Скачать 267.42 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКА 5 класс Настоящая программа является рабочей программой по математике для 5 класса и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Н.Я. Виленкина, В. И. Жохова, А.С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. ( М.: Мнемозина) Программа
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 340 ч из расчета 5 ч (6 ч) в неделю с V по VI класс. Содержание программы предмета «Математика» для 5 класса рассчитано на 170 учебных часов из расчета 5 ч. в неделю. В том числе: контрольных работ – 14 (включая итоговую контрольную работу); Уровень обучения – базовый Цели и задачи курса Цель: систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Задачи:
Общая характеристика учебного предмета Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Основными задачами изучения алгебры являются развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, зарабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства. Математическое образование вносит свои вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры. Структура курса «Математика 5» Раздел «Числа и вычисления». Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными. Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Раздел «Числа и вычисления» включает в себя работу с различными терминами, связанными с различными видами чисел и способами их записи: целые, дробные, десятичная дробь и т. д. Эта работа предполагает формирование следующих умений: переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной); исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; планировать решение задачи; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой. Раздел «Выражения и их преобразования». Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий. Раздел «Выражения и их преобразования» предусматривает ознакомление с терминами «выражение» и «тождественное преобразование», формирует понимание их в тексте и в речи учителя. Ведется работа по составлению несложных буквенных выражений и формул, осуществляются числовые подстановки в выражениях и формулах и выполняются соответствующие вычисления, начинается формирование умений выражать одну переменную через другую. Раздел «Уравнения и неравенства». Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. В разделе «Уравнения и неравенства» формируется понимание того, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных математических задач, ситуаций из смежных областей знаний, практики. Ведется работа над правильным употреблением терминов «уравнение» и «корень уравнения», решением простейших линейных уравнений и текстовых задач с помощью составлений уравнений. Раздел «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин». Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур. Отрезок. Длина отрезка. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Раздел «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величие» включает работу над осознанием того, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов, над умением использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира: учащиеся получают представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. Эта работа предполагает формирование следующих умений: распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, четырехугольники), изображать указанные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. В этом разделе учащиеся приобретают практические навыки использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов. Результаты освоения учебного предмета Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
Содержание учебного курса Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала Натуральные числа и шкалы (18 ч). Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел (20 ч). Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение. Умножение и деление натуральных чисел (21 ч). Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа. Площади и объемы (15 ч). Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Обыкновенные дроби (26 ч). Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел. Умножение и деление десятичных дробей (25 ч). Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Инструменты для вычислений и измерений (15 ч). Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы. Повторение ( 17 ч ). Предметные результаты обучения. Натуральные числа и шкалы. Учащиеся узнают:
Учащиеся научатся:
Сложение и вычитание натуральных чисел Учащиеся узнают:
Учащиеся научатся:
Умножение и деление натуральных чисел Учащиеся узнают:
Учащиеся научатся:
Площади и объемы Учащиеся узнают:
Учащиеся научатся: - вычислять площадь прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам; - пользоваться основными единицами измерения площади и объема, переводить одни единицы измерения в другие. Обыкновенные дроби Учащиеся узнают: - понятия окружность, радиус, диаметр окружности; доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная, неправильная дробь, смешанное число; - правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; - свойство деления суммы на число; - правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями. Учащиеся научатся: - строить окружность с помощью циркуля; - читать и записывать обыкновенные дроби; - сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; - пользоваться свойством деления суммы на число; - переходить от одной формы записи к другой: представлять смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот; - выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей Учащиеся узнают: - понятия десятичная дробь, приближенное значение чисел с недостатком, с избытком; - правило сравнения десятичных дробей; - правила сложения и вычитания десятичных дробей; - правило округления чисел. Учащиеся научатся: - читать и записывать десятичные дроби; - переходить от одной формы записи к другой: представлять правильные дроби и смешанные числа в виде десятичных дробей; - сравнивать десятичные дроби между собой, изображать их на координатном луче; - выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; - округлять числа. Умножение и деление десятичных дробей Учащиеся узнают: - правила умножения десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000 …, на десятичную дробь; - правила деления десятичной дроби на натуральное число, на 0,1; 0,01; 0,001;…, на десятичную дробь; - понятия среднее арифметическое, средняя скорость движения. Учащиеся научатся: - выполнять умножение и деление десятичных дробей; - вычислять среднее арифметическое нескольких чисел, среднюю скорость движения. Инструменты для вычислений и измерений Учащиеся узнают: - понятия процент; угол, прямой, развернутый угол, градус, транспортир, биссектриса угла; круговая диаграмма; - правила пользования МК; правила построения и измерения углов с помощью транспортира, построения прямого угла с помощью чертежного треугольника. Учащиеся научатся: - выполнять все арифметические действия с помощью МК; - переводить десятичные дроби в проценты и наоборот; - строить прямые углы с помощью чертежного треугольника; - пользоваться транспортиром для измерения и построения углов; - читать и изображать круговые диаграммы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Всего: 170 часов Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.Ответ оценивается отметкой «5», если:
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011.
В.И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ, ИНТЕРНЕТУРСЫ
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Математика. 5 класс» (CD).
Компьютерные столы. Тематическое планирование смотри в учебном пособии Кузнецова О.С. Математика 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я. Виленкина / О.С.Кузнецова – М.: Учитель, 2012. Стр. 10 – 74. Тематические тесты: стр.75 – 107. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85. УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Рассмотрено Директор МОУ СОШ № 85 Зам. директора по УВР на заседании МО ________________ _________________ протокол № 1 (В.А. Волосников) (Е.В.Гречишникова) от «___» сентября 2010 «___»сентября 2010 г. «___» сентября 2010 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА на 2010/2011 учебный год. Составлена на основе ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА.7-9 классы. Москва. «Просвещение» 2009. Составитель Т.А. Бурмистрова. УМК по предмету «Алгебра»для 7, 8 и 9 классов авторы: С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н Решетников, А.В.Шевкин Составитель Смольцаренко Л.А., учитель высшей категории. 2010 г. |
Пояснительная записка к рабочей программе для первого класса рабочая... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... | Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики | ||
Рабочая программа по предмету география Для 10 класса (1 час в неделю, 35 часов в год) Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии | Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии | ||
Программа дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими... Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии | Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Химия»... Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется... | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется... | ||
Рабочая программа Учебного курса по математике модуль «Алгебра» Пояснительная записка к рабочей программе по математике (модуль «Алгебра»), 9 класс | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень) | ||
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории... | Пояснительная записка содержание тем учебного курса учебно-тематический план Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | ||
Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология» (Труд).... Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка к рабочей программе курса «Обществознание» 10 – 11 класс. Профильный уровень | ||
Пояснительная записка к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс» Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования | Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы |