Скачать 223.12 Kb.
|
А). Общая информация о модуле КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Туркина Валентина Михайловна – доктор педагогических наук, доцент; Витухновская Алла Александровна – кандидат педагогических наук, доцент; Марченко Татьяна Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Специальность: 031200(код ОКСО) «педагогика и методика начального образования» Учебный курс: методика обучения математике Б). Общие положения 1. Цели учебного модуля: содействие становлению ключевых компетентностей, в частности, развитие умения работать с текстом, развитие математической грамотности, развитие рефлексивных умений, развитие коммуникативных умений на основе овладения содержанием модуля «Использование ЦОР в организации процесса обучения математике в начальной школе». 2. Задачи учебного модуля:
3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля: Для становления профессиональной компетентности учителя начальных классах в процессе освоения содержания данного модуля студенты будут решать задачи разных типов. Типы задач для становления ключевых компетентностей:
Типы задач для становления базовых компетентностей:
Типы задач для становления специальных компетентностей:
4. Ожидаемые результаты освоения модуля: В результате изучения материала данного модуля студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь представление
5. Инновационность комплекта УММ: 5.1 Инновационность по целям обучения Впервые ставятся цель обучения с точки зрения формирования ключевых, базовых и специальных компетентностей. Эта цель достигается посредством решения методических задач в курсе методики обучения математике, которые рассматриваются как с традиционной точки зрения (выявление математической, дидактической, методической основы), так и с точки зрения возможности включения в обучение ИКТ. 5.2.Инновационность по содержанию обучения Знакомство с методикой использования ЦОР в процессе обучения математике. 5.3.Инновационность по методам обучения Использование диалоговых методов обучения, информационных технологий. 5.4. Инновационность по формам обучения Сочетание различных форм работы студентов (индивидуальной, групповой, фронтальной и др.) в ходе практического занятия. 5.5.Инновационность по средствам обучения Использование ЦОР на занятиях по методике обучения математике. 6. Дополнительно. Подготовка учителя начальных классов имеет свои особенности, что особенно важно учитывать при их обучении. Это обусловлено следующими причинами:
Выделим основные положения разработанной нами методики обучения.
Выбор предметной области «Математика и методика обучения математике» обусловлен: а) высоким уровнем абстрактности изучаемого материала, что требует не только хорошего развития логического мышления, а и умения представить его в виде разного вида наглядных моделях; б) низким уровнем математической подготовки студентов факультета начального образования (это связано с высоким уровнем абстрактности математического материала), что мешает в методической подготовке.
В). Рабочая программа 2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю Содержание модуля включено в курс «Методика обучения математике в начальных классах» очное отделение, 3 курс, второй семестр.
2.1. Лекционные занятия – нет 2.2.1. Практические занятия, семинары
2.2.3. Самостоятельная работа
2.3 Практики
3. Требования к обязательному минимуму содержания программы Лекций в данном модуле нет. 4. Литература (основная и дополнительная) 4.1. Основная
4.2. Дополнительная
5. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *
6. Формы итогового контроля
7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе. В начале каждого занятия преподаватель предлагает студентам заполнить в таблице первые два столбца:
Затем к этой таблице студенты возвращаются в конце занятия. И при заполнении этой таблицы важно, чтобы студенты осознали не только явные изменения (усвоение методических приемов использования ЦР для обучения), но и сам процесс создания фрагментов уроков, в которые будут включены в ЦОР. На первом этапе работы в модуле студенты знакомятся с содержанием программы «Математика и конструирование». Для этого они разбиваются на пары и по схеме (см. ниже), разработанной на математике, делают анализ игры «Деление на части» (раздел «Конструкторы).
Далее студенты разбиваются на группы и выявляют методические особенности построения игры «Деление на части». В процессе обсуждения каждая четверка проектирует схему методического анализа фрагмента программы, придумывает форму представления полученных выводов. Во время фронтальной работы студенты обсуждают результаты своей работы, уточняют схему.
Для закрепления умения делать методический анализ фрагмента студенты анализируют новые игры. Для этого они разбиваются на группы и получают для анализа целый раздел. Работу в группе студенты должны распределить самостоятельно, что позволяет каждому из них осуществить свой выбор, совершенствовать коммуникативные умения. В ходе выполнения задания каждая группа заполняет таблицу, которую затем представляет для коллективного обсуждения.
После выполнения задания в качестве взаимоконтроля полезно предложить студентам обменяться полученными результатами, задать друг другу вопросы, выяснить критерии, которыми они пользовались при выполнении задания. Затем в группах обсуждаются полученные выводы. Особое внимание обращается на возможные варианты использования игры на разных этапа изучения материала. В результате выполнения этого задания все студенты будут иметь представление о тех темах школьного курса математики, где может быть использована данная программа «Математика и конструирование», какие умения с ее помощью можно формировать. На следующем этапе студенты выполняют методический анализ фрагментов программы, которые целесообразно использовать при изучении конкретной темы курса математики начальной школы. Для рассмотрения была выбрана тема «Изучение нумерации чисел». Учителям начальной школы хорошо известно, что работа с числом в силу высокого уровня абстрактности этого понятия вызывает у младших школьников особые трудности. Для их преодоления необходимо большое количество разнообразной наглядности. И компьютер помогает решать большое количество возникающих проблем, помогая организовать предметную деятельность учеников. Работа идет по прежней схеме: студенты индивидуально рассматривают фрагменты программы, заполняют таблицу:
Далее результаты выполнения задания обсуждаются в группе, студенты дополняют таблицу, предлагают различные варианты использования игр на уроке, представляют результаты своего исследования всем студентам. Далее предлагается каждой группе выбрать один из анализируемых фрагментов и спроектировать фрагмент урока с его использованием. Во фронтальной работе каждая группа представляет свой вариант урока. Студенты разбиваются на три группы: учителя (те студенты, которые представляют фрагмент), ученики и эксперты. На первом этапе один студент из группы «учителей» дает характеристику будущего разыгрываемого фрагмента: цель, типы заданий и их цели. На втором этапе разыгрывается фрагмент. Студенты, играющие роль «учеников», должны использовать слова, которыми пользуются дети, пытаются сделать ученические ошибки, задать ученические вопросы. На третьем этапе «эксперты» анализируют просмотренный фрагмент. Отмечают, удачные стороны разработанного фрагмента, возможность его совершенствования, точность игры в «учеников». Теперь студенты готовы самостоятельно спроектировать урок с использованием ЦОР. Они выбирают тему урока, разрабатывают свой проект проведения урока, направленного на формирование конкретного умения. На последнем занятии проводится защита проектов, которая проходит в форме деловой игры. Ход занятия разбивается на следующие этапы: 1) Дискуссия в группах - обсуждение процедуры проведения защиты проектов, процедуры обсуждения проектов, обсуждаются критерии оценки результатов. 2) Защита проектов – проведение фрагментов уроков. 3) Обсуждение проектов. 4) Оценка результатов. При проведении занятия целесообразно придерживаться следующих правил: 1) Каждой группе на выступление отводится не более 10 минут. 2) После презентации дается время на обсуждение, в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение отводится 7-10 минут, в ходе которого рекомендуется:
3) Участие всех слушателей в обсуждении обязательно. Такое обсуждение помогает студентам, с одной стороны, научиться давать аргументированную положительную оценку, находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих коллег, с другой – научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта. Для оценки проекта можно использовать оценочную таблицу, представленную ниже. Критерии оценки результатов можно обсудить со всеми участниками до представления презентаций. Возможные критерии: достижение поставленной цели, использование разных форм работы, их целесообразность, оригинальность, работа в группе и т.д.
В конце каждого занятия проводился рефлексивный анализ сделанного. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1 При базовой продолжительности семестра 17 недель. |
Карельский государственный педагогический университет Список сотрудников, имеющихзвания заслуженных деятелей, почетных работников | Карельский Государственный Педагогический Университет Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса) | ||
Российской Федерации Карельский государственный педагогический университет... Соответствие учебно-методической документации по основной образовательной программе требованиям гос | Карельский Государственный Педагогический Университет Аэрогели (от лат aer-воздух и gelatus замороженный) класс материалов, представляющий собой гель, в котором жидкая фаза полностью... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Положение об отделе аспирантуры государственного образовательного... Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Устава университета и определяет порядок приема... | ||
Карельский Государственный Педагогический Университет Сложность в... «простыми». Напротив, мы все готовы доказывать, что наша экономическая система, язык, на котором мы разговариваем, мозг млекопитающих... | Карельский Государственный Педагогический Университет Оже-спектроскопия... Столь пристальное внимание к поверхности связано с ее уникальными свойствами, которые, с одной стороны, в сильной степени влияют... | ||
Федеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических... | Конкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование» ... | ||
Карельский Государственный Педагогический Университет Современная... Разрешающая способность человеческого глаза около 100 микрометров (0,1 мм), что примерно соответствует толщине волоска. Чтобы увидеть... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование: Высшее, в 1988 году окончила Карельский государственный педагогический институт, по специальности «учитель немецкого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет... | Российской Федерации Карельский государственный педагогический университет... В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания.... | ||
Доброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität... Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской) | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии |