Урок для 5 класса Цели урока





Скачать 117.53 Kb.
НазваниеУрок для 5 класса Цели урока
Дата публикации09.08.2013
Размер117.53 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Литература > Презентация


Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Цели урока:

образовательные: повторить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка, закрепить навык характеристики звуков, повторить основные процессы, происходящие в слове; формировать умения применять полученные знания на практике;

развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся, логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

воспитательные: повышать интерес к предмету; развивать умение работать в группе.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная установка, раздаточный материал №1 (оформление столов групп учащихся), раздаточный материал №2 (набор слов для составления текста), раздаточный материал №3 (карточки с названиями звуков речи для составления обобщающей таблицы «Звуки речи»), раздаточный материал №4 («карта лабиринта»), раздаточный материал №5 (грамота для награждения победившей команды), раздаточный материал №6 (проверочный тест по теме «Фонетика»).
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)

Слово учителя

Вас собрали здесь неслучайно. Вы самые лучшие следователи Скотланд-Ярда, Московского ГУВД и полиции Лос-Анджелеса. У вас на столах названия полицейских участков, от которых вы командированы для расследования особо важных дел, и жетоны полицейских. (Раздаточный материал №1)

Это соревнование. За правильный ответ и дополнение команда получает звезду. Команда, набравшая большее количество звёзд становится победительницей – лучшим следственным отделом. (Слайд 2)

Вы призваны справиться с криминальной обстановкой, которая царит в стране Фонетика.
2. «Составь девиз»

Перед тем как отправиться в командировку в страну Фонетика, составим девиз наших спецотрядов, который поможет настроиться на работу.

- Необходимо составить девиз из данных слов (каждая команда получает набор слов): будем, работать, засучив, рукава, болеть, душой, за дело, держать, слово, подходить, к людям, с открытой, душой (слова перемешаны). (Раздаточный материал №2)
(Ответ для проверки на экране. Слайд 3)
Дополнительные вопросы:

- Как называются словосочетания, из которых состоит наш девиз?

- Что такое фразеологизмы?
3. Страна Фонетика

Итак, отправляемся в Фонетику! (Слайд 4)

Вспомним, что мы знаем об этой стране.
- Дайте определение следующим понятиям: (Слайд 5)

Фонетика – это…

Звук – это…

Фонема – это…
4. «Репортаж с места событий»

Внимание! Нами получен фоторепортаж с места событий.
1) Правительство жалуется: «Часть законов страны пропала!» (Слайд 6)

2) Среди жителей – паника, которая привела к полной дезорганизации населения: (Слайд 7)

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!
- Что перепуталось в словах?
Дополнительные вопросы:

- Что такое «фонема»?
5. Задания для «спецотряда»

- Необходимо восстановить законы страны Фонетика и спасти жителей.

Оперативный спецотряд (по одному учащемуся от каждой группы «следователей») получает особое задание. Двое «специалистов» получают спецзадание: восстановить законы страны Фонетика (заполнить обобщающую таблицу по теме «Фонетика»). (На магнитной доске раздаточный материал №3)

Ещё один «специалист» должен проанализировать, каковы особенности жителей страны Фонетика (выполнить фонетический разбор слова фонетика).
6. Поиски коренных жителей

Всё перепутано в этой стране, нелегальные мигранты из других стран заполонили улицы и пытаются спрятаться среди коренных жителей.

- Найдите коренных жителей страны Фонетика. (Слайд 8)

Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный
(Ответ для проверки на экране. Слайд 9)
7. «Фонетические задачи»

Отправимся в информационно-аналитический центр страны Фонетика. Местным аналитикам министерства внутренних дел необходима помощь в решении фонетических задач, чтобы привести жителей страны в чувство и вернуть их на место.
1) Продолжите пропорции (Слайд 10)

б : п = д : т = ?

б : б’ = ?
2) Какое утверждение верно? Почему? (Слайд 11)

звук = буква

звук ≠ буква
3) Решите фонетическую задачу

К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных звуков в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «медведица». (Слайд 12)
Проверьте себя (Слайд 13)

[ЛОФКАЙ`А] 2

[С`Н`ИЖЫНК`И] 3

[М`ИДВ`ЭД`ИЦА] 1

(2+3) – 1 = 4
4) Решите фонетическую задачу (Слайд 14)

К количеству твёрдых согласных звуков в слове «обозначила»

прибавьте количество глухих согласных звуков в слове «щуриться». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «вскричала».
Проверьте себя (Слайд 15)

[АБАЗНАЧ`ИЛА] 4

[Щ`УР`ИЦА] 2

[ФСКР`ИЧ`АЛА] 4

(4+2) – 4 = 2
8. «Строевая подготовка» (физкультминутка) (Слайд 16)

- Пройдём маршем по улицам страны, призывая жителей к порядку. (Учащиеся маршируют, глядя на крест на экране: 12 раз касаясь коленок руками: правой рукой дотрагиваясь до правой коленки, левой рукой – до левой. Затем 12 раз делая перекрёстные движения руками при марше: правой рукой дотрагиваясь до левой коленки, левой рукой – до правой.)
9. «Фонетические задачи»
1) Подчеркните глухие согласные (Слайд 17)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
- Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости?

Проверьте себя (Слайд 18)
2) Обозначение звонких и глухих согласных на письме (Слайд 19)
А) Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
Проверьте себя (Слайд 19 + щелчок по закрашенному прямоугольнику)
Б) Продолжите фразу: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется…
Проверьте себя (Слайд 19 + щелчок по закрашенному прямоугольнику)
В) (Слайд 20) Продолжите фразу: С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть
Проверьте себя (Слайд 20 + щелчок по закрашенным прямоугольникам)
10. «Спасательная операция»

- Нам подбросили записку (Слайд 21):

« Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»

Е,Ё, Ю, Я
- Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика. (Работа с картой лабиринта. Каждая команда получает карту лабиринта. Раздаточный материал №4.) (Слайд 22)
11. Итоги работы спецотряда. (Итоги урока.)

- Смог ли спецотряд восстановить законы страны Фонетика?

- Проверим фонетический разбор слова фонетика.

- Проверка заполнения обобщающей схемы «Звуки речи» («специалисты», пользуясь составленной схемой, рассказывают о звуковой системе русского языка).
Все законы восстановлены! Жители на своих местах.
Вывод (слово учителя) (Слайд 23)

Ель, топор и руки –

В каждом слове слышим звуки.

Эти звуки разные –

Гласные, согласные.
Гласные звуки – презвонкая штука.

Могут и петь, и кричать,

Могут в дремучем лесу поаукать,

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.
Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шумит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят.
В общем, тут любому ясно:

Чтоб сказать ты слово мог,

Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог.
12. Награждение (грамота «лучшему следственному отделу») (Раздаточный материал №5)
13. Рефлексия. (Слайд 24)

- Закончите фразу: Сегодня на уроке я…
14. Проверочный тест по теме «Фонетика» (Раздаточный материал №6)
Раздаточный материал №1









Раздаточный материал №2 (разрезать)


Будем

работать,

засучив

рукава,

болеть

душой

за дело,

держать

слово,

подходить

к людям

душой.

с открытой

с открытой




Будем

работать,

засучив

рукава,

болеть

душой

за дело,

держать

слово,

подходить

к людям

душой.


Раздаточный материал №3 (разрезать)


[л]

[л`]

[м]


[м`]

[н]


[н`]

[р]


[р`]




[б]

[й`]

[ж]


[б`]

[в]


[в`]

[г]


[г`]




[д]

[д`]

[з]


[з`]

[п]


[п`]

[ф]


[ф`]



[к]

[к`]

[т]


[т`]

[с]


[с`]

[х]


[х`]



[ш]

[ч`]

[ц]


[щ`]




ЗВУКИ

УДАРНЫЕ
ТВЁРДЫЕ
СОНОРНЫЕ



Раздаточный материал №4




Раздаточный материал №5

ГРАМОТА
Лучшему следственному отделу за качественное и оперативное выполнение следственных мероприятий в стране Фонетика

Учитель русского языка

и литературы

Раздаточный материал №6

Тест по теме «Фонетика»
Вариант 1
1. Выберите правильный ответ.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий

1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах;

2) способы обозначения звуков на письме;

3) звуки речи;

4) правописание гласных и согласных.
2. Отметьте неправильное утверждение.

1) Звук – кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова.

2) В нашей речи преобладают гласные звуки.

3) Буквы обозначают звуки на письме.

4) Гласные звуки состоят только из голоса.
3. Сколько мягких согласных звуков в пословице? Хлеб-соль ешь, а правду режь.

1) три 2) четыре 3) пять 4) шесть
4. Сколько звуков [с] в пословице? Скоро сказка сказывается, да не скоро делается.

1) четыре 2) пять 3) шесть 4) семь
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Правда есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы а, и.

Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания.

В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер.

Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи.

1) В, А, Б, Г 3) Б, Г, А, В

2) Г, Б, А, В 4) Г, В, Б, А
6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) льют

2) лёд

3) яма

4) люлька
7. В каком слове есть согласный звук [с`]?

1) князь

2) бороться

3) дерзкий

4) сбить

Тест по теме «Фонетика»
Вариант 2
1. Выберите правильный ответ.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий

1) устную речь;

2) правила произношения звуков и ударения в словах;

3) звуки речи;

4) значимые части слова.
2. Отметьте правильное утверждение.

Согласные звуки в русском языке делятся на

1) звонкие, глухие и мягкие

2) звонкие, глухие и твёрдые

3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

4) звонкие, глухие и шипящие
3. Сколько мягких согласных звуков в пословице? Любишь кататься – люби и саночки возить.

1) семь 2) восемь 3) десять 4) одиннадцать
4. Сколько звуков [с] в пословице? Свой глаз – алмаз, чужой глаз – стекло.

1) два 2) три 3) четыре 4) пять
5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт.

Б. Слова состоят из звуков.

В. Звуки речи сами по себе лишены содержания.

Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке – дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди.

1) А, В, Г, Б 3) В, Б, А, Г

2) Б, В, А, Г 4) Б, А, В, Г
6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) приём

2) литься

3) люк

4) бьют
7. В каком слове есть согласный звук [з]?

1) паровоз

2) сказка

3) сдача

4) груз



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок для 5 класса Цели урока iconКонспект урока Цели урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урок для 5 класса Цели урока iconТема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок для 5 класса Цели урока iconКомпетентностно-ориентированный урок по английскому языку «We are...
Цели урока: формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
Урок для 5 класса Цели урока iconЦели и задачи конференции Цели
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок (химия-биология) по теме «белки»
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок для 5 класса Цели урока iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок химии по теме «Взаимодействие кислот с основаниями»
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок по зоологии для 7 класса по теме
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
Урок для 5 класса Цели урока iconУрок 15. Икона Учебный маршрут №1 курса «опк» для 4 класса Ключевые понятия
Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой...
Урок для 5 класса Цели урока iconУрока: комбинированный урок. Цели урока
Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится...
Урок для 5 класса Цели урока iconКонспект урока по умк кузовлев В. П. для 6 класса. Тема: Home sweet...
Оснащение: применение икт технологий, карточки с новой лексикой, рисунки учащихся
Урок для 5 класса Цели урока iconУрока: «Уравнение». (2 урок) Цели урока
Оборудование: карточки для каждого ученика с сеткой кроссворда, написанные на доске уравнения для устной работы ( можно использовать...
Урок для 5 класса Цели урока iconУрока: урок рефлексии. Лингвистические цели урока (для учащихся)
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск