Скачать 20.68 Kb.
|
Нетрадиционные уроки литературы. Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование, уроки-посиделки, урок-концерт По рассказам И.С Тургенева» Записки охотника» я провела в 7 классе урок-путешествие. Данный урок воспринимается как заочная экскурсия, маршрут которой определяется географическими точками содержания произведений: Бежин луг-село Колотовка-река Красивая Меча… Такая форма проведения уроков с интересом воспринимается учащимися любого возраста. Урок-обзор по теме «Юмористические рассказы А.П.Чехова» представляет собой удачно собранный широкий материал по нравственному очищению личности. Урок-панораму по Русскому Зарубежью я провела в 11 классе в 2002 году перед учителями КМО-2. Здесь названы причины, побудившие наших соотечественников покинуть Россию, и показана неисчерпаемость культурного наследия литераторов З. Гиппиус, М.Цветаевой, В. Набокова, певца Ф. Шаляпина и художницы З. Серебряковой. Урок характеризуется межпредметными связями и предполагает быть интегрированным. Также в другом 11 классе был проведен урок-концерт на материале песен Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого. Здесь приведены стихи-песни, написанные самими учащимися. Мною был проведен урок-исследование по повести Н. Дубова «Беглец». Основное внимание уделено нравственным исканиям: поискам смысла жизни и определению чувства долга взрослыми и детскими героями. Здесь приводится цепочка исследовательской работы учащихся посредством деталей авторского текста. В 5 классе провела урок - посиделки, включающий материал о сказках, поговорках и загадках. Этот урок я провела как обобщающий по устному народному творчеству. Он характеризуется необычным оформлением, внешней формой проведения и своеобразным содержанием. По рассказу А.Платонова «Юшка» провела урок-расследование в 7 классе. В ходе расследования причин гибели главного героя малые группы подчеркивают религиозную философию рассказа и особенно Божий Закон, на основе которого строил жизненные принципы главный персонаж. В зависимости от уровня класса в содержание урока можно включить нравственные проповеди. Выбор материала осуществлен в соответствии с программой по литературе. Особое внимание уделено мною новым произведениям. Работаю я по сборнику «Нетрадиционные уроки литературы», который стремится дать не столько сумму готовых сведений, сколько раскрыть преимущество, свежесть и новизну нестандартных форм преподавания и выработать стремление к самостоятельным, своим, творческим поискам. Мною разработано 2 таких урока: «Чтение текста методом инсерт. (Урок внеклассного чтения по сказке «Правда о щедром сердце»), «60 свечей» В. Тендрякова и сложноподчиненные предложения». Нетрадиционные уроки нужны для более глубокого усвоения и воспроизведения учениками литературного произведения, так как такие уроки с интересом воспринимаются и запоминаются. |