Скачать 107.39 Kb.
|
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты». Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных ЕГЭ, что учащиеся еще не в полной мере освоили тему «Проценты. Задачи на проценты». На этом основан выбор темы урока. Цель урока: Обобщить теоретические знания по теме «Проценты», рассмотреть методы решения задач на проценты базового и повышенного уровня сложности. Организовать работу учащихся по данной теме на уроке, соответствующем уровню уже сформированных знаний. 1 этап Организационный момент (1 минута) Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах. Карточки для самостоятельной работы соответствуют уровню подготовленности учащихся. 2 этап (5 минут) Повторение теоретического материала по теме «Проценты» Учитель задает вопросы учащимся: Вопрос: «Что называется процентом?» Звучит определение. Определение: Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Процентом от любой величины называется одна сотая ее часть. Обозначается процент знаком %. 1% = 0,001= 1/100 Вопрос: «Как выразить число процентов десятичной дробью?» Чтобы выразить проценты десятичной дробью или натуральным числом, нужно число, стоящее перед знаком %, разделить на 100. Пример: 58% = 58/100 = 0,58 4,5%=4,35/100 = 0,045 370%=370/100 = 3,7 Для обратного перехода выполняется обратное действие. Таким образом, чтобы выразить число в процентах, надо его умножить на 100.
В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями и соответствующими дробями: половина – 50%, четверть – 25%, три четверти – 75%, пятая часть – 20%, три пятых – 60%. Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на 100%, увеличить в 3 раза – это значит увеличить на 200%. 3 этап урока (5 минут) Устная работа по решению простейших задач на проценты.
Учитель предлагает учащимся по очереди ответить на сформулированные вопросы, комментируя свой ответ ссылкой на соответствующий теоретический факт. Комментарии. Учитель готовит задания заранее, в зависимости от той техники, которой оснащен класс. Если в классе диапроектор, то это слайды, если есть мультимедиа-техника, то на компьютере в режиме показа слайдов, если класс оснащен интерактивной доской, то можно подготовить задания для показа на доске. Если класс никакой техникой не оснащен, нужно подготовить задания на доске. 4 этап (10 минут) Повторение теоретического материала по теме: «Проценты. Задачи на проценты» Перед решением задач, учащимся необходимо напомнить основные теоретические факты, на основании которых решаются уравнения. В зависимости от уровня подготовки это могут быть либо устные ответы учащихся на вопросы учителя, либо совместная работа учителя и учащихся, но в том или ином виде, на уроке должны прозвучать следующие выводы с примерами: 1. Поскольку проценты выражаются дробями, то задачи на проценты являются по существу теми же задачами на дроби. 2. В простейших задачах на проценты некоторая величина a принимается за 100% («целое»), а ее часть в (правильная или неправильная) выражается числом р%: 100% - а р% - в 3.В зависимости от того, что неизвестно – а, в или р, выделяют три типа задач на проценты. Эти задачи решаются также, как и соответствующие задачи на дроби, но перед их решением число р% выражается дробью. 4.Типы задач 4.1 Нахождение процента от числа. Чтобы найти от а, надо а умножить на в = итак, чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь. Например, 20% от 45 кг равны 45х0,2 = 9 кг, а 118% от Х равны 1,18Х. 4.2. Нахождение числа по его проценту. Чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь, например, если 8% длины отрезка составляют 2,4см, то длина всего отрезка равна 2,4:0,08-240:8=30см. 4.3. Нахождение процентного отношения двух чисел. а) Чтобы найти, сколько процентов число в составляет от а, надо сначала узнать, какую часть в составляет от а, а затем эту часть выразить в процентах: р = 100 (%) Например, 9г соли в растворе массой 180г составляют 9х100:180=5% раствора. б) Частное двух чисел, выраженное в процентах, называется процентным отношением этих чисел. Это правило называют правилом нахождения процентного отношения двух чисел. Итак, нетрудно заметить, что формулы в=а(1), а=в:(2) и р= 100 (3) взаимосвязаны. Именно две последние формулы получаются из первой, если выразить из нее значение а и р. Поэтому первую формулу считают основной и называют формулой процентов. Формула процентов объединяет все три типа задач на дроби и, при желании, можно пользоваться ею, чтобы найти любую из неизвестных величин а, в и р. Учитель просит ответить учащихся на вопрос: «Что такое процент?» Ответ: «Процент – это сотая часть от числа» Учитель предлагает учащихся найти: А) 8% от 6кг Б) 30% от 15м В) 200% от 72 лет Г) 0,4% от 0,25с Д) 1,25 от 800т Е) 33 1/3% от 27см3 Ж) 20% от 15,25 З)75% от 80% И) 0,1% от 0,1% К) 12% от а Л) 35,6% от в М) 66 2/3% от с Сравнить что больше: А) 15%от 17 или 17%от15; Б) 1,2%от 48 или 12% от 480 В) 147% от 621 или 125% от 549 Г) 72% от 150 от 70%от 152 Д) 80% от а или 40% от 2ак Е) 36% от 2,5в или 1,5% от 80в Учитель приглашает одного из учащихся к доске для решения задач: Задача 1 Банк обещает своим клиентам годовой рост вкладов 30%. Какую сумму денег может получить через год человек, вложивший в этот банк 45 тыс.руб.? Задача 2 Какую сумму следует положить в банк, выплачивающий 25% годовых, чтобы по истечению года получить 1000 руб.? Задача 3 В 200 грамм воды растворили 50 грамм соли. Какова концентрация полученного раствора? Задача 4 В течение января цена на яблоки выросла на 30%, а в течение февраля на 20%, На сколько процентов поднялась цена за 2 месяца? Задача 5 Сколько надо заплатить москвичу, если его квартплата составляет 100 руб. и просрочена: а) на 5 дней; б) на 30 дней; в) на 4 месяца (120 дней)? Задача 6 При какой процентной ставке вклад на сумму 1000 руб. увеличится за до 1600 руб.? Задача 7 Каким должен быть начальный вклад, чтобы при ставке 4% в месяц он увеличился за 8 месяцев до 3,3 тыс. руб.? Существуют формулы, с помощью которых можно выполнить подсчет величины в случае простого процентного роста: Sп=(1 +)S0. В случае сложного процентного роста используется следующая формула: Sn=(1 +р/100)пS0. Разница законов простого процентного роста и сложного процентного роста состоит в том, что при простом росте процента каждый раз исчисляют, исходя из начального значения величины, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего значения. Иначе говоря, при простом росте 100% - всегда начальная сумма, а при сложном росте 100% - это предыдущее значение величины. Пример: Задача Банк начисляет 20% годовых и внесенная сумма равна 5000 руб. Какая сумма будет на счете клиента банка, через 5 лет: а) при начислении банком простых процентов; б) при начислении банком сложных процентов? Решение: При простом процентном росте сумма составит (1+20*5/100)*5000=10000 руб. а при сложном процентном росте будет равна (1+20/100)5*5000+12441,6 (руб.). Ответ: при простом проценте будет сумма 1000 руб., а при сложном 12441,6 руб. Из последней задачи ясно видно, какая значительная разница получается при начислении процентов разными способами. Поэтому, желая внести деньги в какой-нибудь банк, человек всегда должен внимательно ознакомиться с условиями: какие проценты выплачивает банк – простые или сложные, платит ли он «проценты на проценты». И судить об этом надо не только по рекламе, которая часто бывает расплывчатой, неточной, но и непосредственно по тексту договора, который перед подписанием надо внимательно изучить. Полученная выше формула применима, естественно, не только к задачам о росте вклада, но и к любой ситуации, когда рассматриваемая величина, за каждый заданный промежуток времени увеличивается на определенное число процентов, считая от предыдущего ее значения. При уменьшении величины на определенное число процентов, считая от предыдущего его значения, в формуле, как и простого роста, появляется знак минус. Далее учитель предлагает 5 задач для самостоятельной работы. Задачи для самостоятельного решения «Начальная сумма составляет 20000 руб. и ежемесячно увеличивается на 50%». Какая из перечисленных ниже формул соответствует данному условию: а) Sn=(1-20n/100)*50; б) Sn=(1-20n/100)*20; в) Sn=(1+20n/100)*50; г) Sn=(1+20n/100)*20? 2. Дорога длинной 600 км требует замены 40% покрытия. В течение недели заменено 100км. Сколько км покрытия еще осталось заменить? 3. После повышения заработной платы на 40% она составила 1008 рублей. На сколько рублей повышена зарплата? 4. Сколько будет, если: а) 100 руб. увеличить на 300%; б) 500 руб. уменьшить на 10%; в) a увеличить на 25%; г) b уменьшить на 20%? 5. Сравнить результаты: а) 150 руб. увеличили на 50% и 100 руб. увеличили на 100%; б) 100 руб. уменьшили на 50% и 150 руб. уменьшили на 60%; в) a руб. уменьшили на 25% и 1,2a уменьшили на 40%; г) b руб. увеличили на 250% и 2b руб. увеличили на 50%? 5 этап (15 минут) Разноуровневая самостоятельная работа. Учитель выдает задания для самостоятельной работы и сообщает учащимся, что на ее выполнение отводится 15 минут. Для учащихся 1 группы учителем составлены красные карточки в 3 вариантах. Учащиеся 1-й группы – это, как правило, учащиеся со слабой математической подготовкой. Работа для них содержит простейшие задания, аналогичные тем, которые разбирались на уроке. Все задания в варианте базового уровня сложности. Красная карточка № 1 1.В двух библиотеках было одинаковое количество книг. Через год в первой библиотеке число книг увеличилось на 100%, а во второй – в 1,5 раза. В какой библиотеке книг стало больше? 1)в первой; 2)во второй; 3)книг поровну; 4)не хватает данных. 2.На сколько процентов изменится величина, если она увеличилась в 5 раз? 1)на 10%; 2)на 50%; 3)на 500%; 4)на 400%. 3.В школьных спортивных соревнованиях призы получили 36 человек, что составило 12% всех учащихся. Сколько всего человек всего участвовало в соревнованиях? 1)300; 2)30; 3)432; 4)542. Красная карточка № 2 1.При очистке орехов 60% уходит в отходы. Что выгоднее купить нечищеные по цене 100 руб. за один кг или очищенные по цене 250 руб. за килограмм?
2.На сколько процентов изменится величина, если она уменьшилась в 10 раз?
3. В автобусном парке 50% составляют городские автобусы, 80% остальных – автобусы междугородного класса. Каких автобусов больше городских или междугородного класса?
Красная карточка № 3 1.После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 руб. Сколько она стоила до повышения цены?
2.На сколько процентов изменилась величин, если она увеличилась в 10 раз?
3.Из 850 учащихся школы 80% занимается в спортивных секциях, причем 5% из них – в шахматной. Сколько учащихся в шахматной секции?
Для учащихся второй группы, более подготовленных учащихся, учитель предлагает решать задачи на доске по синим карточкам. Синяя карточка № 1
Синяя карточка № 2
Синяя карточка № 3
Учащимся 3-й группы учитель выдает карточки с заданиями повышенного уровня сложности Зеленая карточка № 1
Зеленая карточка № 2
Во время выполнения работы учитель, при необходимости, помогает учащимся 1 группы выполнять задания наводящими вопросами. По истечении времени учащиеся сдают работы. 6 этап (7 минут) Обсуждение решений задач, представленных на доске На доске учащиеся решают по две задачи с голубых карточек. Они комментируют свои решения, а остальные вносят, при необходимости, коррективы. 7 этап (2 минуты) Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию Учитель еще раз обращает внимание на формулы и теоретические факты, которые были использованы на уроке. Говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости, выставляет оценки. В качестве домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задачи из сборника по подготовке к ЕГЭ различного уровня сложности. |
Конспект Урока математики «Процент»; проверить умение переводить число в проценты и наоборот, тренировать решать простейшие задачи на проценты | Урок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки» Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... | ||
Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор» Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты».... | Программа предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс) Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-11 классах. Однако практика... | Конспект урока по теме «Задачи на проценты» Проректор по учебной работе Моргунова Г. А. 2013 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная цель: ознакомить учащихся с понятием «Проценты»; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде... | Урока Урок №1. 6 класс ... | ||
Урок с элементами спектакля Обучающие – повторение и закрепление умения решать задачи на проценты и с помощью уравнений; проверка знаний и коррекция | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня у нас урок по теме «Решение задач на проценты». Мы будем решать такие задачи, которые позволяют нам больше узнать о нашем... | ||
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | Технологическая карта урока русского языка. Класс Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения | ||
Пояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению... | Урок обобщающего повторения в 4 классе по теме «Zu Hause» Формирование навыков говорения на основе изученного лексико-грамматического материала | ||
Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5) | Тема урока: Факторы размещения производственных сил. Цели и задачи урока Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,... |