№пп
| Дидактические
этапы урока
| Деятельность учителя
| Учебная ситуация
| Что необходимо для выполнения учебного задания
| Деятельность ученика
| УУД, выполняемые учениками
| Полученный результат
| Время выполнения (мин.)
|
1
| Самоопределение к учебной деятельности.
| Создать мотивацию к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации.
Определить содержательные рамки урока: площадь фигур.
| - С чем мы познакомились на предыдущем уроке? (C умножением)
- Сегодня на уроке мы узнаем новое о площади фигур.
- Какое у вас настроение?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Вы все знаете паровозик из Ромашково. Он был странный и всюду опаздывал. Начальник станции предупредил его в последний раз.
| Слайд 1.
| Проверяют готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы, осмысливают учебную деятельность, ставят цель
| Целеполагание, волевая саморегуляция
| Мотивационная готовность к уроку
| 2
|
2
| Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
| Организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
| - Паровозик скоро отправиться в путь. Вы получите на проезд билеты, если решите задачу:
“В поезде 9 вагонов. Каким по счёту будет наш 6 вагон, если счёт вести от “хвоста” поезда?” (9-5=4 вагон)
- Получите билеты у паровозика.
- Рассмотрите билет. Эта модель современного билета.
- Откройте последний листок билета, оторвите его и прочитайте задание.
1) Дайте характеристику числа 333.
2) Выразите 333 см в разных единицах измерении:
333 см =…м …дм …см =… м …см = …дм …см
333 см2 = …дм2 …см2
- Дайте характеристику числу 333. (333 – трёхзначное число, которое состоит 3 сотен 3десятков 3 единиц; предыдущее число – 332, последующее – 334)
- Чему равна сумма цифр? (9)
- О единицах измерения каких величин мы говорим? (О единицах измерения длины и S прямоугольника)
- Давайте повторим счёт через 3 (от 3 до 30)
- Ну, что это! Камнепад! Завалило железную дорогу. Паровозик не может проехать. Вы можете помочь паровозику.
- Оторвите синий листок билета и выполните задание.
“Блиц-турнир”
1) В одном купе нашего поезда 4 человека. Сколько человек едет в трёх таких купе?
2) Длина железнодорожного билета равна a см, а ширина – - b см. Какова его площадь?
| Макет поезда.
Модели современного билета.
Слайд 2.
Слайд 3.
| Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач.
Учащиеся берут билеты в макете паровозика из Ромашково.
Выполняется счёт, стоя около своих мест и хлопая ритмично в ладоши
| Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение.
Развитие математической речи.
| Давать характеристику трёхзначным и именованным числам.
| 5
|
3
| Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
| Выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Согласовать цель и тему урока.
| - В каком задании вы не смогли составить выражение? (При нахождение S прямоугольника)
- Почему не смогли найти S прямоугольника? (Не знаем, как найти площадь, не знаем зависимость между площадью и длинами его сторон)
- Поставьте перед собой цель. (Нам надо узнать, как найти площадь прямоугольника)
- Значит, какова тема урока? (“Площадь прямоугольника”)
(Тему записать на доске)
|
| Выясняют причину затруднения.
Устанавливают цель урока.
| Самомотивация.
| Умение определять место и причину возникших затруднений
| 2
|
4
| Построение проекта выхода из затруднения.
| Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, проводя исследования взаимосвязи между сторонами и площадью прямоугольника.
Ввести в речевую практику термин “формула”.
| - Откройте учебник на с.73, урок 25.
- №1 – читаем задание
- Как разбит прямоугольник в первом случае? (1 способ)
(На 4 полоски по 3 см каждая)
- Значит, чему равна площадь? (3·4=3+3+3+3=12 см2)
- Что такое умножение? (Это сложение одинаковых слагаемых)
- 2-й способ: этот же прямоугольник можно разбить на 3 полоски по 4 см? каждая. Назовите решение. (4·3=4+4+4=12 см2)
- Как найти S прямоугольника? (В обоих случаях для нахождения S прямоугольника перемножаются числа, выражающие длины его сторон)
Сделаем вывод:
- Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Длины сторон прямоугольника должны быть в одинаковых единицах измерениях.
- Записать полученный вывод можно в виде равенства:
S=a·b, где
а – длина прямоугольника,
b – ширина прямоугольника,
S – площадь прямоугольника.
- Это равенство в математике называют “формулой”.
- Прочитаем правило на стр.73.
- Теперь давайте вернёмся к задаче “Блиц-турнира”, которую вы не смогли решить. Работать будете парами.
- Измерьте стороны билета и найдите его площадь.
(S = 20·8 = 20+20+20+20+20+20+20+20=160 см?)
- Дорога от камнепада расчищена и мы продолжаем свой путь.
| Учебник
Слайд 4
Карточка с формулой нахождения площади прямоугольника
Слайд 5.
| Самостоятельное чтение задания.
Анализ двух способов нахождения площади.
Сравнение собственных умозаключений с правилом.
| Развитие логических операций: анализа, синтеза.
Вывод умозаключений.
Самоанализ.
| Знакомство с понятием формула.
Умение находить площадь прямоугольника.
Умение сравнивать с эталоном.
Умение определять место и причину возникших затруднений, выполнять работу над ошибками
| 5
|
5
| Первичное закрепление во внешней речи.
| Зафиксировать во внешней речи правильные способы действий, вызвавших затруднение.
| - Ребята, а мы пока поучимся находить S прямоугольника.
- №2, стр. 73.
- Читаем задание и выполняем. (Измерь стороны прямоугольников и найди их площадь).
- Что вы заметили при выполнение задания №2(б)?
(У квадрата все стороны равны, поэтому можно было измерить только одну сторону)
Физкультминутка
- Выехав на горку, паровозик вдруг остановился и сказал: “Закат. Если мы его не увидим, то может быть опоздаем на всю жизнь…”.
- А пока паровозик любуется закатом, нас ждёт самостоятельная работа.
| Учебник, линейка.
Слайд 6.
| Проводят необходимые измерения. Задание выполняется с комментированием
| Развитие математической речи.
| Умение проводить измерения для нахождения площади, пользоваться формулой площади для прямоугольника и квадрата.
| 5
|
6
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение площади прямоугольника.
Организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию ошибок).
| - №3 (а) – прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Если правильно вычислите площадь, узнаете кто из великих русских учёных в 1927 году изобрёл бесколёсный поезд.
- Посмотрите на слайд с ответами. Назовите правильный ответ.
| Алгоритм нахождения площади прямоугольника.
Слайд 7
| Самостоятельное выполнение задания
(В тетради: 8·4=8+8+8+8=32 см2)
| Сравнивать с эталоном, проводить работу над ошибками.
| Самооценка и коррекция ошибок.
|
|
7
| Включение в систему знаний и повторение
| Закрепить смысл умножения при составлении таблицы умножения на 3, мотивируя значение изучение таблицы.
Закрепить умения составлять произведение по тексту задач.
| - Вы выполнили задание и паровозик поехал дальше. А мы переходим к этапу повторения изученных знаний.
- №5(а), стр.75 – заполним таблицу
- №5(б), стр.75 – по таблице решаем примеры .
- Обратите внимание, что при решении примеров удобнее пользоваться готовыми результатами умножения, а не вычисляя их каждый раз заново.
- №5(в), стр.75 – по заданию.
- №7, стр.75 – вычислительный алгоритм, представленный в виде блок-схемы, используется действие умножения на 3.
- Вы хорошо справились с заданием. Наш паровозик скоро прибудет на станцию “Безымянка”, правда с небольшим опозданием. Но это сказочный паровозик, а на наших дорогах поезда никогда не опаздывают.
| Таблица умножения на 3.
| Работа цепочкой с комментированием.
Произведения заменены суммами, которые заключены в скобках. А поскольку действие сложение в скобках выполняется первым, то сначала делают умножение, а потом сложение и вычитание
| Развитие математической речи.
Осознание смысла умножения.
Умение пользоваться алгоритмами.
| Мотивация на заучивание таблицы умножения.
Умение решать примеры на порядок действий.
| 10
|
8
| Рефлексия деятельности.
| Зафиксировать в речи новый способ действий изученного на уроке.
| - Что мы узнали нового на уроке? (Как найти площадь прямоугольника)
- Как найти S прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину)
- Оцените свою работу на уроке. Возьмите “Листки настроения” и обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию. Отдайте свои листочки паровозику.
| Листки настроения.
Макет паровозика.
Слайд 8, 9.
| Обводят на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию. Отдайте свои листочки паровозику.
| Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
| Оценить собственную деятельность на уроке.
|
|
| Диагностика результатов.
| Соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
|
|
|
|
|
|
|