Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа», с. Щелканово
Юхновского района Калужской области
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа», с. Щелканово Юхновского района Калужской области
_______________ Прокопьева Е.И.
«____» _____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа»,
с. Щелканово Юхновского района Калужской области
______________ Левенкова Л.В.
«____» ___________2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике 5 класс
на 2013-2014 учебный год
Составил
Учитель математики
Иванова Светлана Анатольевна
Щелканово 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму основного общего образования на основании Сборника нормативных документов. Математика /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008г. и предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Преподавание ведется по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. математика. 5 класс. – изд. Мнемозина, 2009г.
Согласно Устава школы на изучение отводится 35 учебных недели, на изучение математике в 5 классе, согласно Учебного плана школы, отводится 5 часов в неделю, всего 175 часов.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представления о математике как форме описания и методе познания действительности.
В задачи обучения математике входит:
развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе математики 5 класса продолжается развитие понятия числа. Продолжается работа над развитием вычислительных навыков. Формируются понятия «координата», обыкновенные дроби, десятичные дроби, смешанные числа. Вводятся арифметические действия с дробями, имеющими одинаковый знаменатель, что позволяет проводить арифметические операции с десятичными дробями. Вводится буквенная запись, необходимая для усвоения и отработки навыков решения простейших уравнений, составления формул. Отрабатываются навыки приближенных вычислений и прикидки результата, нахождения среднего арифметического. Продолжается обучение решению текстовых задач. Совершенствуются и обогащаются геометрические знания. Отрабатываются навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Изучается принцип работы с микрокалькулятором, компьютером при проведении построений диаграмм и арифметических вычислений.
Цель изучения курса математики в 5 классе – научится производить действия с натуральными числами, обыкновенными дробями, содержащими одинаковый знаменатель, десятичными дробями, уметь их сравнивать, определять порядок действий, решать уравнения и текстовые задачи, работать с буквенными выражениями и простейшими формулами, вычислять проценты, проводить оценку результатов вычислений, строить круговые диаграммы, работать с инструментами для вычислений и измерений (микрокалькулятор, транспортир, циркуль, линейка).
Задачи курса: выработать вычислительные навыки, научить решать задачи с обыкновенными дробями, содержащими одинаковый знаменатель, десятичными дробями, смешанными числами, находить проценты, решать уравнения, работать с простейшими формулами.
В отличие от государственной программы на изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» - 28 часов (вместо 26), «Умножение и деление десятичных дробей» - 26 часов (вместо 21), «Инструменты для вычисления и измерений» - 17 (вместо 19 часов), «Повторение. Решение задач» - 12 часов (вместо 22). В ходе изучения курса предусмотрено проведение 14 контрольных работ, компьютерное тестирование, лабораторные и творческие работы, защита проектов.
Содержание тем учебного курса
Натуральные числа и шкалы (16 часов, из них 1 час контрольная работа) Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Сложение и вычитание натуральных чисел (22 час, из них 2 часа контрольные работы) Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнения.
Умножение и деление натуральных чисел (28 часов, из них 2 часа контрольные работы) Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Площади и объемы (13 часов, из них 1 час контрольная работа) Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Обыкновенные дроби (26 часов, из них 2 часа контрольные работы) Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов, из них 1 час контрольная работа) Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел.
Умножение и деление десятичных дробей (26 часов, из них 2 часа контрольные работы) Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Инструменты для вычисления и измерений (17 часов, из них 2 часа контрольные работы) Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Итоговое повторение 12 часов
Требования к математической подготовке учащихся 5 класса
Натуральные числа и шкалы
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел;
Уметь читать и записывать многозначные числа;
Уметь выполнять арифметические действия с многозначными числами;
Уметь проводить измерения треугольника, работать с плоскостью, прямой, лучом;
Уметь определять координаты точек на координатном луче, уметь определять единичный отрезок;
Знать обозначение натуральных чисел;
Знать понятия: натуральные числа, цифра, разряды, классы, отрезок, треугольник, вершины, стороны, плоскость, прямая, луч, шкала, координата, единичный отрезок, координатный луч, меньше (больше).
Сложение и вычитание натуральных чисел
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь проводить операцию сложения (вычитания) с помощью координатного луча;
Уметь находить компоненты суммы (разности);
Уметь работать с числовыми и буквенными выражениями, находить значения выражений;
Уметь буквенно записывать свойства сложения и вычитания, составлять простейшие формулы;
Уметь решать уравнения, находить их корни;
Знать свойства сложения: переместительное, сочетательное и применять их при решении;
Знать свойства вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы и применять их при решении различных задач;
Знать понятия: слагаемые, сумма, периметр, уменьшаемое, вычитаемое, разность, уравнение, корни уравнения.
Умножение и деление натуральных чисел
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь делить и умножать натуральные числа; проводить преобразования выражений, делить с остатком;
Уметь преобразовывать и решать примеры, содержащие степени;
Знать свойства деления и умножения натуральных чисел;
Знать порядок выполнения действий.
Площади и объемы
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь составлять простейшие формулы;
Уметь находить площади прямоугольника и квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда;
Знать простейшие формулы площадей и объемов, единицы измерения площадей и объемов.
Обыкновенные дроби
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь сравнивать дроби, выполнять простые арифметические действия с дробями, содержащими одинаковый знаменатель; уметь работать со смешанными числами;
Знать понятия: доли, обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь сравнивать десятичные дроби;
Уметь складывать и вычитать десятичные дроби;
Уметь находить приближенные значения чисел, округлять;
Знать десятичную запись числа.
Умножение и деление десятичных дробей
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь умножать и делить десятичные дроби на натуральное число;
Уметь умножать и делить десятичные дроби;
Уметь находить среднее арифметическое;
Знать понятия: среднее арифметическое.
Инструменты для вычислений и измерений
В результате изучения курса учащиеся должны
Уметь находить проценты;
Уметь строить углы;
Уметь измерять углы с помощью транспортира;
Уметь строить круговые диаграммы;
Знать принцип работы с микрокалькулятором.
В ходе изучения всего курса учащиеся должны также уметь:
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
Находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; строить круговые диаграммы;
Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
Вычислять средние значения результатов измерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;
Решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
Понимания статистических утверждений.
№
урока
| Тема урока
| Номер пункта учебника
| Количество часов
| Дидактические единицы образовательного процесса
| ЦОР и др. материалы
| Дата
| Глава 1. Натуральные числа.
| §1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ.
| 16
|
|
|
| 1-3.
| Обозначение натуральных чисел.
| 1
| 3
| Знать: понятие числа и цифры, определение натуральных чисел, классов, разрядов, миллион, миллиард.
Уметь: читать и записывать многозначные числа.
| ДМ -демонстрационный материал (презентация)
| 2/3/4 сентября
| 4-6.
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
| 2
| 3
| Знать: понятие отрезка, понятие треугольника, понятие длины отрезка.
Уметь: строить отрезок, строить треугольник, измерять длину отрезка, сравнивать отрезки, находить стороны и вершины треугольников, многоугольников.
| ДМ
| 5/6/9 сентября
| 7-8.
| Плоскость, прямая, луч.
| 3
| 2
| Знать: понятие плоскости, прямой, луча, дополнительных лучей.
Уметь: находить и называть прямую на чертеже, строить ее по двум точкам; чертить лучи, находить их на чертеже, называть.
|
| 10/11 сентября
| 9-11.
| Шкалы и координаты.
| 4
| 3
| Знать: понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча.
Уметь: определить по шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить их по заданным координатам.
|
| 12/13/16 сентября
| 12-14.
| Меньше или больше.
| 5
| 3
| Знать: понятие сравнения, разрядов чисел.
Уметь: сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным количеством цифр.
| ДМ
| 17/18/19 сентября
| 15.
| Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы».
|
| 1
| Уметь: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
|
| 20 сентября
| 16.
| Работа над ошибками
|
| 1
|
|
| 23 сентября
| §2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
| 22
|
|
|
| 17-21.
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 6
| 5
| Знать: название компонентов и результата действия сложения, свойства сложения.
Уметь: складывать многозначные числа, применять свойства сложения при вычислениях.
| ДМ -демонстрационный материал (презентация)
| 24/25/26/27/3 0 сентября 1
| 22-25.
| Вычитание.
| 7
| 4
| Знать: название компонентов и результата действия вычитания, свойства вычитания.
Уметь: вычитать многозначные числа, применять свойства вычитания при вычислениях.
| ДМ
| 1/2/3/4 октября
| 26.
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».
|
| 1
| Уметь: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
|
| 7 октября
| 27-29.
| Числовые и буквенные выражения.
| 8
| 3
| Знать: определение числового и буквенного выражений.
Уметь: составлять выражения, читать их и находить значение числового выражения; объяснить значение буквы, записывать решение задачи в виде числового или буквенного выражения.
| ДМ
| 8/9/10 октября
| 30-32.
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
| 9
| 3
| Знать: свойства сложения и вычитания.
Уметь: записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв, применять их для упрощения вычислений и буквенных выражений.
| ДМ
| 11/14/15 октября
| 33-36.
| Уравнение.
| 10
| 4
| Знать: определение уравнения, понятие корня уравнения.
Уметь: находить компоненты при сложении и вычитании, решать задачи при помощи уравнений.
| ДМ
| 16/17/18/21 октября
| 37.
| Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение».
|
| 1
| Уметь: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
|
| 22 октября
| 38.
| Работа над ошибками
|
| 1
|
|
| 23 октября
| §3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
| 28
|
|
|
| 39-43.
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 11
| 5
| Знать: название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения.
Уметь: умножать многозначные числа, представлять число в виде произведения, применять свойства умножения при вычислениях.
| ДМ
| 24/25/28/29/30 октября
| 44-50.
| Деление.
| 12
| 7
| Знать: название компонентов и результата действия деления.
Уметь: делить многозначные числа, находить неизвестный множитель, делимое, делитель.
| ДМ
| 31 октября 11/12/13/14/14/15 ноября
| 51-53.
| Деление с остатком.
| 13
| 3
| Знать: название компонентов и результат действия деления с остатком. Уметь: выполнять деление с остатком, применять деление с остатком при решении задач.
|
| 18/19/20 ноября
| 54.
| Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
|
| 1
| Уметь: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
|
| 21 ноября
| 55-59.
| Упрощение выражений.
| 14
| 5
| Знать: формулировку распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания.
Уметь: применять распределительный закон умножения при упрощении выражений и решении уравнений.
| ДМ
| 22/25/26/27/28 ноября
| 60-62.
| Порядок выполнения действий.
| 15
| 3
| Знать: порядок выполнения действий.
Уметь: различать действия первой и второй ступени, правильно выполнять порядок действий, составлять программу и схему программы вычислений.
|
| 29 ноября 2/3 декабря
| 63-64.
| Степень числа. Квадрат и куб числа.
| 16
| 2
| Знать: определение квадрата и куба числа.
Уметь: возводить числа в квадрат и куб, находить значение числовых выражений, содержащих вторую и третью степень.
|
| 4/5 декабря
| 65.
| Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
|
| 1
| Уметь: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
|
| 6 декабря
| 66
| Работа над ошибками
|
| 1
|
|
| 9 декабря
| §4. ПЛОЩАДИ И ОБЪЁМЫ.
| 13
|
|
|
| 67-68.
| Формулы.
| 17
| 2
| Знать: понятие формулы, формулу пути.
Уметь: читать и записывать формулы, выполнять вычисления по формулам.
| ДМ
| 10/11 декабря
| 69-70.
| Площадь. Формула площади прямоугольника.
| 18
| 2
| Знать: формулу площади прямоугольника и квадрата, свойства площадей. Уметь: находить площадь прямоугольника и квадрата.
|
| 12/13 декабря
| 71-73.
| Единицы измерения площадей.
| 19
| 3
| Знать: единицы измерения площадей.
Уметь: переводить одни единицы измерений площадей в другие, использовать знания при решении задач.
|
| 16/17/18 декабря
| 74.
| Прямоугольный параллелепипед.
| 20
| 1
| Знать: понятие прямоугольного параллелепипеда, куба, формулу объема прямоугольного параллелепипеда, объем куба.
Уметь: находить ребра и грани, вычислять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда и куба, переводить одни единицы объема в другие.
| ДМ
| 19 декабря
| 75-77.
| Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.
| 21
| 3
|
| 20/23/24 декабря
| 78.
| Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы».
|
| 1
| Уметь: обобщить и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.
|
| 25
| 79.
| Работа над ошибками
|
| 1
|
|
| 26 декабря
|
| |