Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения»





Скачать 53.73 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения»
Дата публикации23.08.2014
Размер53.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок русского языка в 5 классе

Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения».

Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного предложения.

Задачи урока:

  • образовательная – отработка умений опознавать сложное предложение, различать союзные и бессоюзные сложные предложения, отработка навыка постановки запятой в сложном предложении;

  • развивающая – развитие мышления, устной и письменной речи;

  • воспитательная – воспитание самостоятельности, воспитание любви к родной природе, к родному языку.

Оборудование: Презентация, рабочие листы, учебники, рабочие тетради.

Тип урока: комбинированный (технология критического мышления, проблемное обучение).

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент (приветствие, запись даты и пропуск строки для темы урока)

  2. Проверка домашнего задания.

- Начертите схемы 3, 8 предложений упр.217.
Слайд 2

3. Повторение + РР.

Прочитаем предложения:

Ребята, знаете ли вы наш лес? Как он красив осенью! Сходите, полюбуйтесь разноцветными листьями на деревьях, мягким ковром из них под ногами.

- Докажите, что это текст.

- Какие виды предложений по цели высказывания есть в этом тексте?

- Какие это предложения по наличию основ?

- Чем осложнены 1 и 3 предложения?

- Какой темой объединены в текст эти предложения?

Слайд 3,4 (Задание 1)

- Составьте самостоятельно текст о зиме по аналогии с этим текстом. Если трудно подобрать нужную лексику о зиме, обратитесь к рабочим листам. (Чтение своих текстов)

Вывод: мы повторили с вами структуру простого предложения, возможные его осложнения.
Слайд 5

4. Словарная работа

- Прочитайте слова (Задание 2).

Жюри, аккуратный, бассейн, впечатление, чувствовать, участвовать, санаторий.

- Соедините последние буквы имен существительных и назовите новое словарное слово.

- Запишем это слово: иней.

- Произнесем вслух словарное слово: иней. Запомните правописание.

- Каково лексическое значение этого слова? (Индивидуальное задание. Определение инея по словарю) Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении.
Слайд 6, 7, 8 физкультминутка
Слайд 9

- Прочитайте текст:

Зимний лес сказочно красив! Елки стоят в пушистых шубах, каждую иголку посеребрил иней. В вышине воздух легкий и чистый, и иней похож на алмазные блестки. И спелые ягоды рябины не расстаются с хрустальным инеем, будто мороз заботится о птицах и хранит корм.

- (Задание 3) Подчеркните грамматические основы, составьте схемы 1 и 2 предложения.

Елки стоят в пушистых шубах, каждую иголку посеребрил иней.

- Охарактеризуйте это предложение. (Это предложение сложное, потому что имеет две основы).
Слайд 10

5. Сформулируйте тему урока. (Сложное предложение, запишем тему на пропущенных строчках)
Слайд 11

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова.

  1. Повторить, что знаем о … предложениях.

  2. Различать … и … предложения.

  3. Правильно ставить … в … .

- Простые предложения мы повторили. Приступим ко 2 пункту нашего плана.
Слайд 12

- Чем отличается сложное предложение от простого?

- Определите, какие перед вами по наличию основ предложения:

Вьюга посеребрила стройные сосны.

Ударил мороз, и речка покрылась льдом.

Не трещите морозы в заповедном лесу.

Зимний лес очень тих.

Неподвижно спят сосны, а синеватые тени их стволов лежат на белых сугробах.

Когда появляется солнце, весь лес блестит.

Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.

- Чем соединяются простые предложения в составе сложного?
Слайд 13

6. Работа с учебником.

- Проверим сделанные нами выводы по учебнику. На странице 92 есть пунктограмма № 4. Перед пунктограммой – теоретические сведения. Прочитайте их.

- Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений в своем составе?

- Прочитайте пунктограмму № 4.

- Скажите, какой знак препинания ставится в сложном предложении?

- Сравните 2 схемы к примерам из пунктограммы №4. Скажите, какая из них - схема союзного предложения, а какая – схема бессоюзного предложения?

- Влияет ли на постановку запятой наличие или отсутствие союза и между простыми предложениями?

- Найдите, пожалуйста, пунктограмму № 4 на форзаце учебника. Покажите. Прочитайте, как она называется? Как отыскать ее в учебнике?
Слайд 14 (Задание 4)

7. Выработка умения аргументировать свое мнение при выборе простого и сложного предложения.

- Прочитайте предложения. Исключите лишние предложения. Назовите номера. Почему эти лишние? (это простые предложения)

- Какие предложения остались? Назовите номера.

- Сформулируйте задание к этим предложениям. (списать, расставить запятые, подчеркнуть грамматические основы,)

  1. Налетел сильный ветер и поднял с земли снег.

  2. Серебрится иней на ветках напоминает он алмазы.

  3. Злится зима пугает всех своим морозом.

  4. Если был ночью иней днем снег не выпадет.

  5. Снегирь поёт зимой на снег и вьюгу.


Слайд 15 Проверьте. Кто выполнил работу без ошибок?

Слайд 16 Физкультминутка
Слайд 17 (Задание 5.)

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова
Слайды 18, 19 Словарная работа
Слайд 20 (Задание 6)

- Распределите предложения в 2 столбика: в левый – номера простых предложений, в правый – номера сложных предложений. Докажите свою правоту.

  1. Зимой солнце светит, а не греет.

  2. Пробушует метель, и лес волшебно преображается.

  3. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.

  4. Деревья покрылись снежными кружевами.

  5. Глубокие чистые сугробы лежат под деревьями.

  6. Дни ясные, солнечные.

  7. Северный ветер несет свинцовые облака, и в воздухе появляются белые снежинки.

  8. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.


Слайд 21 (Задание 7)

- Расскажите о сложном предложении по плану:

  1. Какое предложение называется сложным?

  2. С помощью чего соединяются части сложного предложения?

  3. Чем разделяются части сложного предложения?

  4. Какие сложные предложения называются бессоюзными?




Слайд 22 (Задание 8) Тест
Слайд 23 Домашняя работа 1) творческая работа: составить текст о зиме, используя простые и сложные предложения, 2) уметь рассказать о сложном предложении по плану задания 6.
Слайд 24 Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!
Рефлексия: анкета.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения с разными...
Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Связь слов в предложении
Цели: развивать умение конструировать предложения, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения»
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconТема урока «Определенно-личные предложения». Цель урока
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения
«любимых» ошибок, формирование умения выполнять синтаксический разбор простого предложения, совершенствования коммуникативной компетенции...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconУрок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения...
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения» iconКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа...
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск