ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению
выпускников 9-х классов
муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной
школы № 32 (VIII вида) г. Липецка
Общие положения
Данное Положение регулирует порядок проведения итоговой аттестации в форме экзаменов по трудовому обучению выпускников IX классов МБОУ СКОШ № 32 (VIII вида) г. Липецка. Итоговая аттестация выпускников осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования РФ от 03.12.1999г. №1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов в общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов», Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
Обучение в образовательном учреждении заканчивается итоговой аттестацией по трудовому обучению в соответствии с одним из профилей.
Для проведения итоговой аттестации выпускников школой создаётся экзаменационная комиссия.
Дополнительные сроки проведения итоговой аттестации для выпускников, пропустивших аттестацию по уважительным причинам, устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Организация итоговой аттестации выпускников
На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
В особых случаях, с учётом психофизического развития детей с нарушениями интеллекта, по решению педагогического совета учреждения возможна оценка знаний в форме собеседования членов комиссии отдельно с учеником. Задача собеседования в данном случае заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускника, его дальнейшие планы, но и определить способность общаться со взрослыми. Собеседование проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляются умения выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначение и устройстве инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приёмах работы.
Экзаменационный билет по трудовому обучению состоит из двух теоретических вопросов, которые направленны на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии, а также из практической экзаменационной работы.
Образовательное учреждение самостоятельно готовит экзаменационный материал с учётом профиля трудового обучения, организованного в учреждении (материал практической экзаменационной работы и экзаменационные билеты). Экзаменационный материал утверждается на педагогическом совете.
К экзамену по трудовому обучению допускаются экзаменуемые, обучающиеся по данному профилю труда не менее двух лет.
Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в составе: председателя (руководитель образовательного учреждения), заместителя председателя (заместитель директора по УВР), членов комиссии (учителей трудового обучения), преподаватели учреждения начального профессионального образования.
Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена утверждаются приказом по учреждению.
Результаты экзамена по трудовому обучению и результаты квалификационного экзамена оформляются протоколами.
Изделие, выполненное обучающимися в ходе практической экзаменационной работы, хранится 3 года, а протокол оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения - 5 лет.
Иностранные граждане, обучающиеся в учреждении, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы допускаются к экзамену по трудовому обучению в соответствии с п. 2.6. настоящего Положения.
Подготовка к проведению итоговой аттестации
выпускников
Экзаменуемые выполняют практические контрольные работы (за четверть, учебный год) согласно программным требованиям по данному профилю трудового обучения. Работы хранятся у педагога и предъявляются членам комиссии на экзаменах.
Учителя трудового обучения знакомят экзаменуемых с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов возможно использование имеющихся пособий, учебников.
Занятия по трудовому обучению в выпускном классе должны предусматривать систематическое повторение ранее пройденного теоретического материала.
Учителем трудового обучения должны быть подготовлены материалы, инструменты, детали, заготовки, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы.
Порядок проведения итоговой аттестации выпускников
На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учётом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, должны соответствовать программным требованиям.
Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получает чертёж, рисунок или фотографию объекта, знакомится с образцом-эталоном и техническими требованиями к изделию.
Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы экзаменуемый выбирает самостоятельно.
Члены комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения экзаменуемым изделия в ходе практической экзаменационной работы и (или) качество изделия. Оцениваются также другие изделия (не менее 3), выполненные экзаменуемым за период обучения в выпускном классе.
По окончании выполнения практической экзаменационной работы проводится устный экзамен (собеседование) по профилю (по решению педагогического совета учреждения). На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между практической экзаменационной работой и устным экзаменом (собеседованием) может устанавливаться 20-30 минутный перерыв.
Для выпускников IX классов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно- профилактических учреждениях более 4-х месяцев, детей-инвалидов, освобождённых по состоянию здоровья от трудового обучения, итоговая аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающим физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников. Итоговая аттестация для указанных выпускников может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая, в форме письменных работ по русскому языку и математике.
Тексты (задания) письменных работ для проведения итоговой аттестации по русскому языку и математике разрабатываются учреждением с учётом психофизиологических особенностей учащихся.
На выполнение письменной работы отводится не более 2 часов (с учётом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
Выпускники, получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные отметки, допускаются к повторной итоговой аттестации до начала учебного года, в сроки, устанавливаемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
|