«Философские вопросы математики»





Название«Философские вопросы математики»
страница1/5
Дата публикации07.12.2014
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Математика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013



Учебно-методический комплекс


по дисциплине «Философские вопросы математики» ДПП.В.01
для направления подготовки 050201 «Математика»

(квалификация (степень) «Специалист-учитель математики»)

Составитель:

Смирнов Д.В., к.филос.н., доцент

Балбеко А.М.., д.пед.н., проф.

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"








"Утверждаю"




Зав.кафедрой




Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.










___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013



Программа дисциплины


«Философские вопросы математики» ДПП.В.01
для направления подготовки 050201 «Математика»

(квалификация (степень) «Специалист-учитель математики»)

Составитель:

Смирнов Д.В., к.филос.н., доцент

Балбеко А.М.., д.пед.н., проф.

Москва-2013

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование целостного системного представления о теоретических и методологических основаниях математики, анализ онтологических, гносеологических, методологических и аксиологических принципов и предпосылок математики.

Теоретической задачей дисциплины является формирование у студентов системы знаний:

  • о философских аспектах, теоретических и методологических основаниях современных математических знаний;

  • о гносеологическом и онтологическом содержании основных проблем современной математической науки;

  • о нормах, принципах и процедурах современных методологических подходов в математике;

  • о закономерностях и факторах исторической динамики научной картины мира в целом;

  • о значении математики в формировании научной картины мира.

Практической задачей дисциплины являются:

  • овладение приемами философско-методологического анализа содержания научных теорий;

  • развитие навыков проблематизации и обоснованного выбора методологии научного исследования.

  • Изучение вопроса взаимодействия математики, философии и естествознания.

  • Знакомство с методами философского анализа математических исследования.

  • Объем в ЗЕ: 84 час.



  • Время изучения:

  • очная форма обучения: курс 4, семестр 8



  • Взаимосвязь с другими модулями:

  • Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История философии.

  • Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности.

  • Групповая принадлежность ОМ: общекультурный

  • Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший курс «Философские вопросы математики» должен:

Знать основные понятия и категории философии и науки.

Иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания,

сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них.

Быть знакомым с важнейшими этапами развития философского знания и их связи с

математической, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними.

Понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального

начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.

Знать условия зарождения математики, генезис связи философии и математики в истории

философии. Уметь находить ответы на следующие вопросы:

что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и

функционирования;

что собой представляет наука как производство знаний;

каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин;

чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют.

Владеть навыками научного исследования, ибо философия науки не ставит своей

обязательной задачей чему-то учить специалиста в его конкретной области. Она не формирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предисывает.

Формы освоения ОМ:


  • традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);

  • новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);

  • семинары, на которых решаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п.




  1. Объем модуля и виды учебной работы

Очная форма обучения 2010

Факультет ТНиИТ 4 курс 8 сем.


Факультет / Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр







Аудитор.


Самост. работа



ТНиИТ



Философские вопросы математики

Лекции


11


63

8-й


Практические/семинарские

10




8-й

Лабораторные










Консультации












Курсовые/рефераты












Контрольные работы












Итоговый контроль

Зачет

Экзамен




+


8-й



Общий объем часов по дисциплине: 84

21

63






3. Содержание модуля

Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения

Математика 4 курс

Факультет / Направление



Название

модуля




Тематический план

Кол-во часов

лекции

практические

самост.

работа


ТНИиИТ


Философские вопросы математики

Предмет и основные концепции современной философии науки
концепции современной философии

науки.


4



4

20

История науки и основные стадии ее исторической эволюции

стадии ее исторической эволюции.


4

4

20

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.


3

2

23







Типы познания: генезис, содержание и структура
















Итого 84 час.

11

10

63


4. Тематические планы лекций
Раздел 1. Тема 1 Предмет и основные концепции современной философии науки.

Наука как знание.

Предмет философии науки. Наука как часть символического мира культуры. Основные

концепции современной философии науки. Философия науки и исследование условий возможности научно-теоретического знания.

Осевое время как «скачок в рациональность». Рациональность как мировоззренческая

установка. Культурно-исторические типы рациональности.

Дотеоретические и теоретические знания. Основные особенности теоретического мышления.

Философия как первая форма теоретического мышления: выводы из античности.

Ценностный контекст современного научного знания и познания: выводы из средних веков.

Множественность оснований теоретической физики начала 21 века: выводы из современности.

Научное и ненаучное знание. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории и ее эмпирический базис. Предметное, операциональное и ценностное знание в языке науки.

Научная картина мира и ее философское основание. Открытость (пограничность) научно-

теоретического знания. Субъект и объект в научном познании, проблема объективности и истинности знаний. Специфика научной рациональности. Логика развития внутринаучных форм последней: классическая, неклассическая, постклассическая.

Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и

функции философии и методологии математики .

Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математика как система

моделей. Математика и техника. Различие взглядов на математику философов и ученых (И.Кант, О.Конт, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, Н.Н.Лузин).

Математика как феномен человеческой культуры. Математика и философия. Математика и религия. Математика и искусство.

Взгляды на предмет математики. Синтаксический, семантический и прагматический

аспекты в истолковании предмета математики. Особенности образования и функционирования математических абстракций. Отношение математики к действительности. Абстракции и идеальные объекты в математике.

Нормы и идеалы математической деятельности. Специфика методов математики.

Доказательство -фундаментальная характеристика математического познания. Понятие

аксиоматического построения теории. Основные типы аксиоматик (содержательная, полуформальная и формальная). Логика как метод математики и как математическая теория. Современные представления о соотношении индукции и дедукции в математике. Аналогия как общий метод развития математической теории. Обобщение и абстрагирование как методы развития математической теории. Место интуиции и воображения в математике. Современные представления о психологии и логике математического открытия Мысленный эксперимент в математике. Доказательство с помощью компьютера.

Структура математического знания. Основные математические дисциплины. Историческое развитие логической структуры математики. Аксиоматический метод и классификация математического знания. Групповая классификация геометрических теорий (программа Ф.Клейна). Структурное и функциональное единство математики.

Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции. Основные проблемы философии и методологии математики: установление сущности математики, ее предмета и методов, места математики в науке и в культуре. Фундаменталистская и нефундаменталистская (социокультурная) философия математики. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики.

Разделение истории математики и философии математики: соотношение фактической и

логической истории, классификации фактов и их анализа. Методология математики, ее возникновение и эволюция. Методы методологии математики (рефлексивный, проективный, нормативный). Внутренние и внешние функции методологии математики, ее прогностические ориентации.

Раздел 1.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Философские вопросы математики» icon«избранные вопросы математики» Составила учитель математики Подколзина Е. Н
Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь...
«Философские вопросы математики» iconСодержание предисловие 4 Общие вопросы медицины. Философские вопросы
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
«Философские вопросы математики» iconФилософские вопросы естествознания

«Философские вопросы математики» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы математики»
Каждая тема связана непосредственно с материалом основного курса математики. Кроме вопросов из алгебры, в элективный курс включены...
«Философские вопросы математики» iconФилософия и методология науки. Философские проблемы математики
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
«Философские вопросы математики» icon2006 удк ббк ф
Философские проблемы математики: Материалы для выполнения учебных заданий. Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2006
«Философские вопросы математики» iconИгру провела учитель математики Белоглазова Л. С
«Путешествие в царство математики» (слайд 2). Вопросы, которые в ней прозвучат, продемонстрируют вам красоту математики в окружающем...
«Философские вопросы математики» icon1 Философские вопросы естественных и технических наук
Профиль Производство продуктов питания на основе растительного сырья с повышенным фитохимическим потенциалом
«Философские вопросы математики» iconЛитература для выполнения контрольных работ контрольные вопросы и логические задания
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
«Философские вопросы математики» iconРабочая программа дисциплины «Философские вопросы естествознания»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет...
«Философские вопросы математики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины философские вопросы естествознания...
...
«Философские вопросы математики» iconФилософские проблемы информатики
У76 Философские проблемы информатики: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Н. Усов. – Челябинск: Издательский центр...
«Философские вопросы математики» iconВопросы по истории философии права для сдачи кандидатского минимума
Философские и правовые взгляды в Древней Греции (софисты, политико-правовые учения Платона, Аристотеля, Эпикура)
«Философские вопросы математики» iconУчебно-тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего
Философские и исторические вопросы излагаются равномерно по всему курсу в прямой логической связи с текущим материалом и целью формирования...
«Философские вопросы математики» iconРешение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона...
...
«Философские вопросы математики» iconЕ. Ю. Матвеева Философские вопросы естественных, гуманитарных и технических наук Программа курса
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск