматриваются эксплицитные и имплицитные смыслы речевых высказываний на русском и английском языках. Кроме того, в связи с общей тематикой части V анализируется механизм метафоры, а также принципы и основные этапы контент-анализа текста. Третья и последняя глава части V посвящена проблемам экспертного анализа текста/дискурса, основанного на классификации общих и частных языковых навыков создания письменного текста в комплексе с аналогичными признаками дискурсивного авторского мышления. Авторы книги отмечают, что имеющиеся в лингвистике концепции семантического декодирования текста во всех разновидностях последнего позволяют установить идентификационные лингвистические признаки текста, необходимые для проведения качественной целевой экспертизы. В то же время для практических разработок необходимо дальнейшее совершенствование как лингвистического обеспечения, так и методики решения экспертных задач.

Часть VI рецензируемой книги под названием «Языковые особенности молодежной речи конца ХХ – ХХI века» стоит несколько особняком относительно главной тематики книги. В ней рассматриваются проблемы исследования социальных подъязыков на примере молодежной речи применительно к русскому и немецкому языкам. Излагаются конкретные результаты, полученные авторами при создании баз данных неологизмов молодежной речи. Методика исследования современной молодежной лексики, послужившего фундаментом построенных баз данных, включала отбор языкового материала на основе опроса информантов, анализ словарей социальных подъязыков и источников СМИ, разработку лексико-семантических и иных лингвистических классификаторов. Лексические базы данных использовались далее для построения немецко-русского словаря новой молодежной разговорной лексики конца ХХ – начала ХХI в., представительный фрагмент которого содержится в приложении II к книге.

Основной текст обсуждаемой монографии завершается обширным списком литературных источников, который представляет собой самостоятельную библиографическую ценность для всех читателей, интересующихся проблемами соотношения языка, речи и личности.

В заключение можно с уверенностью сказать, что книга Р.К и ВВ. Потаповых, столь многогранна и актуальна по обсуждаемой тематике, что она, несомненно, будет интересна исследователям как в фундаментальных, так и в прикладных областях лингвистики, фонетики, психологии, психолингвистики и многих других смежных научных дисциплин. Особыми достоинствами книги являются серьезная теоретическая база, дополненная многочисленными экспериментальными исследованиями, постоянным вниманием авторов к реальному речевому поведению человека, к живой звучащей речи. Увлеченность и заинтересованность авторов в предмете и объекте изучения неизбежно передается читателю, и можно надеяться, что рецензируемая книга стимулирует появление новых исследований в увлекательном, но все еще во многом загадочном мире языка, речи и человеческой личности. Нельзя не отметить также, что книга прекрасно издана как с точки зрения редакционной подготовки, так и в полиграфическом плане.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр icon6. Отраслевые проблемы евроинтеграции
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconПротокол педсовета №2 от 19. 09 2012г Возисова И. Н
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconДействующие лица: Его высокопревосходительство
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconПредисловие Часть 1 белое пятно Интеграция позиций сновидений
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconРецензия на книгу Е. Н. Панова «Избранные труды по этологии и эволюционной...
Преподаватели семинара: Т. В. Абанкина, к э н; А. А. Вавилова, к ю н.; А. Б. Захаров, к п н.; Г. Н. Суханова; Н. Б. Филинов, к э...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconХх парламентская конференция региона Балтийского моря Хельсинки, Финляндия, 28-30 августа 2011 г
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconРеферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь»
В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconРеферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь»
В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Виды преобразования текста» сокращение текста, план (стр. 170-171), тезисы (стр. 173), упр. 324, выписки (стр. 175), конспект (стр....
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconКотляров И. Д. ст преп каф. Исэ спбгиэу, к э. н
Рецензия на книгу: Брусакова И. А. Имитационное моделирование в информационных системах: Учеб пособие. – Спб.: Спбгиэу, 2004. – 151...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconС. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconДомашнее задание Русский язык по тетради стр. 1-24 Украинский по тетради стр. 1-8
Стр. 38-39 вопросы; упр. 365 стр. 40-44 – выучить правила, словарные слова упр. 371,374,378
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconОформление дипломных работ (ДР) в 2013 г
К др должны быть приложены рецензия, отзыв руководителя и диск с др. Др содержит аннотацию (стр. 4)
Рецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр iconУрока Тема урока
Знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества, познакомиться с понятием «развитой язык». Уметь различать устную речь и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск