Скачать 117.53 Kb.
|
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса Цели урока: образовательные: повторить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка, закрепить навык характеристики звуков, повторить основные процессы, происходящие в слове; формировать умения применять полученные знания на практике; развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся, логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; воспитательные: повышать интерес к предмету; развивать умение работать в группе. Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная установка, раздаточный материал №1 (оформление столов групп учащихся), раздаточный материал №2 (набор слов для составления текста), раздаточный материал №3 (карточки с названиями звуков речи для составления обобщающей таблицы «Звуки речи»), раздаточный материал №4 («карта лабиринта»), раздаточный материал №5 (грамота для награждения победившей команды), раздаточный материал №6 (проверочный тест по теме «Фонетика»). Ход урока 1. Организационный момент (Слайд 1) Слово учителя Вас собрали здесь неслучайно. Вы самые лучшие следователи Скотланд-Ярда, Московского ГУВД и полиции Лос-Анджелеса. У вас на столах названия полицейских участков, от которых вы командированы для расследования особо важных дел, и жетоны полицейских. (Раздаточный материал №1) Это соревнование. За правильный ответ и дополнение команда получает звезду. Команда, набравшая большее количество звёзд становится победительницей – лучшим следственным отделом. (Слайд 2) Вы призваны справиться с криминальной обстановкой, которая царит в стране Фонетика. 2. «Составь девиз» Перед тем как отправиться в командировку в страну Фонетика, составим девиз наших спецотрядов, который поможет настроиться на работу. - Необходимо составить девиз из данных слов (каждая команда получает набор слов): будем, работать, засучив, рукава, болеть, душой, за дело, держать, слово, подходить, к людям, с открытой, душой (слова перемешаны). (Раздаточный материал №2) (Ответ для проверки на экране. Слайд 3) Дополнительные вопросы: - Как называются словосочетания, из которых состоит наш девиз? - Что такое фразеологизмы? 3. Страна Фонетика Итак, отправляемся в Фонетику! (Слайд 4) Вспомним, что мы знаем об этой стране. - Дайте определение следующим понятиям: (Слайд 5) Фонетика – это… Звук – это… Фонема – это… 4. «Репортаж с места событий» Внимание! Нами получен фоторепортаж с места событий. 1) Правительство жалуется: «Часть законов страны пропала!» (Слайд 6) 2) Среди жителей – паника, которая привела к полной дезорганизации населения: (Слайд 7) Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам! - Что перепуталось в словах? Дополнительные вопросы: - Что такое «фонема»? 5. Задания для «спецотряда» - Необходимо восстановить законы страны Фонетика и спасти жителей. Оперативный спецотряд (по одному учащемуся от каждой группы «следователей») получает особое задание. Двое «специалистов» получают спецзадание: восстановить законы страны Фонетика (заполнить обобщающую таблицу по теме «Фонетика»). (На магнитной доске раздаточный материал №3) Ещё один «специалист» должен проанализировать, каковы особенности жителей страны Фонетика (выполнить фонетический разбор слова фонетика). 6. Поиски коренных жителей Всё перепутано в этой стране, нелегальные мигранты из других стран заполонили улицы и пытаются спрятаться среди коренных жителей. - Найдите коренных жителей страны Фонетика. (Слайд 8) Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный (Ответ для проверки на экране. Слайд 9) 7. «Фонетические задачи» Отправимся в информационно-аналитический центр страны Фонетика. Местным аналитикам министерства внутренних дел необходима помощь в решении фонетических задач, чтобы привести жителей страны в чувство и вернуть их на место. 1) Продолжите пропорции (Слайд 10) б : п = д : т = ? б : б’ = ? 2) Какое утверждение верно? Почему? (Слайд 11) звук = буква звук ≠ буква 3) Решите фонетическую задачу К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных звуков в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «медведица». (Слайд 12) Проверьте себя (Слайд 13) [ЛОФКАЙ`А] 2 [С`Н`ИЖЫНК`И] 3 [М`ИДВ`ЭД`ИЦА] 1 (2+3) – 1 = 4 4) Решите фонетическую задачу (Слайд 14) К количеству твёрдых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество глухих согласных звуков в слове «щуриться». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «вскричала». Проверьте себя (Слайд 15) [АБАЗНАЧ`ИЛА] 4 [Щ`УР`ИЦА] 2 [ФСКР`ИЧ`АЛА] 4 (4+2) – 4 = 2 8. «Строевая подготовка» (физкультминутка) (Слайд 16) - Пройдём маршем по улицам страны, призывая жителей к порядку. (Учащиеся маршируют, глядя на крест на экране: 12 раз касаясь коленок руками: правой рукой дотрагиваясь до правой коленки, левой рукой – до левой. Затем 12 раз делая перекрёстные движения руками при марше: правой рукой дотрагиваясь до левой коленки, левой рукой – до правой.) 9. «Фонетические задачи» 1) Подчеркните глухие согласные (Слайд 17) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. - Какие глухие согласные не имеют пары по звонкости? Проверьте себя (Слайд 18) 2) Обозначение звонких и глухих согласных на письме (Слайд 19) А) Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА. Проверьте себя (Слайд 19 + щелчок по закрашенному прямоугольнику) Б) Продолжите фразу: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется… Проверьте себя (Слайд 19 + щелчок по закрашенному прямоугольнику) В) (Слайд 20) Продолжите фразу: С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть … Проверьте себя (Слайд 20 + щелчок по закрашенным прямоугольникам) 10. «Спасательная операция» - Нам подбросили записку (Слайд 21): « Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!» Е,Ё, Ю, Я - Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика. (Работа с картой лабиринта. Каждая команда получает карту лабиринта. Раздаточный материал №4.) (Слайд 22) 11. Итоги работы спецотряда. (Итоги урока.) - Смог ли спецотряд восстановить законы страны Фонетика? - Проверим фонетический разбор слова фонетика. - Проверка заполнения обобщающей схемы «Звуки речи» («специалисты», пользуясь составленной схемой, рассказывают о звуковой системе русского языка). Все законы восстановлены! Жители на своих местах. Вывод (слово учителя) (Слайд 23) Ель, топор и руки – В каждом слове слышим звуки. Эти звуки разные – Гласные, согласные. Гласные звуки – презвонкая штука. Могут и петь, и кричать, Могут в дремучем лесу поаукать, И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс… - змеиный слышен свист. Шшш… - шумит опавший лист. Жжж… - шмели в саду жужжат. Ррр… - моторы тарахтят. В общем, тут любому ясно: Чтоб сказать ты слово мог, Дружат гласная с согласной, Составляют вместе слог. 12. Награждение (грамота «лучшему следственному отделу») (Раздаточный материал №5) 13. Рефлексия. (Слайд 24) - Закончите фразу: Сегодня на уроке я… 14. Проверочный тест по теме «Фонетика» (Раздаточный материал №6) Раздаточный материал №1 Раздаточный материал №2 (разрезать)
Раздаточный материал №3 (разрезать)
ЗВУКИ УДАРНЫЕ ТВЁРДЫЕ СОНОРНЫЕ Раздаточный материал №4 Раздаточный материал №5 ГРАМОТА Лучшему следственному отделу за качественное и оперативное выполнение следственных мероприятий в стране Фонетика Учитель русского языка и литературы Раздаточный материал №6 Тест по теме «Фонетика» Вариант 1 1. Выберите правильный ответ. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий 1) нормы правильного произношения звуков и ударения в словах; 2) способы обозначения звуков на письме; 3) звуки речи; 4) правописание гласных и согласных. 2. Отметьте неправильное утверждение. 1) Звук – кратчайшая, далее неделимая часть произносимого слова. 2) В нашей речи преобладают гласные звуки. 3) Буквы обозначают звуки на письме. 4) Гласные звуки состоят только из голоса. 3. Сколько мягких согласных звуков в пословице? Хлеб-соль ешь, а правду режь. 1) три 2) четыре 3) пять 4) шесть 4. Сколько звуков [с] в пословице? Скоро сказка сказывается, да не скоро делается. 1) четыре 2) пять 3) шесть 4) семь 5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст? А. Правда есть слова, которые состоят из одного звука: например, предлоги в, к, союзы а, и. Б. При этом сами по себе отдельные звуки лишены содержания. В. Но и они начинают работать только в соединении с другими словами: в лесу, дождь и ветер. Г. В языке всё, что мы произносим, выражено звуками речи. 1) В, А, Б, Г 3) Б, Г, А, В 2) Г, Б, А, В 4) Г, В, Б, А 6. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) льют 2) лёд 3) яма 4) люлька 7. В каком слове есть согласный звук [с`]? 1) князь 2) бороться 3) дерзкий 4) сбить Тест по теме «Фонетика» Вариант 2 1. Выберите правильный ответ. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий 1) устную речь; 2) правила произношения звуков и ударения в словах; 3) звуки речи; 4) значимые части слова. 2. Отметьте правильное утверждение. Согласные звуки в русском языке делятся на 1) звонкие, глухие и мягкие 2) звонкие, глухие и твёрдые 3) звонкие и глухие, твёрдые и мягкие 4) звонкие, глухие и шипящие 3. Сколько мягких согласных звуков в пословице? Любишь кататься – люби и саночки возить. 1) семь 2) восемь 3) десять 4) одиннадцать 4. Сколько звуков [с] в пословице? Свой глаз – алмаз, чужой глаз – стекло. 1) два 2) три 3) четыре 4) пять 5. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст? А. Произнесите звуки [о], [д], [м], и никто ничего не поймёт. Б. Слова состоят из звуков. В. Звуки речи сами по себе лишены содержания. Г. Но стоит эти звуки произнести в определённом порядке – дом, как станет ясно, что речь идёт о строении, в котором живут люди. 1) А, В, Г, Б 3) В, Б, А, Г 2) Б, В, А, Г 4) Б, А, В, Г 6. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) приём 2) литься 3) люк 4) бьют 7. В каком слове есть согласный звук [з]? 1) паровоз 2) сказка 3) сдача 4) груз |
Конспект урока Цели урока Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | ||
Тема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | Компетентностно-ориентированный урок по английскому языку «We are... Цели урока: формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию | ||
Цели и задачи конференции Цели План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Урок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса | ||
Урок (химия-биология) по теме «белки» Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | Конспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher.... Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Урок химии по теме «Взаимодействие кислот с основаниями» Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | ||
Урок по зоологии для 7 класса по теме Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Урок 15. Икона Учебный маршрут №1 курса «опк» для 4 класса Ключевые понятия Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой... | ||
Урока: комбинированный урок. Цели урока Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится... | Конспект урока по умк кузовлев В. П. для 6 класса. Тема: Home sweet... Оснащение: применение икт технологий, карточки с новой лексикой, рисунки учащихся | ||
Урока: «Уравнение». (2 урок) Цели урока Оборудование: карточки для каждого ученика с сеткой кроссворда, написанные на доске уравнения для устной работы ( можно использовать... | Урока: урок рефлексии. Лингвистические цели урока (для учащихся) Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности,... |