Технологическая карта урока математики
Авторы, разработчики:
| Учитель математики Миронова Юлия Валерьевна, МБОУ СОШ №105 г.о. Самара
| Предмет
| Математика. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по математике, Федерального государственного образовательного стандарта ООО, программы курса «Математика» (авторы О. С. Кузнецова, Л. Н. Абознова, Г. А. Федорова)
| Класс
| 5 класс
| Тип урока
| Урок открытия новых знаний
| Технология построения урока
| технология критического мышления
| Тема
| Проценты
| Цель
| Развить и углубить знания учащихся о процентах.
| Задачи
| Образовательные:
научить давать определение процента;
обозначать, читать и находить процент чисел и величин;
переводить процент в десятичную дробь и обратно.
Развивающие:
развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;
развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.
Воспитательные:
развивать речевую культуру;
развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи
| Основные термины, понятия
| Процент, обозначение процента; нахождение процентов некоторых единиц измерения; перевод процентов в дроби и обратно; нахождение нескольких процентов от числа.
| Таблица № 2
Планируемый результат
| Предметные умения
| Личностные УУД
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД
формирование и развитие по средствам географических
знаний познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с по
мощью технических средств. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
| Таблица № 3
Организация пространства
| Формы работы
| Ресурсы:
|
Фронтальная
Работа в группах
Работа в парах
Индивидуальная
| Рабочая тетрадь, учебник, листочки с надписью 25%, 50%, 75%, 100%. Библиотека элек. наглядных пособий (БЭНП)
Сайты: www.school-collection.edu.ru
https://www.google.ru/search?q=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&aq=f&oq=%D1%80%D0%B0%D1%81&aqs=chrome.1.57j59j65j0l2.2914j0&sourceid=chrome&ie=UTF-8
Технические средства обучения:
Ноутбук
Медиапроектор
| Таблица № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
| Дидактические задачи
| Вызов
| Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний
(«надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
| Осмысление
| Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
| Рефлексия
| Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
| План урока
Самоопределение к деятельности (орг.момент) (1-2 мин).
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (8-11 мин).
Постановка учебной задачи (4-6 мин).
Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) (4-6 мин).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин).
Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин).
Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин).
Технология изучения
Этапы урока
| Формируемые умения
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Самоопределение к деятельности (орг.момент)
1-2 мин
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- систематизация знаний о процентах.
| Эмоциональный настрой на урок:
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Приветствует учащихся и гостей, проверяет готовность класса к уроку, организует внимание, проводит инструктаж по работе с маршрутным листом. Предлагает начать путешествие в страну знаний.
На слайде показывает картинки по теме «Распродажа», «Проценты». Задает вопрос: «Ребята, а знаете ли вы, что обозначает этот символ %»? А для чего он нужен? А всегда ли мы можем его посчитать? А хотим научиться?
|
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с маршрутным листом, уточняют критерии оценки.
Отвечают на вопросы, рассуждают, вспоминают, где в жизни встречались с понятием процента, приводят примеры.
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
8-11 мин
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о процентах и способах их нахождения.
| устный счет.
Как называется 1/100 часть рубля?
А 1/100 часть метра?
А 1/100 часть центнера?
А 1/100 часть га?
Решим задачи.
1) Мама дала Пете 100 рублей для оплаты счета сотового телефона, сказав, что 10% от суммы он может забрать себе. Сколько рублей Петя может забрать себе?
2) На ценнике куртки в магазине указана стоимость со скидкой 2500 руб и висит красный ценник со скидкой 30%. Укажите первоначальную стоимость куртки.
Сможем ли мы теперь ответить на вопрос сразу?
|
Отвечают на вопросы, разделившись на 2 группы. Работа в группах.
Предполагают, что эта сумма равна 10 руб.
Фиксируют затруднение с ответом.
| Постановка учебной задачи
4-6 мин
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам математических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
- осознание ценности математических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о процентах и способах их нахождения.
| Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты
(и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору, и в школе.)
А где вы встречали символ %?
Как вы считаете, какая будет тема урока, и что мы будем делать на уроке?
| Учащиеся дают свои ответы на вопрос. Примеры (скидки, банки, кредиты…) Ставят цели урока и уточняют формулировку темы урока.
| Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
4-6 мин
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
- определение основной и второстепенной информации
- проводить синтез (восстановление целого из частей)
- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
- знание о процентах, способов их подсчета, перевод десятичной дроби в проценты и обратно процентов в десятичную дробь;
- умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.
| Что же такое процент?
½ - половина, ¼ - четверть,
1/3 – треть, 1/100 - ? (процент) ОТКРЫТИЕ!
Определение: сотая часть числа называется процентом.
Какого числа? Любого, любой величины.
Запишем в тетрадь 1% = 1/100 или 1% - 0,01 1% = 1/100 = 0,01
Откуда появилось это слово, и что оно означает? (Слайд) В начале урока мы не зря вспоминали сотые части числа. Например:
1 коп- 1/ 100 часть рубля
1см - 1/100 часть метра
1кг - 1/100 часть центнера (Слайд) и т.д.
1ар - ? га
Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент. (от латинского на сто). (Слайд)
Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 5%.20%. 36%.
Предлагает обратиться к маршрутному листу и выполнить 1 задание теста.
Итак, мы научились записывать проценты?
| Вспоминают название дробей ½, 1/3, ¼.
Высказывают гипотезу о том, что 1/100 – это процент.
Записывают в тетрадь равенства для дальнейшего запоминания и применения при решении задач.
Закрепляют знания о сотых частях.
Работают с учебником. Читают определение %. Записывают равенства. Выполняют задание № 1 из теста. Выполняют самопроверку, самооценку. Устанавливают, что учебная задача решена.
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
4-5 мин
| Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.
| 1) Зная, что 1%=1/100=0,01 можно любое количество % записать в виде дроби
(какой? обыкновенной или десятичной? Любой)
Примеры: 1%=1/100=0,01
2%=2/100=0,02
5% =0,05 , 23% =0,23, 130% =1,3
ОТДОХНИ (физкультминутка)
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров! 2) Предлагает посмотреть решение задачи (слайд) – закрасить нужное количество процентов в квадрате 10х10 клеток. Задача. Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак - 25%, второй завтрак - 15%, обед - 45% и ужин - 15%.
Закрасьте часть, которую выделяют на утренний завтрак, красным цветом, на второй завтрак- синим, на обед – зеленым и на ужин- желтым.
Предлагает продолжить работу с МЛ. В квадрате со стороной 10х10 клеток закрасить определенное количество процентов: 1%, 25%, 10%, 50%... 3) Предлагает выполнить задание №2 и 3 из теста.
Предлагает заполнить таблицу:
Сотая часть числа 1%
Десятая часть числа
Пятая часть числа
Четвертая часть числа
Половина
Три четверти числа
Предлагает решить задачи устно. (Слайд).
1. В библиотеке 80% книг на русском языке, а остальные на английском. Сколько процентов всех книг в библиотеке составляют книги на английском языке?
2. В классе 35% учеников - мальчики. Сколько процентов учеников этого класса - девочки?
3. В бассейне купаются мужчины, женщины и дети. Дети составляют 85% всех купающихся, женщины всего лишь 5%. Сколько процентов всех купающихся составляют мужчины?
4. Поле засеяно рожью, овсом, пшеницей и кукурузой. Рожь занимает 12% поля, овёс - 8%, пшеница - 64%, а остальную часть занимает кукуруза. Сколько процентов поля занимает кукуруза?
Предлагает перейти к выполнению задания №4 в тесте.
| Записывают равенства.
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму.
Решают в паре, взаимопроверка.
Закрашивают нужное количество клеток (23%, 57%, 91% квадрата). Записывают в МЛ вывод.
Выполняют задание №2 и 3, выполняют самооценку.
Заполняют таблицу в карте, работают в паре, работают в паре, выполняют самопроверку.
Проверяют правильность заполнения по образцу на слайде.
Работают в группах, рассуждают, анализируют. Отвечают на вопросы.
Группа получает жетон за правильный ответ.
Выполняют задание № 4, выполняют самооценку.
Выполняют правильность выполнения работы (задания 1-3), если все задания выполнены правильно, переходят к выполнению 5 задания на оценку «5». В случае обнаружения ошибок, выполняют 2 комплект заданий по образцу.
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
3-5 мин
| Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.
| Предлагает выполнить задание следующего уровня сложности (задания №5) Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.
5 правильных ответов – оценка «5»
4 правильных ответа – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
Меньше 3 правильных ответа – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Итоговая оценка:
| Выполняют задания № 5 в МЛ.
Выполняют тест.
Проверяют правильность выполнения по образцу. Выполняют взаимопроверку. Оценивают свой ответ, учитывая критерии выставления оценки за тест.
| Включение в систему знаний и повторение
5-8 мин
| Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.
| №1564 (учебник Н.Я.Виленкин)
Заполнить таблицу (самостоятельно с последующей проверкой)
5) Работа по таблице. После выполнения и взаимопроверки предлагает обратиться к слайду с ответами. Предлагает вернуться к названию темы урока и ответить на вопрос, что же такое проценты, умеем ли теперь записывать и находить проценты.
| Заполняют таблицу, работают в паре. Выполняют само- и взаимопроверку с последующей общей проверкой.
Отвечают на вопросы. Устанавливают, что проблема решена.
| Рефлексия деятельности (итог урока)
2-3 мин
| Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- объяснять значение понятия «проценты», приводить примеры, уметь переходить от процентов к десятичным дробям и от дробей к процентам.
| Организует рефлексию.
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).
2.Итог урока.
Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы следующей фразой: «Гений - это 1% таланта и 99% труда» (Томас Эдисон).
Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
| Оставляют на краю стола листочки с надписью 25%, 50%, 75%, 100% в зависимости от того, на сколько, по их мнению, они усвоили тему урока «Проценты».
Рефлексия деятельности на уроке:
Заполняют бланк оценочного листа:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я научился…..
После урока мне захотелось……
Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..
Домашнее задание.
Повторить материал темы «Проценты»
На «3» п.40, №№1598, 1599.
На «4» п.40, №№1598, 1599, 1601.
На «5»
Творческое задание: сочинить сказку, придумать задачу, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Проценты» п.40, №№1598, 1599, 1601. Предполагают, что для достижения хороших результатов, надо много трудиться.
|
|