Скачать 1.02 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ5 класс Реальность и вымысел в устном народном творчестве и словесном искусстве. *(произведения для дополнительного чтения выделены курсивом) Раздел 1.Русские народные сказки. Волшебные сказки. Сказка «Царевна-лягушка». Идеальные герои народной сказки: мужество и верность Ивана Царевича, красота и премудрость Василисы. Символический смысл превращений Царевны-Лягушки. Образ Кощея Бессмертного - воплощения злых сил. Двойственность сказочной роли Бабы Яги. Чудесные помощники героев. Волшебство как добрая или злая сила в добрых или злых руках. «Иван-царевич и серый волк». Сказка – хранительница многовековой памяти народа. Отражение в сказочном повествовании древнейших мифологических образов, поверий, обрядов (серый волк, жар-птица, мертвая и живая вода); современность нравственных уроков сказки. Сказки о животных. «Кот, петух и лиса». Дружба и взаимопомощь животных как образец для человеческого поведения. Устойчивые черты образов животных – персонажей сказки: ловкость и смекалка кота, хвастливость и простодушие петуха, хитрость лисицы. «Журавль и цапля». Мудрость и лукавство народного сказочника, насмешка над человеческим тщеславием и неразумием, воплощенная в сказочном сюжете. Мастерство повествования: краткость, афористичность сказочного языка, его близость к языку пословиц, поговорок и загадок. Социально-бытовые сказки. «Шемякин суд». Открытость сказочного мира проблемам реальной действительности. Социальная и нравственная проблематика сказки. Особенности социально-бытовых сказок: бытовая стихия, комизм, отсутствие фантастики. Теория литературы: сказка, виды фольклорных сказок, фантастика, сюжет; повтор, усиление, варьирование как приемы построения сказочного повествования. Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе: Русские народные сказки: «Иван – Крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Крошечка-Хаврошечка», «Сивка-Бурка», «Перышко Финиста ясна сокола». Народные сказки в обработке Ш.Перро и братьев Гримм: «Золушка», «Белоснежка», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и Алоцветик», «Сказка о рыбаке и его жене», «Смышленый Ганс». Сказки народов России Теория литературы: бродячие сюжеты, мотив. Творческая мастерская: искусство рассказывания сказок. Раздел 2. Литературные сказки. Сказки русских писателейА.С.Пушкин. Пролог из поэмы «Руслан и Людмила». Любовь поэта к русским народным сказкам, высокая оценка их занимательности и поэтичности. Любимые образы народных сказок и пушкинские персонажи в строчках «Пролога к поэме «Руслан и Людмила». «Сказка о царе Салтане…». Традиционность сказочной завязки. Противопоставление младшей сестры тщеславным и завистливым старшим. Образ моря и его роль в мире пушкинской сказки. Поэтический образ Царевны-Лебеди. Благородство и бескорыстие князя Гвидона. Чудесные дары Лебеди суженому: опора автора на сюжеты народных сказок и обогащение их индивидуальным художественным вымыслом. Богатство подробностей как признак литературного характера сказки. Автор в сказке: его доброта, мягкий юмор, наблюдательность, сочувственное и шутливое отношение к героям. «Сказка о рыбаке и рыбке». Заимствованный характер сюжета и национальный колорит сказки. Воплощение противоположных жизненных позиций в образах старика и старухи; речь персонажей как средство их характеристики. Особенности выражения авторской позиции: кажущаяся бесстрастность повествования, образ моря, его символический смысл. Нравственные уроки сказки Пушкина. Сходство и противоположность двух пушкинских сказок, обещание и предупреждение, скрытые в них. Единство красоты и добра в «Сказке о Царе Салтане», несовместимость зла с красотой в «Сказке о рыбаке и рыбке». С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные источники сюжета и образов сказки. Испытания героев, раскрывающие их нравственные достоинства: отвагу, верность слову, самоотверженность, благодарность, преданность, чистоту сердца. Аленький цветочек – образ великой преображающей силы любви. Своеобразие языка и стиля сказки Аксакова. Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе: П.П.Ершов « Конек-горбунок» А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» В.М.Гаршин. «Лягушка – путешественница». Л.Н.Толстой. «Два брата», «Царь и рубашка». В.И.Катаев. «Цветик-семицветик»Теория литературы: литература и фольклор, литературная сказка; начальное понятие о выразительных средствах в литературе и фольклоре (эпитет постоянный – эпитет авторский), гипербола, литота. Творческая мастерская: искусство выразительного чтения сказки. Сказки зарубежных писателей Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Зеркало троллей и алые розы: сказочное превращение христианских мотивов в мире сказки Андерсена. Образ Снежной Королевы. Приключения главной героини в поисках названного брата. Многообразие и единство открывшегося ей мира. Кай и Герда: победа самоотверженной любви над холодом бездушия, рассудочности, злобы и лжи. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Лиризм повествования. Одиночество Маленького принца во вселенной, смысл его поисков. Ложные ценности обитателей разных планет. Маленький принц рядом с Лисом и летчиком: цепочка доброты и доверия как спасительная нить в пустыне одиночества. Маленький Принц и его Роза: путь героя к пониманию истинного смысла жизни. Утверждение величайшей ценности любви к человеку в гуманистической сказке Экзюпери. Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе: В.Гауф «Карлик Нос» Х.К.Андерсен «Русалочка», «Девочка, наступившая на хлеб», «Штопальная игла» О.Уайльд «Великан-эгоист», «Счастливый принц». Д.Толкин «Хоббит или Туда и обратно» Теория литературы: начальное понятие об авторской позиции; понятие о выразительных средствах в литературе и фольклоре (олицетворение) Творческая мастерская: Искусство выразительного чтения по ролям и инсценирования сказки. Раздел 3. Между сказкой и быльюПритча о сеятеле. (Ев. от Луки, гл. 8. ) Иносказание и духовное наставление в притче. Доступность образного языка и глубина содержания. И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Осел и соловей», «Петух и жемчужное зерно», «Кот и повар». Образы животных в баснях Крылова: их близость к фольклорным и аллегорический характер. Мораль басни. Обличение невежества, самонадеянности и самодовольства в баснях. «Демьянова уха». Мастерство Крылова в создании ярких бытовых зарисовок, обладающих неповторимым русским колоритом. Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Особенности строения (рассказ в рассказе). Причудливое соединение бытового правдоподобия и волшебства Роль фантастики в сюжете рассказа. Н.С.Лесков. Сказка «Маланья – голова баранья». Рассказ «Дурачок». Два произведения о силе христианской любви. Фантастическое воплощение темы в сказке. Историческая конкретность и отсутствие фантастики в рассказе. Единство авторской мысли, сходство нравственного воздействия на читателя двух произведений. М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Переплетение реального и сказочного в художественном мире произведения. Добрые и враждебные человеку силы природы в сказке-были. Доброе и злое в самих героях; путь Насти и Митраши к заветной палестинке и к обретению мудрости, силы, достоинства. «Правда Антипыча» о величии человека и его ответственности перед миром живой природы. Для самостоятельного чтения и обсуждения в классе: П.П.Бажов «Каменный цветок». К.Льюис «Хроники Нарнии» Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»М.Горький «Песнь о Соколе» А.Платонов «Неизвестный цветок» Теория литературы: басня как литературный жанр, иносказание (аллегория), мораль в басне; рассказ; притча; быль. Творческая мастерская: создание творческой работы в одном из изученных жанров: сказки, басни, рассказа с элементами фантастики. |