Скачать 82 Kb.
|
Использование разных видов домашнего задания на уроках математики, способствующих развитию критического мышления Часто на уроках математики можно столкнуться с такой проблемой, как выполнение домашнего задания. Многие учащиеся выполняют домашнюю работу без особого энтузиазма, потому что за невыполнение его можно получить двойку. А так же более «слабым» учащимся просто трудно его сделать, так как одного раза объяснения нового материала им недостаточно. Ведь, как правило, учитель задает домашнее задание в «стандартном» виде, т.е. выполнение номеров из учебника на отработку изучаемого материала на уроке. И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому для себя я поставила следующую цель при изучении данной методической темы рассмотреть виды и формы домашнего задания, с какой целью задаются, их применение. а невыполнение его можно получить двойку. ез особого энтузиазма, потому что при проверке учитель может Неотъемлемой составной частью урока математики, как правило, является постановка домашнего задания и подготовка учащихся к его выполнению, ибо освоение программного материала невозможно без систематической домашней учебной работы учащихся. Она служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, не отличается большей самостоятельностью учащихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий. Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе, она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. При этом каждый ученик, будучи не скованным временными рамками, может выполнять задания в привычном для себя темпе, пользоваться более подходящими способами, не ограничивать себя в упражнениях по освоению изучаемого материала и т.п. Домашняя работа также важна для формирования у учащихся навыков самообразования и воспитания ответственности за результат своего труда. Существует следующая классификация видов домашнего задания:
Цели выполнения домашнего задания могут быть самые разнообразные: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование умений и навыков; применение знаний в стандартной ситуации; обобщение и систематизация; подготовка к усвоению нового учебного материала. Кроме этого, целью домашнего задания может быть и углубленное понимание рассмотренного в школе материала, творческое применение его в заданной ситуации. На уроках математики предпочтение отдается тем видам домашнего задания, которые связаны с усвоением знаний и умений общим, обязательным, репродуктивным заданиям, выполняемым как в устной, так и в письменной форме. Однако этим ограничиваются возможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей. Ценность домашних заданий заключается и в том, что в классе какой-то вид работы просто невыполним. Например, наблюдения длительного характера, исследовательская деятельность, подготовка докладов, каких-то сообщений, презентаций и т.п. Для индивидуальных домашних заданий наряду с решением и составлением задач различной степени трудности целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов и т.п. Это могут быть также предлагаемые для изготовления учащимися различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета. Приведем примеры: В шестом классе при изучении темы «Координатная плоскость», многие учителя, и я в том числе, задают задание вида: выполнить в координатах рисунок, при этом попросить записать координаты на другом листе. В дальнейшем эту работу можно использовать на уроке для проверки записи координат точек. При выполнении такого задания, во – первых, у учащихся реализуется их творческий подход, развивается фантазия. Во – вторых, мы не отходим от цели, которая ставится при выполнении домашней работы, закрепление изучаемого материала. В – третьих, как уже отмечалось, эту работу можно использовать для проверки усвоенного материала, как в парах, так и индивидуально. Записать координаты точек по рисунку или по координатам точек построить рисунок, при этом проверка таких заданий не займет много времени и ученики это могут сделать сами. В десятом классе при изучении тел можно попросить учащихся их изготовить. С таким заданием справляются все учащиеся, порой можно заметить, что «слабые» ученики, такого рода задания, выполняют лучше. И опять же, реализуется творческий подход, их самореализация. Так порой задачу решить сложнее, а хорошую оценку и словесное поощрение, что порой немало важно, за такую работу получить можно. Тем самым наглядно отрабатываются такие понятия как вершина, грань, ребро, вид многогранника, поскольку определения многих тел дается конструктивно. Учащихся можно попросить придумать самим или подобрать интересные задачи по изучаемой теме. Можно заметить, что ученики с удовольствием готовят доклады про ученых – математиков, которые используются при изучении тем, как исторические сведения. В настоящее время учащиеся очень хорошо владеют компьютером и проводят много времени за ним, поэтому этот факт можно использовать с пользой. Выполнение презентаций по изучению темы не остается без внимания с их стороны. При этом презентации можно использовать, как и во внеурочное время, например, на неделе математики. Стимулируемые при этом процессы саморегуляции и самоуправления домашней учебной работой существенно уменьшают возможность проявления отмеченных выше недостатков и, в конечном счете, благотворно сказываются на ее результативности. Для систематизации же методов решения задач по изученной теме, равно как и теоретических сведений, полезны домашние контрольные работы. Сюда включаются задания по тем направлениям, которые сочтет нужным учитель. Особого внимания требует работа по подготовке учащихся к выполнению домашних заданий. Она, конечно же, не ограничивается лишь сообщением того, что задается на дом. Чаще всего подготовка ребят к выполнению домашних заданий проводится в явной или неявной форме на каждом этапе урока. Но даже в таких случаях оно должно быть сообщено до звонка с урока, а не по звонку или после. В свою очередь учителю надо быть к внесению коррективов в содержание намеченного домашнего задания с учетом складывающихся на уроке обстоятельств. Немаловажная роль в этом процессе отводится и родителям. Они должны не только создавать необходимые условия для домашней учебной деятельности, но и вместе с учителем определиться в вопросах за выполнением домашних заданий. Хочется отметить, что домашнее задания необходимо проверять. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы учета. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время. Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах. Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания. I прием. У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой. Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы. II прием. Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а все учащиеся. Этот прием позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом. Необходимо отметить недостатки этих приемов: 1) Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу. Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы. 2) Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается на 15-20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу. Кроме таких форм контроля выполнения домашнего задания существуют и другие. Самопроверка по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца. Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель. Подведем итог выше сказанному. Можно выделить следующие формы проверки домашнего задания, получившие на практике наибольшее распространение.
Существуют правила методики задавания на дом.
Постановка задания на дом возможна на разных этапах урока. Оно предлагается и в его начале, и перед закреплением изученного, но чаще всего в конце урока. Последнее означает, что концовка урока может быть связана с постановкой домашнего задания и ее корректировка учителем по ходу урока. Подводя итоги при изучении данной методической темы, можно придти к выводу, что постановка домашних заданий способствует совершенствованию методики урока, развитию мышления учащихся. Список литературы: С. Манвелов «Современный урок математики: основы методики проведения» Журнал «Математика» №36, №37, №43 1998г Роль домашнего задания в уроке. Анализ современного урока. Комитет по образованию Правительства СПб АППО 2007г Учитель: Березкина Т.Е. |
Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | Уроках математики Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой... | ||
Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | Уроках математики Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики | ||
Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гвардейского района. Тема семинара «Развитие критического мышления на уроках в начальных классах». Одиннадцать педагогов начальной... | Уроках математики в 5 классе Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе | ||
Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | ||
Уроках математики в школе ... | Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | ||
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | Уроки математики и информатики в 5-9 классах Ого интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы... | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся | Технология развития критического мышления как эффективное средство... Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка... |