Лабораторная работа №8





Скачать 146.79 Kb.
НазваниеЛабораторная работа №8
Дата публикации09.12.2014
Размер146.79 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Математика > Лабораторная работа
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.

Окислительно-восстановительные реакции.

I. Разделы теоретического курса для повторения.

Энергия ионизации и энергия сродства к электрону. Электроотрицательность. Относительная электроотрица-тельность. Степень окисления. Правила для нахождения степени окисления элементов в простых и сложных веществах. Окислительно-восстановительные реакции и их отличие от реакций ионного обмена. Процессы окисления и восстановления, окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций (метод электронного баланса). Важнейшие окислители и восстановители. Типы окислительно-восстановительных реакций.
2. Вопросы и упражнения.

  1. Какую степень окисления имеют атомы всех элементов, входящих в состав соединений: Na2SO4, H3PO4, H4P2O7, K2Cr2O7, H2O2.

  2. Какие реакции, из числа приведенных ниже, относятся к окислительно-восстановительным реакциям? Укажите степени окисления для атомов элементов, изменяющих их значения:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

HCl + NaOH = NaCl + H2O

H2 +Cl2 = 2HCl

3KCl = 2KCl + KClO3

Al2S3 + 6 H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S

  1. Составьте схемы электронного баланса, укажите процессы окисления и восстановления, окислители и восстановители, подберите коэффициенты к уравнениям реакций, представленных нижеприведенными схемами. К какому типу относится каждая из окислительно-восстановительных реакций:

ZnS + O2 → ZnO + SO2

KMnO4 + NaJ + H2SO4 → MnSO4 + I2 + …

Cl2 + KOH → KCl + KClO3?

  1. Какой объем раствора бихромата калия, c массовой концентрацией соли Смас. = 14,7 г/л необходимо взять для окисления в присутствии серной кислоты раствора сероводорода объемом 2 л с молярной концентрацией сероводорода C мол. = 0,1 моль/л? Реакция протекает по схеме:

K2Cr2O7 + H2S + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + H2O

3. Экспериментальная часть.

1. Реакции с участием характерных окислителей.

      1. В пробирку на кончике шпателя внесите железные опилки и добавьте 3-5 капель хлорной воды (раствор хлора в воде). Встряхните пробирку и дайте избытку железа отстояться. Слейте в отдельную пробирку жидкость с осадка и добавьте к ней несколько капель раствора щелочи. По цвету образовавшегося осадка установите степень окисления железа в полученном гидроксиде.

Следует иметь в виду, что гидроксид железа (II) имеет зеленоватую окраску, а гидроксид железа (III) – бурую. Напишите уравнения следующих реакций:

- реакции взаимодействия железа с хлором в водном растворе;

- реакции взаимодействия полученной соли с раствором щелочи.

б) В пробирки поместите растворы бромида калия и иодида калия. Добавьте в каждую по 3-5 капель хлорной воды и по 3-5 капель бензола. Встряхните пробирки и дайте жидкостям расслоиться. Отметьте цвет бензольных колец с растворенными в нем галогенами.

Так как растворимость галогенов в бензоле существенно больше, чем в воде, то при встряхивании происходит процесс перехода галогена из водного слоя в бензол (экстракция).

По цвету бензольного кольца можно судить о виде растворенного в нем галогена.

По результатам эксперимента заполните таблицу 1.

Таблица 1

Цвет раствора галогена в бензоле

Галоген

Цвет бензольного кольца

Хлор

Светло - зеленый

Бром




Иод





Напишите уравнения реакций:

- взаимодействия бромида калия c водным раствором хлора;

- взаимодействия иодида калия c водным раствором хлора.

Из табл. 2 выпишите значения окислительно-восстановительных потенциалов хлора, брома и иода

Е0 (I2/ I-) =

Е0 (Br2/ Br- ) =

Е0 (Cl2/ Cl- ) = .

Сделайте вывод об окислительной активности хлора по сравнению другими галогенами.

в) Взаимодействие кислоты-окислителя с малоактивным металлом. (Демонстрационный опыт).

Добавьте в пробирку несколько капель концентрированного раствора азотной кислоты и (осторожно! опыт проводится в вытяжном шкафу!) поместите в нее медь в виде порошка или небольших кусочков.

Обратите, внимание на цвет выделяющегося газа и изменение цвета раствора. Запишите наблюдаемые явления.

Составьте схему электронного баланса и составьте уравнение реакции, протекающей по схеме:

Cu + HNO3 конц. → Cu(NO3)2 + NO2↑ + H2O

К какому типу окислительно-восстановительных реакций относится данная реакция?

2. Реакции с участием характерных восстановителей.

В пробирку с раствором соли меди (II) поместите зачищенный наждачной бумагой железный гвоздь. Через несколько минут можно отметить вытеснение меди из раствора ее соли. Какой вывод можно сделать о сравнительной восстановительной активности железа и меди?

Составьте схему электронного баланса и напишите уравнение реакции.

Пользуясь таблицей 4 данной лабораторной работы, запишите значения величин стандартных электродных потенциалов для меди и железа:

Ε0(Cu+2/Cu) =

Ε0(Fe+2/Fe) =

Какие выводы можно сделать, исходя из положения металла в ряду стандартных электродных потенциалов металлов?

3. Окислительно - восстановительная двойственность.

а) Налейте в пробирку раствор иодида калия, подкислите его серной кислотой и добавьте немного пероксида водорода. Реакция протекает по схеме:

KJ +H2O2 + H2SO4J2 + K2SO4 +

Что наблюдается? Какую функцию выполняет пероксид водорода в этой реакции?

Напишите уравнение реакции, составив схему электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.

в) Налейте в пробирку раствор перманганата калия, подкислите его серной кислотой и добавьте пероксид водорода. Как меняется цвет раствора? Как изменилась степень окисления атома марганца? Какие свойства проявляет пероксид водорода в этой реакции?

Реакция протекает по схеме:

KMnO4 +H2O2 + H2SO4 → MnSO4 + K2SO4 + O2

Напишите уравнение реакции, составив схему электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.

4. Влияние характера среды на протекание окислительно-

восстановительных реакций.

В 3 пробирки налейте раствор перманганата калия. В первую пробирку добавьте 2 капли разбавленного раствора серной кислоты (кислая среда), во вторую пробирку добавьте 2 капли дистиллированной воды (нейтральная среда), в третью добавьте 2 капли разбавленного раствора гидроксида натрия (щелочная среда). В каждую из пробирок с помощь шпателя поместите несколько кристалликов сульфита натрия.

Как изменился цвет раствора перманганата калия в каждой пробирке? Запишите наблюдаемые явления.

Напишите уравнения проведенных реакций, представленных следующими схемами:

кислая среда

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 +H2O

нейтральная среда

KMnO4 + Na23 + H2O → Na2SO4 + MnO2 + KOH

щелочная среда

KMnO4 + Na2SO3 + NaOH → Na2SO4 + Na2MnO4 + K2MnO4 + H2O.

Для всех реакций составьте уравнения электронных балансов и подберите коэффициенты.

Сделайте вывод о влиянии реакции среды на протекание процесса восстановления перманганата калия.
Примечание: В ряде вышеприведенных окислительно-восстановительных реакций изменяется цвет раствора. По изменению цвета раствора можно судить о продуктах реакции, если знать цвета соответствующих ионов(табл. 2).





Таблица 2

Цвет некоторых ионов в водном растворе.


Цвет катионов


Цвет анионов


Cu2+

голубой

CrO42-

желтый

Cr3+

зеленый

Cr2O72-

оранжевый

Mn2+

бесцветный

MnO4-

фиолетовый







MnO42-

зеленый

5. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления на примере термического разложения бихромата аммония.

(Демонстрационный опыт).

Поместите небольшое количество кристаллического бихромата аммония в виде горки на керамическую плитку или металлическую асбестированную сетку. Нагрейте в пламени горелки стеклянную палочку и внести ее в середину подготовленной горки. Палочку подержите несколько секунд до начала реакции. Запишите наблюдаемые явления.

Составьте уравнения электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель и подберите коэффициенты к уравнению реакции, протекающей по схеме:

(NH4)2Cr2O7 N2 + Cr2O3 + H2O

К какому типу окислительно-восстановительных реакций относится данная реакция?

Таблица 3

Стандартные окислительно - восстановительные потенциалы.

Электрод

Электродная реакция

E0, B

S/ S-2 (Pt)

S+2

-0,48

Sn+4/ Sn+2 (Pt)

Sn+4+

+0,15

Cu+2/ Cu+1 (Pt)

Cu+2+

+0,153

O2/ OH- (Pt)

O2 + 2H2O + 4e → 4OH-

+0,401

I2/ I- (Pt)

I2 + 2e → 2I-

+0,536

Fe+3/ Fe+2 (Pt)

Fe+3 + 1e → Fe+2

+0,771

Br2/ Br- (Pt)

Br2 + 2e → 2Br-

+1,065

Cl2/ Cl- (Pt)

Cl2 + 2e → 2Cl-

+1,360

H+, MnO4-/Mn+2

MnO4- +8H+ + 5e → Mn+2 + 4H2O

+1,518

PbO2,H+,SO42-/PbSO4 (Pt)

PbO2 +4H+ +SO42- +2e → PbSO4 +2 H2O

+1,685

F2/ F- (Pt)

F2 + 2e → 2F-

+2,87

Таблица 4

Стандартные электродные потенциалы некоторых металлов.


Электрод



Е0298, В


Электрод


Е0298, В


Электрод


Е0298, В

Li+/Li

-3,04

Zn2+/Zn

-0,76

Sb3+/Sb

0,20

K+/K

-2,92

Cr3+/Cr

-0,74

Bi3+/Bi

0,23

Ba2+/Ba

-2,90

Fe2+/ Fe

-0,44

Cu2+/Cu

0,34

Ca2+/Ca

-2,87

Cd2+/Cd

-0,40

Co3+/Co

0,40

Na+/Na

-2,71

Co2+/Co

-0,28

Сu1+/ Cu

0,52

La3+/La

-2,37

Ni2+/Ni

-0,25

Hg22+/Hg

0,79

Mg2+/Mg2+

-2,36

Mo3+/Mo

-0,20

Ag+/Ag

0,80

Ti2+/Ti

-1,75

Sn2+/Sn

-0,14

Hg2+/Hg

0,85

Al3+/Al

-1,66

Pb2+/Pb

-0,13

Pd2+/Pd

0,98

Mn2+/Mn2+

-1,05

Fe3+/Fe

-0,04

Pt/Pt2+

1,19

Nb3+/Nb

-1,1

2H+ / H2

0,00

Au3+/Au

1,50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа №
Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка...
Лабораторная работа №8 iconБиология 7 класс
Отдел Настоящие Грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 «Строение дрожжей»
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им....
Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений»
Лабораторная работа №8 iconПеречень электронных образовательных ресурсов, разработанных учителем...
Увеличительные приборы. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Лабораторная работа «Приготовление препарата клеток...
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа Введение в табличный процессор ms excel’2007...
Изменять число рабочих листов можно через опцию Office (в левом верхнем углу экрана), кнопку Параметры Excel, опцию Основные, опцию...
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа №1 По теме ««Изучение Internet в целях использовании...
Лабораторная работа предназначена для: обоснования потребности, необходимости и удобства использования среды Internet для поиска...
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа №4 по дисциплине: «Информационно-поисковые системы»
Работа заключается в сравнительном изучении заданных глобальных ипс сети Интернет вербального типа
Лабораторная работа №8 iconОтчет о лабораторной работе методы и средства анализа данных по теме:...
«Лабораторная работа с системой анализа данных Weka. Сравнение методов классификации»
Лабораторная работа №8 iconОтчет о лабораторной работе методы и средства анализа данных по теме:...
«Лабораторная работа с системой анализа данных Weka. Сравнение методов классификации»
Лабораторная работа №8 iconРабота №6 Изучение
Тема: лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа. Работа в сети Интернет
Панели инструментов. Всегда должны быть отмечены опции Строка меню и Адресная Строка
Лабораторная работа №8 iconПрактикум по курсу Информатика (раздел Работа с пакетами прикладных...
Лабораторная работа №6. Обобщение данных. Создание таблицы подстановки. Подведение итогов 28
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа №10: «Измерение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости»
Кпд механизмов. Лабораторная работа №10: «Измерение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости»
Лабораторная работа №8 iconЛабораторная работа №3
«Технологии обработки, автоматизированного реферирования и аннотирования текстов на естественном языке»
Лабораторная работа №8 iconСамостоятельная работа обучающегося: 36 часов
Аннотации программ учебных дисциплин по специальности 31. 02. 03 Лабораторная диагностика
Лабораторная работа №8 iconНазвание модуля
Лабораторная работа "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск