Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд





НазваниеУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Дата публикации09.09.2014
Размер90.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Организация учебной деятельности учащихся на уроках математики как пространства выбора с использованием технологии ИСУД.
Теплинская А.К., учитель математики ЦО ОАО Газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года - 2010»
Каждый человек проходит свой неповторимый жизненный путь. Путь становления, и взлетов, и падений духа, и раздумий, и беспрестанного выбора... Какие качества помогут нашим ученикам на этом пути? Согласно проекту национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на современном этапе развития общества необходимыми качествами личности выпускника школы становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение помогать друг другу, стремление к саморазвитию. Новые запросы требуют нового взгляда на учебный процесс и роли в нем учителя и ученика. В традиционном уроке учитель учит в прямом смысле этого слова: показывает, объясняет, доказывает, проверяет, оценивает. Конечно, в ходе такого обучения происходит развитие, но оно не планируется учителем или планируется формально, чаще всего осуществляется стихийно и непредсказуемо. Чтобы развивать учеников целенаправленно необходимо изменить урок. Для развития инициативности, творческого мышления необходима включенность ученика в сотрудничество и в процесс принятия решений на разных уровнях: от локальных и частичных (выбор учебных заданий, выбор партнера для выполнения работы) до глобальных с учетом развития мира (выбор профессии, выбор спутника жизни). Одной из основных задач учителя становится создание таких условий обучения, в которых ученик станет активным участником образовательного процесса, субъектом обучения, личностью, осуществляющей свой осознанный выбор.

Как обеспечить ученику возможность выбора, что он может выбирать в школе? Можно найти немало статей и публикаций об организации пространства выбора в школе, и все они будут посвящены внеурочной деятельности. Действительно, во второй половине дня ученик сам планирует свое время, выбирает занятия по душе.

Он может пойти в спортивную секцию, может посетить занятия кружка, а может просто погулять, сделать уроки, пообщаться с друзьями. Определившись с выбором занятий на каждый день недели, ученики составляют индивидуальный план на вторую половину дня. Так ребята не только развивают свои творческие способности, но и учатся планировать время. Таким образом, во второй половине дня удается создать условия для развития учащихся. Однако не все ученики остаются в школе целый день, а значит нельзя пренебрегать развивающим потенциалом урока. Необходимо найти возможность проявить творческие способности, нестандартность мышления, умение принимать решения и нести ответственность за них и в рамках урока. Такую возможность, на мой взгляд, дает организация учебной деятельности как пространства выбора. Моя педагогическая инициатива: Организация учебной деятельности на уроках математики как пространства выбора.

Ситуация выбора позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. Без выбора невозможно развитие индивидуальности. Следовательно, целесообразно, чтобы учащийся на уроке попадал в условия выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебной деятельности.

Цель проекта: Разработка методики организации образовательной деятельной на уроках математики как пространства выбора.

Задачи:

  1. Освоение технологий учета индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД).

  2. Освоение методики организации групповой и индивидуальной работы учащихся.

  3. Разработка дифференцированных заданий с учетом ИСУД.

  4. Разработка вариативных домашних и самостоятельных работ

  5. Разработка сценариев урока с вариативными формами и способами деятельности

Планируемый результат: Методические материалы по организации деятельности на уроках математики как пространства выбора.

При проектировании и построении ситуации выбора важную роль играет готовность учащихся к выбору. Ученик должен понимать значимость выполнения задания, критерии его оценки, уметь объяснить, почему он отдает предпочтение тому или иному избираемому варианту. Таким образом, первым шагом к организации пространства выбора становится анализ возможностей учеников. На втором этапе необходимо сформировать умения действовать в ситуации выбора. Для этого проектируются ситуации выбора на некоторых уроках. На последнем, третьем этапе ситуация выбора становится неотъемлемой частью каждого урока математики.

Этапы реализации проекта

Первый этап реализации проекта. Анализ индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика, выделение ресурсов развития. Без этого этапа невозможно составить вариативные задания. На начальном этапе изучения темы ученик должен иметь возможность выбрать задание, которое у него получится выполнить, выполнение которого доставит ему удовольствие. Дальше задания могут усложняться, но среди предложенных заданий ученик должен найти посильное для него, интересное по форме выполнения. Для реализации этого этапа мне потребовалось освоение технологии учета индивидуального стиля учебной деятельности.

Система параметров учебного успеха ученика является «инструментом» управления качеством учебного процесса для учителя, так как позволяет определить дозу и уровень педагогической помощи ученику, осуществить правильный выбор форм и методов учебной деятельности ученика. Итоги анализа индивидуального стиля учебной деятельности оформляются в виде матрицы.

Второй этап реализации проекта. Следующий этап реализации проекта – создание ситуаций выбора на уроке.

Что может выбирать ученик на уроке?

  1. Выбор цели и задач урока.

Осознанность учебной деятельности, понимание ее целей и смысла является необходимым условием готовности учеников к ситуации выбора. На начальном этапе ученикам требуется помощь в постановке целей и задач. Мы обсуждаем цели вместе в начале урока и ставим общие задачи на урок для всего класса. На третьем этапе реализации проекта ученики перейдут к и самостоятельной постановке целей лично для себя. Идея самоцелеполагания подробно разработана в технологии модульного обучения (Б.Ф.Скиннер, Дж. Расселл, К.Курх, Б. и М.Гольдшмид, Г.Оуенс). В рамках этой технологии выделяется следующая иерархия целей:

    1. Ближние (знания, умения и навыки);

    2. Средние (общеучебные умения и навыки);

    3. Перспективные (развития способностей личности).

Как показывает практика работы учителей нашей школы, добиться осознания и принятия учениками целей первого уровня удается уже на начальной ступени обучения. Ученики пятого класса способны поставить перед собой цели по овладению определенными умениями, но затрудняются в выделении целей саморазвития. Поэтому предоставление ученикам возможности выбора цели требует серьезной предварительной подготовки, в частности по формированию навыков рефлексии.

  1. Выбор уровня сложности задания. Выбор уровня сложности зависит не только от наличного уровня знаний и умений, но и от уровня притязаний ученика. Составление таких заданий не представляет сложности для учителя, поскольку в настоящее время большинство дидактических материалов содержат дифференцированные задания по всем темам.

  2. Выбор формы представления задания.

На уроке математики ученики могут выбрать, как представить задание. Например, при работе с математическими терминами ученикам можно предложить на выбор следующие формы работы:

  1. Составить кроссворд;

  2. Составить схему, отражающую взаимосвязь понятий;

  3. Написать рассказ, используя специальные термины;

  4. Нарисовать рисунок – иллюстрацию понятия, определения;

  5. Составить словарь терминов.

Все представленные варианты задания направлены на развития умения «сворачивать информацию», а также формирование понятийного аппарата. При этом некоторые задания требуют умений классифицировать и систематизировать, другие - развитой монологической речи, третьи - проявления творческих способностей. Таким образом, каждый ученик получает возможность проявить свою индивидуальность.

Ученик может сам выбрать технические средства для выполнения задания. Рисунок может быть выполнен карандашом, красками или с помощью компьютерных средств. Возможность использования компьютера при выполнении домашнего задания по алгебре и геометрии позволяет существенно повысить уровень заинтересованности. При этом наиболее эффективно предоставление выбора использовать или нет компьютерные средства самим ученикам. В зависимости от уровня владения компьютерными программами ученики выполняют задание по-разному, но выполняют все.

  1. Выбор информационных источников.

На уроках математики организовать работу с дополнительными источниками информации чаще всего удается на этапах изучения нового материала и комплексного применения знаний. Ученик может использовать один или несколько из следующих источников:

  1. Печатные издания;

  2. Электронные ресурсы (интернет);

  3. Интервью, беседа со специалистом.

  1. Выбор формы выполнения задания

Ученик может сам выбрать индивидуально, в паре или в группе он будет выполнять задание. Особенно нравится возможность подобного выбора ученикам 7-9 классов. Однако для предоставления ученикам выбора по этому параметру учителю необходимо владеть технологией организации групповой работы. Необходимо, чтобы ученики выбирали форму выполнения задания осознанно, понимая преимущества и недостатки каждого варианта (групповое выполнение, индивидуальное, работа в паре). В нашей школе ученики с первой ступени обучения начинают выполнять задания в группе. Совместно с учителем ребята выводят правила совместной работы, учатся распределять задания внутри группы, представлять свою работу. Соответственно уже в 5 классе можно говорить об осознанном выборе формы выполнения задания.

  1. Выбор партнера, консультанта (при организации групповой работы или работы в парах).

  2. Выбор домашнего задания

Если при выполнении самостоятельных и контрольных работ, ученик может выбирать только уровень сложности, то для домашней работы можно предложить выбрать задания из списка. Список заданий составляется с учетом индивидуальных особенностей учеников класса. Задания могут быть направлены на формирование одних и тех же знаний и умений, но разных мыслительных операций, коммуникативных навыков.

Для организации осознанного выбора с учащимися можно обсудить алгоритм действий. Мы с моими учениками разработали такой алгоритм составления домашнего задания:

1. Внимательно прочитайте все предложенные задания.

2. Разделите задания на три группы:

а) Я легко смогу решить это задание;

б) Надо подумать, но я представляю, как решать;

в) Трудное задание, не знаю, смогу ли я решить его.

3. Выбери одно, два задания из первой группы и реши. Если ты выполнил задания без затруднений и получил верный ответ, то переходи к заданиям второй группы.

4. Если ты верно решил все задания второй группы, попытайся выполнить хотя бы одно задание из группы в.

5. Если тебе удалось справиться со всеми заданиями второй группы и решить хотя бы одно из группы в, ты хорошо поработал.

Третий этап реализации проекта. Организация учебной деятельности на каждом уроке как пространства выбора. На этом этапе каждый ученик класса самостоятельно проектирует траекторию своей деятельности на уроке, выбирая цели и задачи, задания которые он будет выполнять, источники информации, с которыми он будет работать, один или в группе он будет выполнять задания. Учитель выполняет роль консультанта.

Результаты ОЭР:

я уже умею:

мои ученики уже умеют:

Составлять матрицу индивидуального стиля учебной деятельности на основе анализа по заданным параметрам. Выбирать способ объяснения нового материала и задания по каждой теме с учетом индивидуальных особенностей учеников класса;

Ставить цель и задачи на урок, оценивать степень выполнения поставленных задач;

Организовывать работу в группах, в парах;

Работать в группе, в паре, следуя правилам; выступать в роли консультанта и работать с консультантом;

Организовывать индивидуальную работу учеников с использованием компьютерных средств (интерактивные лото, игры, выполнение заданий на компьютере)

Выбирать задания для самостоятельных и домашних работ, соизмеряя уровень сложности задания с собственными возможностями.

Проектировать ситуации выбора на уроке.





Уже сейчас можно отметить следующие положительные результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня мотивации при изучении математики, ответственности за свои учебные достижения. Ребята посещают факультативные занятия по математике, активно участвуют в математических конкурсах (интернет-карусели, «кенгуру», математические олимпиады). Девятый класс, который при малейшем ослаблении контроля переставал делать домашние задания, теперь готовится к каждому уроку. Ученики сами выбирают для себя дополнительные задания повышенной трудности.

  2. Повышения уровня развития по ряду параметров. Согласно анализу индивидуального стиля учебной деятельности в пятом и шестом классах у одних и тех же учеников наблюдается рост по ряду показателей (Приложение 4).

  3. Повышение качества обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики с использованием икт (описание проведения методического объединения)
...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики Учитель математики моу «Гимназия имени М. М. Вахитова...
Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУчет особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного...
Как сделать урок эффективным? Как донести до наших учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы...
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconМетодические рекомендации по использованию авторских цифровых образовательных...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2010: опыт, проблемы и перспективы»
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики Фамилия Назарбегова
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск