Скачать 156.99 Kb.
|
ПРОГРАММА ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА по направлению подготовки магистров 080500.68 «Общий и стратегический менеджмент» Программа по дисциплине «Менеджмент» Тема 1. Менеджмент как сфера деятельности. Менеджер и его функции. Функции управления Предпосылки возникновения научного менеджмента. Социальная ответственность бизнеса. Ситуационный подход. Современный менеджмент и его подходы. Роль категории функции управления среди других категорий, динамизм функциональной основы управления. Состав функций. Сущность функций организации, координации, контроля и регулирование. Виды управленческого контроля. Тема 2. Предприятие (фирма) как основной объект хозяйственного управления Свойства и основные черты хозяйственной системы, предприятия. Теория организации и теория систем применительно к социально-экономической системе предприятия. Внешняя среда организации. Понятие бизнес-единиц центра затрат прибыли, инвестиций Виды предприятия и их классификация:
Тема 3. Организационное развитие и его формы. Организационная структура - понятие и основные виды. Вертикальные (иерархическая и горизонтальная структура. Принципы построения организационных структур. Бюрократические структуры. Адаптивные организационные структуры. Организационная структура производства Организационная структура управления, управленческие полномочия и их виды. Этапы построения и характеристики организационной структуры управления Тема 4. Стратегическое планирование и управление. Принятие решений. Оценка внешней и внутренней среды предприятия, формулировка миссии фирмы. Выбор стратегической альтернативы. Формирование и ранжирование целей. Выработка стратегии. Виды стратегий. Современные методы прогнозирования и стратегического планирования. Управленческие решения и их разновидности. Стадии принятия управленческих решений. Модели и методы принятия решений. Тема 5. Производственный менеджмент (операционное управление) Подсистема производственного менеджмента в общей системе управления. Типы производств, существующие в строительстве. Тактические решения менеджмента на производстве. Конкурентоспособность предприятия и ее оценка. Конкурентоспособность продукции. Факторы роста конкурентоспособности. Тема 6. Информационное обеспечение менеджмента Информация и роль информационных ресурсов в управлении. Внутрифирменная система информации. Характеристика вариантов системы информационного обеспечения. Роль компьютерных технологий в формировании информационной системы предприятия Документ - как основной носитель информации. Принцип документирования, делопроизводство. Коммуникационные процессы в управлении. Оценка эффективности системы коммуникаций, причин низкой эффективности. Тема 7. Социально-психологические аспекты управления Групповой подход к организации работ и социальная система управления. Социально-экономическая политика. Формальные и неформальные группы в коллективе, эффективность работы группы, групповая динамика. Теория лидерства, руководитель и особенности его труда. Стиль управления. Конфликты, их разновидности, управление конфликтами. Структурные (организационные) методы разрешения конфликтов. Межличностный метод разрешения конфликтов. Литература по дисциплине «Менеджмент»
Программа по дисциплине «Управление персоналом» Тема 1. Система управления персоналом. Развитие теории управления персоналом Управление персоналом в системе менеджмента. Роль подсистемы управления персоналом в обеспечении эффективного управления. Специфика человеческих ресурсов. Кадры как объект и субъект управления. Функции управления персоналом: управление кадрами, управление трудом, управление социальными процессами. Основные функции управления кадрами: наем и отбор персонала, развитие персонала, оценка персонала и др. Современные системы управления персоналом: отечественный и зарубежный опыт. Развитие системы управления персоналом в 20-м веке. Школа "научного управления", теория человеческих отношений, теория организационного развития, концепция человеческих ресурсов и соответствующие модели работников. Изменение статуса кадровых служб на российских предприятиях. Основные требования к менеджеру персонала в традиционных и прогрессивных кадровых службах. Тема 2. Стратегии управления персоналом Персонал-стратегия как частная стратегия развития предприятия. Особенности стратегии предпринимательства, стратегии динамичного роста, стратегии прибыли, стратегии ликвидации, стратегии круговорота и соответствующие им персонал-стратегии. Тема 3. Корпоративная культура и ее классификации Определение корпоративной культуры и ее характеристики. Диагностика элементов организационных культур. Типология корпоративных культур. Методы изучения корпоративной культуры. Развитие корпоративной культуры. Тема 4. Анализ работ и распределение полномочий между работниками Этапы разработки должностной инструкции. Выделение ключевых областей. Структура должностной инструкции. Информационные потоки по должности. Система требований к работнику. Типовые должностные инструкции. Определение анализа работ. Функциональный, поэлементный методы проведения анализа работ, метод ключевых действий. Этапы проведения анализа. Методы сбора информации о работе и возможности их использования по разным должностным группам (наблюдение, интервью, метод аналогии и др.). Информационный стандарт анализа работ. Тема 5. Методы отбора претендентов на вакантные должности Способы поиска претендентов на вакантное место. Внутренние и внешние источники привлечения претендентов. Основные этапы отбора персонала. Источники информации о кандидатах на работу. Резюме-самореклама ищущего работу. Заявительные документы. Виды тестирования. Собеседование как основной этап отбора претендентов. «Интервью по образцу» и другие виды отборочных бесед. Нестандартные методы оценки кандидатов. Тема 6. Методы и процедуры оценки персонала и аттестации кадров Цели, задачи и направления использования результатов оценки персонала. Основные методы оценки персонала. Метод заданного выбора, описательный метод оценки, управление по целям, метод ожидаемого поведения, сравнительные методы. Концепция сбалансированных показателей (BSC). Организация процедуры оценки служащих. Квалификационное собеседование. Административная, информационная и мотивационная функции оценки. Аттестация. Подходы к проведению аттестации. Порядок проведения аттестации. Содержание подготовительного, заключительного этапов аттестации. Аттестационные мероприятия этапа непосредственной аттестации. Обеспечение эффективности аттестационного процесса. Методика подготовки и проведения аттестационного собеседования. Тема 7. Развитие персонала как функция кадрового менеджмента Оценка потребностей в обучении работников предприятия. Организация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала. Программы обучения и программы развития работников. Виды и формы обучения. Трудовой путь работника как результат корпоративных и индивидуальных усилий. Программы развития карьеры занятых на зарубежных и отечественных предприятиях. Карты замещения должностей. Формирование резерва руководителей. Типы трудовой карьеры. Тема 8. Организация оплаты труда персонала Организация оплаты труда и ее элементы. Тарифная система, ее элементы. Показатели, характеризующие тарифную сетку. Методы оценки сложности работ. Система доплат к тарифам. Формы и системы оплаты труда. Коллективные формы оплаты труда и особенности их использования в рыночных условиях. Методы распределения коллективного заработка. Премиальные системы. Показатели и условия премирования, шкалы премирования. Виды премиальных систем. Бестарифная система оплаты труда, ее сущность и основные разновидности. Условия применения бестарифных систем оплаты. Литература по дисциплине «Управление персоналом»
656 с. Программа по дисциплине «Маркетинг» Тема 1. Определение предмета и основных принципов маркетинга Определение маркетинга как элемента общей стратегии компании и концепции современного бизнеса. Концепции маркетинга. Принципы маркетинга. Социальные основы маркетинга. Определение ключевых понятий: нужды, потребности и запросы людей, товар, рынок... Изменение стратегии и задач маркетинга в зависимости от состояния спроса. Технологии управления спросом. Совершенствование способов и методов изучения рынка. Формирование концепции маркетинга. Определение объектов исследования маркетинга. Комплексное представление о процессе управления маркетингом. 2. Концепции системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации Информация и исследования, необходимые для принятия маркетинговых решений. Роль маркетинговой информационной системы (МИС). Функции маркетинговой информационной системы: сбор данных, их анализ и распространение. Подсистемы и элементы МИС: внутренняя система отчетности, система слежения за внешней средой, система маркетинговых исследований. Источники маркетинговой информации. Тема 3. Основные факторы маркетинговой среды функционирования рынка Характеристика внешней маркетинговой среды. Анализ внутренней среды (микросреды) маркетинга: компания, посредники, поставщики, конкуренты, потребители и контактные аудитории. .Основные типы клиентурных рынков. Основные факторы функционирования рынка. Определение целевого рынка. Массовый и целевой маркетинг. Выбор рыночных позиций. Тема 4. Сегментирование рынков и позиционирование товаров Общий подход к сегментированию рынка и основные принципы сегментирования. Выбор целевых сегментов. Основные принципы сегментирования потребительских рынков. Основные признаки сегментирования товаров промышленного назначения. Позиционирование как деятельность по выбору целевых сегментов, задающих области конкуренции. Техники и стратегии позиционирования товаров и компаний, идей и технологий. Достоинства и недостатки позиционирования. Тема 5. Исследование рынков и особенности маркетинга рынков различного назначения Сравнительные характеристики рынков потребительских товаров и товаров производственного назначения. Классификационные признаки рынков. Основные характеристики рынка потребительских товаров и услуг. Моделирование покупательского поведения. Характеристики покупателя. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение (факторы личного и психологического порядка). Процесс принятия решения о покупке. Различные варианты принятия решения о покупке. Особенности рынка товаров промышленного назначения. Классификационные признаки продукции и услуг производственного назначения. Маркетинговые коммуникации в промышленной среде. Продажа и сбыт промышленных товаров. Посредники в промышленном сбыте. Политика сбыта промышленных товаров. Тема 6. Определение емкости рынка и оценка его конъюнктуры Классификация рынков с точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности. Определение емкости рынка товаров производственного назначения, емкости рынка потребительских товаров. Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка. Оценка конъюнктуры рынка. Тема 7. Разработка товаров: товары, товарные марки, упаковки, услуги Определение понятия «товар» в маркетинге. Основные виды классификации товаров. Использование марок. Упаковка товара. Маркировка товаров. Многомарочный подход. Услуга как товар в маркетинге. Рыночная атрибутика товара. Тема 8. Разработка комплекса маркетинга Понятие нового товара (для потребителя, для компании). Классификация новых продуктов. Факторы успеха и неудачи новых товаров. Процесс разработки новых товаров. Риски при разработке новых товаров. Основные этапы развития торговой марки. Различие между маркой и товарной категорией. Выбор основной рыночной позиции для товара. Выбор рыночной позиции по преимуществам товара. Выбор ценовой рыночной позиции для товара. Создание торговой марки. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения. Анализ системы потребителей. Анализ влияния факторов на поведение потребителей. Психология продаж. Ключевые факторы успеха. Управление продажами. Тема 9. Комплекс средств продвижения товаров и стимулирования продаж Каналы распределения товаров. Структура и уровни каналов распределения. Роль посреднических организаций в распределении продукции. Товародвижение и его планирование. Оптовая и розничная торговля, ее организационные формы. Коммерческие формы и методы реализации товаров. Личные продажи (прямой маркетинг) и управление сбытом. Тема 10. Стратегии ценообразования Факторы и стратегия ценообразования. Цена как фактор прибыли. Цели ценообразования. Факторы ценообразования. Стратегия ценообразования для новых товаров. Стратегия ценообразования для ассортиментных групп. Тема 11. Реклама Реклама как деятельность и инструмент маркетинга. Реклама в средствах массовой информации. Основные участники рекламного процесса. Классификация средств распространения рекламы. Выбор средств рекламы. Рекламные компании в маркетинге. Обеспечение эффективности рекламы. Литература по дисциплине «Маркетинг»
Программа по дисциплине «Финансовый менеджмент» Тема 1. Финансовый менеджмент, его функции и задачи Понятие финансов. Структура финансового механизма. Функции финансового менеджмента. Направления деятельности финансового менеджера. Схема управления финансами фирмы.. Структура источников финансовых ресурсов предприятия. Цели фирмы и финансовые решения. Максимизация прибыли. Максимизация акционерного капитала. Максимизация управленческого вознаграждения. Финансовые рынки Тема 2. Фактор времени в финансовых расчетах Затраты упущенных возможностей и их оценки в финансово-экономических расчетах. Концепция изменения стоимости денег во времени. Будущая и настоящая стоимость потоков платежей и доходов. Расчет равномерных и неравномерных потоков во времени. Обычный и обязательный аннуитет. Оценка аннуитетов. Внутригодовой учет процента. Номинальная и периодическая процентная ставка. Тема 3. Анализ цены и структуры капитала Понятие цены капитала и цены предприятия. Текущая, целевая и предельная цена капитала. Методы определения «цены» основных источников средств: «цена акционерного капитала, «цена долга», «цена» нераспределенной прибыли. Предельная и взвешенная цена капитала предприятия. Метод безубыточности. Постоянные и переменные расходы, производственный рычаг. Финансовый рычаг. Различные способы представления финансового рычага. Методы оптимизация структуры капитала. Тема 4. Управление оборотным капиталом Оборотный капитал и его структура в связи с воспроизводственным процессом. Понятия финансовых и операционных обязательств. Производственно-коммерческий цикл и цикл рабочего капитала (оборота денежных средств). Периоды оборачиваемости отдельных частей оборотного капитала и методы определения оборачиваемости материально-производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности. Расчет чистого оборотного капитала и текущей финансовой потребности (ТФП). Тема 5. Источники финансирования и способы выпуска ценных бумаг Традиционные источники финансирования: авансированный капитал, долевые частные ценные бумаги, долговые частные ценные бумаги, банковские ссуды, инвестиционный налоговый кредит. Основные способы увеличения капитала. Новые инструменты долгосрочного финансирования, в том числе, опционы, залоговые операции и ипотека, лизинг и др. Тема 6. Инфляция и ее влияние на принятие решений финансового характера Экономика в условиях изменяющихся цен — основные понятия и оценка. Классификация методов учета и анализа влияния инфляции. Моделирование косвенных доходов и расходов предприятия под влиянием инфляции. Влияние инфляции на искажение отчетных данных. Финансовые решения в условиях инфляции. Тема 7. Сущность и содержание риска. Процесс управления риском Понятие риска. Академические определения риска. Классификационные системы рисков. Систематические и несистематические риски. Организация процесса управления риском. Функции субъекта и объекта управления. Особенности обработки информации в процессе риск-менеджмента. Идентификация - начальная стадия анализа риска. Принципы и правила идентификации. Инструменты идентификации. Таблица идентификации риска. Логическое дерево помех. Схема производственных потоков. Тема 8. Процесс измерения риска Схема проведения предварительного инвестиционного анализа. Период окупаемости. Средняя норма прибыли. Анализ точки безубыточности. Дисконтированные показатели -дисконтированная стоимость и внутренний коэффициент окупаемости. Показатели дисперсии в измерении риска. Количественный анализ величины экономического риска Литература по дисциплине «Финансовый менеджмент»
5. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. - М. ИНФРА-М, 2009. - 284 с. Программа по дисциплине «Управление недвижимостью» Тема 1. Понятие недвижимости, ее особенности как объекта управления. Понятие управления недвижимостью Цели управления недвижимостью, понятие цели, функции цели, требования к ней. Управление недвижимостью, управление отдельным объектом и объектом в составе имущественного комплекса. Государственное регулирование рынка недвижимости. Функции управления и роли управляющих в процессе управления недвижимостью. Основные способы управления недвижимостью: управление собственными силами, доверительное управление, аренда, продажа, залог. Тема 2. Формы государственного регулирования рынка недвижимости Функции государства при регулировании рынка недвижимости. Элементы системы государственного регулирования. Прямая (административная) и косвенная (экономическая) формы регулирования. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней. Цели и сущность государственной регистрации. Тема 3. Финансирование недвижимости: основные источники и механизмы Ипотека: юридическое и экономическое содержание. Рынок ипотечного капитала. Первичный и вторичный рынок. Участники процесса ипотечного кредитования. Зарубежные модели ипотечного кредитования (американская и немецкая модель). Ипотечные кредиты различного назначения. Литература по дисциплине «Управление недвижимостью»
Программа разработана кафедрой экономической теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству и рассмотрена на заседании кафедры 10.06.2011г., протокол № 10. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Финансовый менеджмент"... Методические рекомендации преподавателю, ведущему семинарские занятия по дисциплине «Финансовый менеджмент» | Тест по дисциплине «Менеджмент» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основными образовательными программами по соответствующим... | ||
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Корпоративный менеджмент» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности: 080200. 62 Менеджмент, профиль/специализация: Менеджмент... | Методические указания к подготовке курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» Ковальская М. И. Методические указания к подготовке курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». Для студентов специальности... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине... Анский государственный аграрный университет факультет управления Кафедра менеджмента методические указания для выполнения самостоятельной... | Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Национальная экономика»... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент ... | О. А. Батурина Финансовый менеджмент, ооп 080200. 62 Менеджмент. Управление малым бизнесом, ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная... | ||
Учебная программа курса по специальности 061100 Менеджмент организации... Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.... | Методические указания по решению задач и выполнению модульных контрольных... Финансы”, 050201 “Менеджмент организаций” и 050206 “Менеджмент внешнеэкономической деятельности” | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В. Банковский менеджмент Дисциплина “Банковский менеджмент” имеет целью теоретическую и практическую подготовку студентов в области управления и организации... | Расчетно-графическая работа по дисциплине «Менеджмент» Факультет: Бизнеса Группа: фби-21 Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей | ||
Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс Для студентов I обр., 3 курса специальности «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент», бакалавров, обучающихся... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» Учебная дисциплина «Менеджмент» изучается студентами дневного отделения специальности 150413 «Техническая эксплуатации оборудования... |