Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Философские вопросы математики» ДПП.В.01 для направления подготовки 050201 «Математика»
(квалификация (степень) «Специалист-учитель математики»)
Составитель:
Смирнов Д.В., к.филос.н., доцент
Балбеко А.М.., д.пед.н., проф.
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
|
| "Утверждаю"
|
| Зав.кафедрой
|
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
|
|
|
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Программа дисциплины
«Философские вопросы математики» ДПП.В.01 для направления подготовки 050201 «Математика»
(квалификация (степень) «Специалист-учитель математики»)
Составитель:
Смирнов Д.В., к.филос.н., доцент
Балбеко А.М.., д.пед.н., проф.
Москва-2013
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование целостного системного представления о теоретических и методологических основаниях математики, анализ онтологических, гносеологических, методологических и аксиологических принципов и предпосылок математики.
Теоретической задачей дисциплины является формирование у студентов системы знаний:
о философских аспектах, теоретических и методологических основаниях современных математических знаний;
о гносеологическом и онтологическом содержании основных проблем современной математической науки;
о нормах, принципах и процедурах современных методологических подходов в математике;
о закономерностях и факторах исторической динамики научной картины мира в целом;
о значении математики в формировании научной картины мира.
Практической задачей дисциплины являются:
овладение приемами философско-методологического анализа содержания научных теорий;
развитие навыков проблематизации и обоснованного выбора методологии научного исследования.
Изучение вопроса взаимодействия математики, философии и естествознания.
Знакомство с методами философского анализа математических исследования.
Объем в ЗЕ: 84 час.
Время изучения:
очная форма обучения: курс 4, семестр 8
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История философии.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший курс «Философские вопросы математики» должен:
Знать основные понятия и категории философии и науки.
Иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них.
Быть знакомым с важнейшими этапами развития философского знания и их связи с
математической, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними.
Понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального
начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.
Знать условия зарождения математики, генезис связи философии и математики в истории
философии. Уметь находить ответы на следующие вопросы:
что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и
функционирования;
что собой представляет наука как производство знаний;
каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин;
чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют.
Владеть навыками научного исследования, ибо философия науки не ставит своей
обязательной задачей чему-то учить специалиста в его конкретной области. Она не формирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предисывает.
Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых решаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п.
Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения 2010
Факультет ТНиИТ 4 курс 8 сем.
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
|
|
|
| Аудитор.
| Самост. работа
|
| ТНиИТ
| Философские вопросы математики
| Лекции
| 11
| 63
| 8-й
| Практические/семинарские
| 10
|
| 8-й
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
+
|
8-й
|
| Общий объем часов по дисциплине: 84
| 21
| 63
|
|
3. Содержание модуля
Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения
Математика 4 курс
Факультет / Направление
| Название
модуля
|
Тематический план
| Кол-во часов
| лекции
| практические
| самост.
работа
| ТНИиИТ
| Философские вопросы математики
| Предмет и основные концепции современной философии науки концепции современной философии
науки.
| 4
| 4
| 20
| История науки и основные стадии ее исторической эволюции
стадии ее исторической эволюции.
| 4
| 4
| 20
| Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
| 3
| 2
| 23
|
|
| Типы познания: генезис, содержание и структура
|
|
|
|
|
| Итого 84 час.
| 11
| 10
| 63
|
4. Тематические планы лекций Раздел 1. Тема 1 Предмет и основные концепции современной философии науки.
Наука как знание.
Предмет философии науки. Наука как часть символического мира культуры. Основные
концепции современной философии науки. Философия науки и исследование условий возможности научно-теоретического знания.
Осевое время как «скачок в рациональность». Рациональность как мировоззренческая
установка. Культурно-исторические типы рациональности.
Дотеоретические и теоретические знания. Основные особенности теоретического мышления.
Философия как первая форма теоретического мышления: выводы из античности.
Ценностный контекст современного научного знания и познания: выводы из средних веков.
Множественность оснований теоретической физики начала 21 века: выводы из современности.
Научное и ненаучное знание. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории и ее эмпирический базис. Предметное, операциональное и ценностное знание в языке науки.
Научная картина мира и ее философское основание. Открытость (пограничность) научно-
теоретического знания. Субъект и объект в научном познании, проблема объективности и истинности знаний. Специфика научной рациональности. Логика развития внутринаучных форм последней: классическая, неклассическая, постклассическая.
Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и
функции философии и методологии математики .
Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математика как система
моделей. Математика и техника. Различие взглядов на математику философов и ученых (И.Кант, О.Конт, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, Н.Н.Лузин).
Математика как феномен человеческой культуры. Математика и философия. Математика и религия. Математика и искусство.
Взгляды на предмет математики. Синтаксический, семантический и прагматический
аспекты в истолковании предмета математики. Особенности образования и функционирования математических абстракций. Отношение математики к действительности. Абстракции и идеальные объекты в математике.
Нормы и идеалы математической деятельности. Специфика методов математики.
Доказательство -фундаментальная характеристика математического познания. Понятие
аксиоматического построения теории. Основные типы аксиоматик (содержательная, полуформальная и формальная). Логика как метод математики и как математическая теория. Современные представления о соотношении индукции и дедукции в математике. Аналогия как общий метод развития математической теории. Обобщение и абстрагирование как методы развития математической теории. Место интуиции и воображения в математике. Современные представления о психологии и логике математического открытия Мысленный эксперимент в математике. Доказательство с помощью компьютера.
Структура математического знания. Основные математические дисциплины. Историческое развитие логической структуры математики. Аксиоматический метод и классификация математического знания. Групповая классификация геометрических теорий (программа Ф.Клейна). Структурное и функциональное единство математики.
Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции. Основные проблемы философии и методологии математики: установление сущности математики, ее предмета и методов, места математики в науке и в культуре. Фундаменталистская и нефундаменталистская (социокультурная) философия математики. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики.
Разделение истории математики и философии математики: соотношение фактической и
логической истории, классификации фактов и их анализа. Методология математики, ее возникновение и эволюция. Методы методологии математики (рефлексивный, проективный, нормативный). Внутренние и внешние функции методологии математики, ее прогностические ориентации.
Раздел 1. |