Муниципальное образовательное учреждение
Скалинская основная общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Приказ №________ от ________________ 2013 года
Директор: __________________ / Н. Д. Беренёва
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
на 2013-2014 учебный год
Разработчик программы
учитель начальных классов
Доронина И.А.
Пед. стаж 26 лет,
I квалификационная категория
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Л. А.Ефросининой «Литературное чтение» (Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2012.) согласно ФГОС НОО и с учетом рекомендаций методического письма ИРО «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году», «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году».
Рабочая программа согласно УП и Годовому календарному графику на 2013 – 2014 учебный год рассчитана на 28 часов в 4 четверти, 4 часа в неделю.
Учебно-методический комплект:
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012.
Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение. Уроки слушания» Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса.
«Литературное чтение. Уроки слушания» Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.
При реализации рабочей программы используется электронное приложение (ЦОР) «Рабочие программы начальная школа. Образцы контрольно-измерительных материалов. УМК Начальная школа 21 века. 1 класс. ФГОС. Образовательный стандарт. Разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Издательство «Планета». 2013г.
Тематическое планирование
Раздел программы
| Программное содержание
| Характеристика деятельности учащихся
| Виды речевой и читательской деятельности
| Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения заглавие, жанр, тема, герой.
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух – слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с нормами чтения (что – [што], ого – о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, восклицательный, вопросительный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части.
Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст, произведение, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам.
Работа с текстом научно-популярного произведения.
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении.
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме.
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монологов в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1-3 предложения)).
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением.
| Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.
Различать на слух произведения разных жанров.
Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.
Группировать изученные произведения по теме и жанру, по жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.
Моделировать обложку.
Сравнивать модели обложек.
Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).
Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).
Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.
Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя.
Отличать текст от набора предложений.
Определять абзацы и части текста.
Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.
Сравнивать произведения разных тем и жанров.
Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану.
Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения.
Объяснять соответствие заглавия содержанию
Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.
Высказывать своё суждение о героях и их поступках.
Вычитывать из текста авторскую точку зрения, объяснять свою.
Перечитывать текст и находить информацию о предметах и явлениях.
Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрации на обложке.
Определять жанр и тему.
Сравнивать модели обложек книг.
Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности.
Находить в тексте произведения диалоги героев.
Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.
Конструировать высказывание: ответ на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.
Создавать небольшие рассказы или истории о героях прочитанных произведений.
Высказывать своё отношение к литературному произведению (что нравится? Почему?) и обосновывать его.
Находить в произведении описание героев, предметов, явлений.
| Круг чтения
| Малые жанры фольклора.
Народные сказки. Произведения писателей-классиков 19-20 веков. Произведения отечественных детских писателей 20 века и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине природе, детях, животных; юмористические произведения.
| Сравнивать произведения разных жанров.
Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности.
Сравнивать книги с художественными произведениями с книгами с научно-популярными произведениями.
Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).
Классифицировать книги по темам и жанрам.
| Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
| Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.
| Осваивать литературоведческие понятия.
Кратко характеризовать жанры.
Использовать в речи литературоведческие понятия.
| Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
| Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты)
«Живые картинки» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученных произведений).
Пересказ от лица одного из героев.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.
| Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты)
Моделировать живые картины к изученным произведениям.
Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельному эпизоду.
Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев.
Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.
Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений.
| Чтение: работа с информацией
| Представление об информации и сбор информации.
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
| Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в виде таблицы.
Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге.
|
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению на 4 четверть
№
| Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Дата урока
| Примечания
| Читаем сказки, загадки, скороговорки. 3 часа
| 1
| А.Пушкин. Сказка о царе Салтане
Р.н.с. Пузырь, Соломинка и Лапоть
В.Сутеев. Кораблик
В.Бианки. Лис и Мышонок
| Уметь читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты.
Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу.
Знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками; Работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради.
Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя.
Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения.
Знакомиться с литературными и народными сказками.
|
|
| 2
| К.Ушинский. Играющие собаки
Л.Толстой. Косточка
В.Осеев. Кто наазал его?
И.Северянин. Ее питомцы.
|
|
| 3
| Е.Пермяк. Торопливый ножик
В.Осеева. Потерянный день
Литературное слушание
Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»(28)
|
|
| Учимся уму-разуму. 3 часа
| 4
| В.Осеева. Три товарища; Печенье
А.Барто. Я – лишний
| Знакомиться с рассказами детских писателей.
Пересказывать подробно и кратко. Объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с главной мыслью произведения.
|
|
| 5
| Я.Аким. Мама
Э.Успенский. Все в порядке
| Упражняться в выразительном чтении, заучивать отрывков наизусть
|
|
| 6
| Л.Толстой. Солнце и ветер
В.Бианки. Синичкин календарь
| Организация восприятия художественного произведения (целостное восприятие); упражняться в выразительном чтении; заучивать наизусть.
|
|
| Читаем о родной природе. 4 часа
| 7
| Л. Н. Толстой. Солнце и ветер. В. В. Бианки. Синичкин календарь.
| Установление причинно-следственных связей. Выразительное чтение. Выборочный пересказ.
|
|
| 8
| Э.Мошковская. Лед тронулся
Литературное слушание
В.Бианки «Лесной Колобок -Колючий бок»(29)
| Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
|
|
| 9
| И.Соколов-Микитов. Русский лес.
Загадки. Песенка.
Р.н.песня. Березонька
| Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
|
|
| 10
| С.Маршак. Апрель; Загадки
М.Пришвин. Лесная капель
| Читать произведения, выделять описания картин природы; сравнивать произведения разных жанров; упражняться в выразительном чтении, заучивать наизусть
|
|
| О наших друзьях-животных. 4 часа
| 11
| И.Мазник. Давайте дружить
Ю.Коваль. Бабочка
| Упражняться в выразительном чтении, заучивать наизусть; уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.
|
|
| 12
| С.Михалков. Аисты и лягушки
Е.Чарушин. Томкины сны
| Знакомство с разножанровыми произведениями о животных: анализ, наблюдение, сравнение.
|
|
| 13
| Е.Пришвин. Ежик
Ю.Могутин. Убежал
Б.Захлдер. Ежик
Литературное слушание
Р.н.с. «Терешечка»(30)
| Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
|
|
|
14
| М.Пришвин. Норка и Жулька
Р.н.песня. Котик
Э.Шим. Глухарь
Г.Скребицкий. Самые быстрые крылья.
| Отвечать на вопросы по содержанию произведения
Обучение самостоятельному ознакомительному чтению.
Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения
Выполнение заданий в тетради под руководством учителя
|
|
| Учимся уму-разуму. 3 часа
| 15
| М.пляцковский. Добрая лошадь
В.Осеева. Кто хозяин?
В.Осеева. Просто старушка
| Работать с произведениями, читать вслух и молча, выразительно . Обучать пересказам произведений, рассказывать о героях и их поступках.
|
|
| 16
| В.Голявкин. Про то, для кого…
Е.Пермяк. Самое страшное
Литературное слушание
Р.н.с. «Лисичка-сестричка и волк»(31)
| Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
|
|
| 17
| И.Бутмин. Трус
Е.Пермяк. Бумажный змей
В.Берестов. Сережа и гвозди
| Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказов о героях произведений.
|
|
| Читаем сказки, пословицы, считалки.3 часа
| 18
| М.Пляцковский. Урок дружбы. Пословица.
В.Орлов. Как Малышу нашли маму
| Различать жанры произведений (сказка, рассказ, стихотворение, малые жанры фольклора).
Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану.
|
|
| 19
| А.Усачев. Грамотная мышка. М. Яснов. В лесной библиотеке. В. Сутеев. Цыплёнок и утёнок.
| Повторять произведения фольклора и авторские сказки, скороговорки.
Закреплять представление о сказках авторских и народных.
|
|
| 20
| С.Прокофьев. Сказка о том, что надо дарить. Д. Биссет. Дракон Комодо.
| Сравнивать сказки, поступки героев, сюжеты, зачины.
Отрабатывать умение читать вслух.
|
|
| О наших друзьях-животных. 4 часа
| 21
| А.Барто. Жук
Н.Сладков. На одном бревне. Пословицы.
| Слушать сказки, беседовать после слушания, моделировать обложку, составлять схематический план, краткий пересказ
|
|
| 22
| В. Орлов. Большие уши.
Литературное слушание
Г.Скребицкий «Мать»(32)
| Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
|
|
| 23
| Е.Чарушин. Как Никита играл в доктора. Томка и корова.
| Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану
|
|
| 24
| В.Берестов. Выводок. Проверь себя.
| Самоконтроль и самооценка уровня обученности.
|
|
| Читаем о родной природе. 4 часа
| 25
| И.Соколов-Микитов. Радуга
Е.Трутнева. Эхо
И.Шевчук. Ленивое эхо
К.Чуковский. Загадка
| Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказы о героях произведений.
|
|
| 26
| И.Соколов-Микитов. Май
А.Плещеев. Травка зеленеет Я.Тайц. Всё здесь; По ягоды
Литературное слушание
А.Барто «Весенняя гроза»(33)
| Упражняться в выразительном чтении описания картин.
Составлять рассказы о героях произведений
Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения
|
|
| 27
| К.Чуковский. Радость
М.Есеновский. Моя небольшая родина Ю.Коринец. Волшебное письмо
| Упражняться в выразительном чтении.
Составлять рассказы о героях произведений. Объяснять понятия «родная природа», «Родина».
|
|
| 28
| Р.Валеева. Здравствуй, лето!
В.Лунин. Я видела чудо. Проверь себя.
| Высказывать суждения о духовно-нравственном и патриотическом содержании произведений.
|
|
|
Планируемые результаты обучения
1 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);
Ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев;
-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
-находить в текс те произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
-придумывать истории с героями изученных произведений;
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
-получать информацию о героях, произведении или книге;
-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
-дополнять таблицы, схемы, модели;
-сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр,
тема);
-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
-находить в тексте информацию о героях произведений; |