Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»
КОМИССИЯ 2
Маркетинг, Логистика, Региональная экономика
Кафедры «Маркетинг и логистика» и «Региональная экономика»
По маркетингу:
Эволюция концепции маркетинга. Новые направления расширения и углубления концептуальных основ маркетинга.
Исходные понятия и определения маркетинга. Субъекты и объекты, принципы, функции и виды маркетинга.
Современные виды маркетинга.
Внешняя и внутренняя среда маркетинга.
Структура маркетинговой информационной системы (МИС).
Система маркетинговых исследований: понятие, виды, этапы проведения.
Позиционирование предприятия (товара, услуги) на рынке. Репозиционирование.
Современное понятие конкуренции в маркетинге. Поиск устойчивого конкурентного преимущества. Конкурентоспособность предприятия и товара на рынке.
Виды конкурентных стратегий. Бенчмаркинг как современный вид конкурентной стратегии предприятия.
Маркетинговый план предприятия.
Место и роль маркетинговых служб в системе управления маркетингом.
Оперативный и стратегический контроль в маркетинге.
Маркетинговые аспекты управления товаром и ассортиментом. Жизненный цикл товара (ЖЦТ). Инновации и разработка новых товаров.
Различные подходы к формированию ценообразования. Методы и стратегии ценообразования.
Методические основы формирования системы товародвижения (распределения) на предприятии. Роль посредников в системе сбыта предприятия.
Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций.
Рынок рекламы: динамика и тенденции. Организация рекламных кампаний.
Стимулирование сбыта и планирование мероприятий по продвижению.
Организация прямого маркетинга и индивидуализация коммуникационного воздействия.
Связи с общественностью: понятие и современные подходы к формированию позитивного имиджа предприятия.
По логистике:
Взаимодействие логистики и маркетинга.
Маркетинговые и рыночные возможности организаций логистического профиля: плюсы и минусы. Показатели оценки и различия между этими понятиями.
Задачи маркетинга в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке торговых и логистических услуг.
Особенности использования маркетинга в торговых и логистических организациях.
Организация системы товароснабжения.
Товарные склады и их роль в торговой деятельности. Товарные запасы.
Планирование деятельности торгового предприятия.
Розничная и оптовая торговая сеть.
Логистическая система и ее свойства.
Цепи и звенья логистической системы.
Логистические операции и функции.
Информационная логистика.
Принципы построения информационных систем в логистике. Информационные обеспечения в логистике.
«Сетевые технологии» в управлении логистическими процессами. Логистические и корпоративные информационные системы.
Логистика снабжения: определение, сущность, взаимосвязь с другими разделами логистики.
Механизм функционирования закупочной логистики.
Правовые основы закупок. Организация снабжения на предприятии.
Виды движения материальных ресурсов в производстве: последовательный, параллельно-последовательный, параллельный.
Варианты управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственных логистических систем: «толкающая», «тянущая система», «Канбан», «Точно в срок».
Значение и сущность распределительной логистики.
Объекты, субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики.
Типы логистических посредников. Выбор варианта размещения распределительного центра.
Логистика запасов. Причины создания материальных запасов. Причины, вынуждающие к минимизации запасов.
Классификация системы управления запасами. Цель управления запасами
Размер оптимального заказа по Уилсону. Классификация материальных запасов.
Роль и место складирования в логистической системе. Классификация, функции складов.
Назначение транспорта. Принципы транспортной логистики.
Повышение эффективности транспортных услуг: стратегия, глобализация транспортных услуг; системы сбора и распределение груза.
Логистический сервис. Предмет и объект логистического сервиса. Виды логистического обслуживания.
Планирование в логистике. Контроллинг в логистической системе. Методы прогнозирования в логистической системе.
По региональной экономике:
Предмет, задачи и методы региональной экономики, ее место в системе экономических наук. Понятие экономического пространства, его качество. Регион как часть экономического пространства.
Закономерности, принципы, факторы и основные теории размещения производительных сил. Современные направления развития теорий региональной экономики. Теория полюсов роста и др.
Объективные предпосылки и факторы регионального развития. Роль отдельных факторов (природных, трудовых ресурсов, инфраструктуры) в повышении конкурентоспособности регионов.
Роль инвестиционной деятельности в региональном развитии. Понятие инвестиционного климата региона. Инвестиционный потенциал России и её регионов. Структура инвестиций.
Статистическая база и методы регионального анализа. Показатели оценки уровня социально-экономического развития региона. Региональная диагностика.
Комплексное развитие и рыночная специализация хозяйства регионов России. Показатели уровня отраслевой специализации. Роль и характер развития межрегиональных экономических связей.
Типологический подход в региональных исследованиях. Типология регионов России по уровню социально-экономического развития. Проблемные регионы.
Региональная политика: её объективные предпосылки, содержание, направления и экономические инструменты реализации. Зарубежный опыт. Территории с особым экономическим статусом как инструмент региональной экономической политики.
Экономическое районирование как метод управления региональным развитием. Основные положения теории экономического районирования. Стратегическое планирование и прогнозирование регионального развития. Федеральные целевые программы регионального развития, принципы их разработки и реализации.
Отраслевые и территориальные пропорции национальной экономики, тенденции их изменения. Сравнительная характеристика Западной и Восточной экономических зон страны по основным макроэкономическим показателям.
Территориальный аспект управления экономикой в России: современное состояние, проблемы и пути их реализации.
Теория и практика стабилизационной политики в регионах.
Федеральные целевые программы в России как инструмент инвестиционной и инновационной политики государства: виды и уровни финансирования.
Основные инструменты государственного регулирования экономики на региональном уровне в современных условиях (налогово-бюджетная, денежно-кредитная, социальная политика, политика регулирования доходов, цен, инвестиционная, инновационная и т. д.).
|