"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение"





Скачать 92.28 Kb.
Название"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение"
Дата публикации05.08.2014
Размер92.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Урок алгебры:

"Применение производной в решении практических задач

на наибольшее и наименьшее значение" 10 класс



Урок по теме: "Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение". 10-й класс




Цель урока: Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

Учебно-познавательная:

  • Закрепление, систематизация и обобщение знаний и умений в понятии наибольшее и наименьшее значение функции, практическое применение формируемых умений и навыков.

Развивающая:

  • Развитие умений самостоятельно работать, ясности выражений мысли, проведение самооценки учебной деятельности на уроке.

Воспитательная:

  • Воспитывать умение участвовать в дискуссии, умение слушать и слышать.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

I .Организационный момент. Мотивационная беседа: (2 мин.)

Каждый человек время от времени оказывается в ситуации, когда надо отыскать наилучший способ решения какой-либо задачи, и математика становится средством решения проблем организации производства, поисков оптимальных решений. Важным условием повышения эффективности производства и улучшения качества продукции является широкое внедрение математических методов в технику. Среди задач математики большую роль отводят задачам на экстремумы, т.е. задачам на отыскание наибольшего и наименьшего значения, наилучшего, наиболее выгодного, наиболее экономного. С такими задачами приходиться иметь дело представителям самых разных специальностей: инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы получилось как можно больше продукции, конструкторы хотят так спланировать прибор на космическом корабле, чтобы масса прибора была наименьшей, экономисты стараются спланировать прикрепление заводов к источникам сырья так, чтобы транспортные расходы оказывались минимальными. Можно сказать, что задачи на отыскание наименьшего и наибольшего значения, имеют большое практическое применение. Сегодня на уроке мы и займемся решением таких задач.

II. Актуализация знаний и умений, полученных учащимися на предыдущих уроках. (10мин)

1)Выполняется взаимопроверка по теме “Применение производной” (за каждый правильный ответ выставляется 1 балл) Каждый ученик отвечает и для проверки передает свой ответ соседу по парте. Вопросы записаны на переносной доске, дается только ответ:

  1. Функция называется возрастающей на данном промежутке, если…

  2. Функция называется убывающей на данном промежутке, если…

  3. Точка х0 называется точкой минимума, если…

  4. Точка х0 называется точкой максимума, если…

  5. Стационарными точками функции называют точки…

  6. Написать общий вид уравнения касательной.

  7. Физический смысл производной.

Затем класс садится по группам (всего 4 группы). Группы выполняют задания на отыскание минимума и максимума функции.(Задание записано на доске.)

1 задание:

Для функции f(х)=х2+432/х найти минимум на промежутке (0;+∞);

2 задание:

Для функции f(х)=х найти максимум на промежутке (0;60).

2)В это время два “ сильных” ученика решают задачи на доске: 1-й ученик:

Дан бак без крышки в виде прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат и объем равен 108 см3. При каких размерах бака на его изготовление пойдет наименьшее количество материала?

Решение:

Обозначим сторону основания через х см, тогда высота параллелепипеда будет108/х2.

Пусть S(х) площадь поверхности, тогда S(х) =х2+4*108/х2*х=х2+432/х;

S/(х)=2х-432/х2;

S/(х)=0;

2х-432/х2=0;

3=432; х3=216; х=6;

По условию задачи х (0;)

Найдем знак производной на промежутке (0;6) и на промежутке (6;+∞). Производная меняет знак с - на +. Отсюда х=6 точка минимума, следовательно, S(6)=108 см2 наименьшее значение. Значит, сторона основания равна 6 см, высота 12см.

2-й ученик:

В окружность радиуса 30 см вписан прямоугольник наибольшей площади. Найти его размеры.

Решение:

Обозначим одну сторону прямоугольника через х см, тогда вторая будет, S(х) площадь прямоугольника, тогда S(х)=х;

S/(х)= - S/(х)=0; Приведем дробь к общему знаменателю, получим

3600-2х2=0; х=30; Берем только положительное значение по условию задачи. По смыслу задачи х (0;60);

Найдем знак производной на промежутке (0;30) и на промежутке (30;60). Производная меняет знак с “+” на “-”. Отсюда х=30 точка максимума. Следовательно, одна сторона прямоугольника30, вторая 30.

III. Проверка. Предоставляется слово “сильным” ученикам. Учащиеся класса проверяют свои решения.(5мин).

IV . Закрепление. Работа в группах. Выдаются задачи (на карточках) по выбору для каждой группы. (10 мин)

1 группа.

На отметку «3»

Для функции f(х)=х2*(6-х) найти наименьшее значение на отрезке[0;6]

Решение:

f(х)=х2*(6-х)=6х23;

f/(х)=12х-3х2; f/(х)=0; 12х-3х2=0; х1=0; х2=4;

f(0)=0; f(6)=0; f(4)=32-max

На отметку «4»

Из проволоки длиной 20см надо сделать прямоугольник наибольшей площади. Найти его размеры.

Решение:

Обозначим одну сторону прямоугольника через х см, тогда вторая будет (10-х)см, площадь S(х)=(10-х)*х=10х-х2;

S/(х)=10-2х; S/(х)=0; х=5;

По условию задачи х (0;10)

Найдем знак производной на промежутке (0;5) и на промежутке (5;10 ). Производная меняет знак с “+” на “-”. Отсюда: х=5 точка максимума, S(5)=25см2 –наибольшее значение. Следовательно, одна сторона прямоугольника 5см, вторая 10-х=10-5=5см;

На отметку «5»

Участок, площадью 2400м2, надо разбить на два участка прямоугольной формы так, чтобы длина изгороди была наименьшей. Найти размеры участков.

Решение:

Обозначим одну сторону участка через х м, тогда вторая будет 2400/х м, длина изгороди Р(х)=3х+4800/х;

Р/(х)= 3-4800/х2;

Р/(х)=0;3х2=4800;х2=1600; х=40. Берем только положительное значение по условию задачи.

По условию задачи х (0; )

Найдем знак производной на промежутке (0;40) и на промежутке (40; +∞). Производная меняет знак с - на +. Отсюда х=40 точка минимума, следовательно, Р(40)=240м наименьшее значение, значит, одна сторона 40м, вторая 2400/х=60м.

2 группа.

На отметку “3”

Для функции f(х)=х2+(16-х)2 найти наименьшее значение на отрезке[8;16]

Решение:

f/(х)=2х-2(16-х)х=4х-32; f/(х)=0; 4х-32=0; х=8;

f(0)=256; f(16)=256; f(8)=128-min;

На отметку «4»

Участок прямоугольной формы одной стороной прилегает к зданию. При заданных размерах периметра в 1 м, надо огородить участок так, чтобы площадь была наибольшая.

Решение:

Обозначим одну сторону прямоугольного участка через х м, тогда вторая будет (1-2х)м, площадь S(х)= (1-2х)х =1х -2х2;

S/(х)= 1-4х; S/(х)=0; 1-4х; х =1/4;

По условию задачи х (0;1/2)

Найдем знак производной на промежутке (0;1/4) и на промежутке (1/4;1/2). Производная меняет знак с + на -. Отсюда х =1/4 точка максимума. Следовательно, одна сторона участка = ¼ м, вторая 1-2х= 1/2м ;

На отметку «5»

Из прямоугольного листа картона со сторонами 80см и 50см нужно сделать коробку прямоугольной формы, вырезав по краям квадраты и загнув образовавшиеся края. Какой высоты должна быть коробка, чтобы ее объем был наибольшим?

Решение:

Обозначим высоту коробки (это сторона вырезанного квадрата) через х м, тогда одна сторона основания будет (80-2х)см, вторая (50-2х)см, объем V(х)= х(80-2х)(50-2х)=4х3-260х2+4000х;

V/(х)=12х2-520х+4000; V /(х)=0; 12х2-520х+4000=0; х1=10; х2=100/3

По условию задачи х (0; 25); х1 (0; 25), х2(0;25)

Найдем знак производной на промежутке (0; 10) и на промежутке (10; 25). Производная меняет знак с + на -. Отсюда х = 10 точка максимума. Следовательно, высота коробки = 10см.

3 группа.

На отметку “3”

Для функции f(х)=х*(60-х) найти наибольшее значение на отрезке [0;60]

Решение:

f(х)=х*(60-х)=60х-х2;

f/(х)=60-2х; f/(х)=0; 60-2х=0; х=30;

f(0)=0; f(60)=0; f(30)=900-max

На отметку «4»

Участок прямоугольной формы одной стороной прилегает к зданию. При заданных размерах периметра 20 м, надо огородить участок так, чтобы площадь была наибольшая.

Решение:

Обозначим одну сторону прямоугольника через х м, тогда вторая будет (20 -2х) м, площадь S(х)= (20-2х)х=20х -2х2;

S /(х)= 20 -4х; S/(х)=0; 20 -4х =0; х = 20/4=5;

По условию задачи х (0; 10)

Найдем знак производной на промежутке (0; 5) и на промежутке (5; 10). Производная меняет знак с + на -. Отсюда х = 5точка максимума. Следовательно, одна сторона участка = 5м, вторая 20 -2х= 10м;

На отметку «5»

Чтобы уменьшить трение жидкости о стены и дно канала, нужно смачиваемую ею площадь сделать возможно малой. Требуется найти размеры открытого прямоугольного канала с площадью сечения 4,5м2, при которых смачиваемая площадь будет наименьшей.

Решение:

Обозначим глубину канавы через х м, тогда ширина будет 4,5/х м, Р(х)=2х+4,5/х;

Р/(х)=2-4,5/х2; Р/(х)=0; 2х2=4,5; х=1,5. Берем только положительное значение по условию задачи.

По условию задачи х (0; )

Найдем знак производной на промежутке (0;1,5) и на промежутке (1,5; +∞). Производная меняет знак с - на +. Отсюда х=1,5 точка минимума, следовательно, Р(1,5)=6м наименьшее значение, значит, одна сторона канавы 1,5м, вторая =3м.

4 группа.

На отметку “3”

Для функции f(х)=х2 (18-х) найти наибольшее значение на отрезке[0;18]

Решение:

f(х)=х2 (18-х)=18х23;

f/(х)= (18х23)/; f/(х)=0; 36х-3х2=0; х1=0; х2=12

f(0)=0; f(18)=0; f(12)=864-max

На отметку «4»

Участок прямоугольной формы одной стороной прилегает к зданию. При заданных размерах периметра 200м, надо огородить участок так, чтобы площадь была наибольшая.

Решение:

Обозначим одну сторону прямоугольного участка через х м, тогда вторая будет (200 -2х) м, площадь S(х)= (200-2х)х=200х -2х2;

S/(х)= 200 -4х; S/(х)=0; 200 - 4х =0; х = 200/4=50;

По условию задачи х (0; 100)

Найдем знак производной на промежутке (0; 50) и на промежутке (50; 100). Производная меняет знак с “+”на “-”.Отсюда х = 50 точка максимума. Следовательно, одна сторона участка = 50м, вторая 200 -2х= 100м;

На отметку «5»

Требуется изготовить открытую коробку в форме прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием, с наименьшим объемом, если на ее изготовление можно потратить 300см2.

Решение:

Обозначим одну сторону основания через х см, тогда высота будет (300- х2 )/4х см, объем V(х)=х2(300- х2 )/4х =(300х- х3)/4;

V/(х)= (300-х2 )/4; V /(х)=0; 300-3х2=0; х2 =100; х=10. Берем только положительное значение по условию задачи.

По условию задачи х (0; )

Найдем знак производной на промежутке (0;10) и на промежутке (10; ). Производная меняет знак с “-” на “+”. Отсюда х=10 точка минимума, следовательно, V(10)=500см3 - наименьшее значение, значит, сторона основания 10см, высота (300-102 )/4= 50см

V. Представители групп рассказывают решение выбранных задач.(7мин)

VI. Домашнее задание: Решение задачи на балл выше. Кто выполнял задачу на «5», освобождаются от домашней работы.(2 мин)

VII. Подведение итогов урока. С учетом баллов в разминке и работе в группах выставляются отметки за урок. ( 4 мин). В заключении учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен. Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Мне все понравилось____________ Мне ничего не понравилось______ Мне ничего не понятно__________ Мне было интересно____________ Мне было скучно_______________ Мне было легко________________ Мне было трудно_______________ Я научился многому____________ Я не узнал ничего нового_________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconПрименение производной при решении задач предмет математика Класс 11 Учитель Давыдова Е. В
Систематизировать знания учащихся по теме «Производная функции» и выяснить степень освоения её учащимися
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconТема: Применение производной к исследованию функции в решении задач...
Манькова Ирина Геннадьевна, учитель математики маоу тунгусовская сош. Естественнонаучное направление
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconУрок по теме «Применение производной для решения практических задач»
Развивающая- развивать стремление и умение получать знания самостоятельно или с небольшими подсказками
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconМинистерство Образования Чувашской Республики Ядринская национальная гимназия
В самых простых задачах на оптимизацию мы имеем дело с величиной, зависящей от другой величины, и надо найти такое значение второй...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconРешение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции»
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков»
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconУрока по теме: «Применение производной»
...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»
Развивать самостоятельную познавательную активность уч-ся; умение быстро и логически мыслить, умение применять полученные знания...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»
Развивать самостоятельную познавательную активность уч-ся; умение быстро и логически мыслить, умение применять полученные знания...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconУчитель задает вопросы командам по очереди (1 вопрос 1 балл)
Развивать самостоятельную познавательную активность уч-ся; умение быстро и логически мыслить, умение применять полученные знания...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: сформировать навыки построения графика функции, определять наибольшее и наименьшее значение функции, область значений...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconПрименение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)
По дисциплине Применение информационных технологий в решении профессиональных задач (электив)
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconТема: Сортировка массива
Цель: на примере решения задач познакомить учащихся со способами сортировки массивов, показать их применение при решении прикладных...
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconТворческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель...
«необходимо вести преподавание русской грамматики так, чтобы учащиеся находили практическое применение получаемых сведений» (Ф. Ф....
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconУроки по теме: «Применение производной»
Учебные: Повторить теоретические сведения по теме, необходимые для решения рассматриваемых задач
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconРешение олимпиадных задач на процентное содержание или концентрацию
Цель урока: показать учащимся применение «правила креста» при решении химических задач на смеси, растворы, сплавы
\"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение\" iconУрока «Производная и её применение» Форма урока
Сегодня весь урок мы посвятим одному математическому понятию – производной, увидим, что с её помощью решаются не только алгебраические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск