Учебный курс «Менеджмент и маркетинг в здравоохранении»
Часть I. Менеджмент и маркетинг медико-технических организаций
(темы домашних заданий - рефератов)
Перечень тем домашних заданий
| Объем в часах
| 1.1. Понятие организации. Определение и основные функции менеджмента.
1.2. Этапы развития менеджмента.
1.3. Иерархическая модель организационной структуры менеджмента
1.4. Требования к менеджерам и их роль в деятельности организации.
1.5. Организация как система, жизненный цикл организации.
1.6. Внешняя среда организации как совокупность генеральной и функциональной среды.
1.7. Взаимоотношения: организация - внешняя среда.
1.8. Внутренняя среда организации и ее корпоративная культура (символы, предания, герои, церемонии, девизы).
1.9. Этика менеджмента и социальная ответственность организации.
1.10. Структура процесса принятия управленческих решений:
• анализ исходных ситуаций при поиске решения,
• синтез идей и вариантов решений,
• выбор окончательных решений и оценка последствий.
1.11. Предпринимательская среда и менеджмент на малых предприятиях.
1.12. Бизнес-план инвестиционного проекта - основные разделы, процедуры и итоговые документы бизнес-плана, разработанного с помощью информационной системы "Project Expert".
1.13. Постановка целей организации, виды и модели планирования.
1.14. Стратегическое планирование и формулирование стратегии организации.
1.15. Реализация стратегии - тактическое и операционное планирование, оценка достигнутых результатов. 1.16. Уровни стратегии организации - стратегия самостоятельных бизнес-единиц и стратегия функциональных подразделений.
1.17. Основы организации деятельности предприятий - специализация, властные полномочия, норма управляемое™, централизация и децентрализация, формализация, департаментизация.
1.18. Организационные структуры предприятия - достоинства и недостатки функциональной и дивизиональной структур.
1.19. Организационные структуры предприятия - достоинства и недостатки матричной и командной структур.
1.20. Сетевая организационная структура предприятия - достоинства и недостатки.
1.21 Влияние жизненного цикла и форм собственности предприятий на формирование организационных структур.
1.22 Управление персоналом - концепция управления, оценка персонала, привлечение персонала, кадровое планирование
1.23 Лидерство - природа и характерные черты, типы лидеров
1.24. Мотивация персонала - теория и критерии мотивации с учетом потребностей людей и условий их труда.
1.25 Конфликты в организации, управление конфликтами
1.26 Виды контроля деятельности предприятия, структуры бюрократической и децентрализованной систем контроля
1 .27. Управление тотальным качеством (УТК) - философия непрерывного совершенствования деятельности организации, методы и приемы контроля качества продукции.
1.28. Контроль и управление предприятием и оказание услуг на уровнях стратегического менеджмента (финансовые балансы, анализ, аудит) и тактического менеджмента (бюджеты подразделений, опенка результатов).
1.29 Теория и современная философия маркетинга - ориентация на потребителей. Эволюция маркетинга. 1.30. Маркетинговая среда -- микросреда и макросреда. Управление маркетинговой информацией. Реклама.
1.31. Планирование маркетинговой деятельности, сегментирование рынков, позиционирование на целевых рынках. Маркетинг-микс.
1.32. Создание успешной торговой марки и брендов, политика ценообразования, продвижение товара на рынки, управление каналами распределения.
1.33. Особенности управления маркетингом в сфере услуг.
1.34 Инновационный менеджмент. Значение и необходимость инноваций. Структура инновационного процесса
| 8 часов на каждое домашнее задание
|
Часть II. Менеджмент и маркетинг учреждений здравоохранения (темы домашних заданий - рефератов)
Перечень тем рефератов
| Объем в часах
| 2.1. Менеджмент учреждений здравоохранения. Основные требования к менеджерам в здравоохранении.
2.2. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ): классификация, предназначение структура, задачи.
2.3. Рынок медицинских услуг: сущность, характеристика, проблемы развития.
2.4. Организационные и медицинские технологии в системе здравоохранения.
2.5. Проблемы рационального использования ресурсов в здравоохранении.
2.6. Управление лечебно-профилактическим учреждением: субъект и объект управления. Требования к системе управления в рыночных условиях.
2.7. Анализ внешней и внутренней среды лечебного учреждения как предпосылка построения целевой системы управления.
2.8 Миссия ЛПУ, особенности ее формирования.
2.9. Основы управления поведением человека в организации. Мотивация, структура мотнвацнонного цикла. Современные теории мотивации и их реализация в ЛПУ
2.10 Социально-психологический климат в коллективе. Регулирование конфликтных ситуаций в учреждениях здравоохранения. 2. 11. Понятие и сущность технологических процессов управления. Управленческие решения, их классификация. Требования, предъявляемые к решениям. 2. Особенности этапов разработки, принятия и реализации управленческих решений в
2.13.Коммуникацин в ЛПУ, их разновидности и структура. Коммуникативные процессы межличностные коммуникации.
2.14,Охрана труда в учреждениях здравоохранения.
2.15.Методологические подходы к построению систем инновационного менеджмента ЛПУ
2.16.Формирование инновационной политики лечебного учреждения. Управление задание
инновациями.
2.17.Сущность, цели и задачи финансового менеджмента ЛПУ.
2 18 Особенности принятия финансовых и инвестиционных решений.
2.19.Прмнципы финансового анализа, планирования и прогнозирования.
2 20.Источники финансирования лечебных учреждений.
2. 21 Принципы ценообразования в здравоохранении. Оплата медицинской помощи
2.22. Экономический анализ деятельности ЛПУ: сущность и задачи.
2.23.Современная концепция и виды маркетинга в здравоохранении. Управление
маркетингом.
2 24.Особенности и сущность системы медицинского страхования в России.
2.25.Принципы планирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи
2 26.Эффективность здравоохранения. Ее виды и принципы оценки.
2 27.Структура отделов технического обслуживания медицинского оборудования, их предназначение и задачи. Формирование службы технического обслуживания ЛПУ
2.28.Основные направления деятельности службы технического обслуживании ЛПУ: метрологическое обеспечение, организация проведения ремонтов, проведение работ по обслуживанию и списанию оборудования, работа с запчастями
2.29.0рганизация комплексного технического обслуживания, ремонта и монтажа медицинской техники в ЛПУ.
2.30 Основные внутриучрежденческие документы, регламентирующие деятельность
службы технического обслуживания ЛПУ.
2.31 .Эксплуатация медицинской техники в ЛПУ
2.32. Организация работы по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники в ЛПУ
2.33. Монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию медицинской техники
2.34 Метрологическая служба ЛПУ
| 8 часов на каждое домаш нее задание
|
III. Учебно-методические материалы
| 1. Бажин И.И.
| Информационные системы менеджмента. М., 2000- 688с
| 2. Большаков А.С., Михайлов В.И.
| Современный менеджмент. Теория и практика. СПБ, 2000 - 416с
| 3. Виханский О.С., Наумов А.И
| Менеджмент. Учебник. – М., 1999 – 318с
| 4 Глухов В. В.
| Менеджмент. Учебник.- СПб, 2000 - 700с
| 5. Прыкин В. В., Прыкина Л.В., Эрмашвилн Н.Д., Усман З.А.
| Общий курс менеджмента и таблицах и графиках Учебник. -М., 1998 -416с
| 6. Спивак А.С.
| Организационное поведение и управление персоналом. Уч. пособие. - СПб - 119с
| 7 Бодди Д., Пэйтон Р.
| Основы менеджмента. Учебник СПб 1999 -816 с
| 8. Дафт Р.Л.
| Менеджмент. Учебник. - СПб 2000 - 832 с
| 9. Дойль П.
| Менеджмент. Стратегия и тактика Учебник. - СПб, 1999. -560с,
| 10. Кох Р.
| Менеджмент и финансы от А до Я Справочник. -СПб, 1999. -496с.
| 11. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф.
| Основы менеджмента. Учебник. М., 2000 - 704 с
| 12. Блохин А.Б., Шифф Р.
| Лекции по организации и экономике здравоохранения - Екатеринбург, 2003. - 352 с.
| 13. Габуева Л.А.
| Экономика ЛПУ: Экономическая эффективность и бизнес-планирование. – М. Грант 2001 - 184 с.
| 14. Гройсман В. А.
| Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением. Тольятти, 2000 - 247 с.
| 15. Кадыров Ф.Н.
| Экономический анализ и планирование деячельности медицинских учреждений. - М.: МЦФЭР, 1999- 198с.
| 16. Кадыров Ф.Н.
| Экономическая служба лечебно-профилактического 1 учреждения. - М.: ГРАНТЪ, 2000, 800 с
| 17. Лисицын Ю.П.
| Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции. М, 1999, 521с.
| 18. Лисицын Ю. П.
| Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство. - М.: - 2001. -698 с.
| 19. Сборник нормативных и справочных материалов
| Организация эксплуатации, ремонта и технического обслуживания медицинской техники М , 1999. -186с.
| 20. Сафонов А.Г., Логинова Е.А.
| Стационарная медицинская помощь (основы организации) - М.: Медицина, 1989, 362с
| 21. Хай ГА.
| Информатика и системы управления в здравоохранении и медицине. - СПб, СПбМАПО, 1998, 125с
| 22. Шейман И.М.
| Реформа управления и финансирования здравоохранения. - М.: Издатцентр, 1998, 336с
| |