Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»





НазваниеПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
страница1/5
Дата публикации26.12.2014
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5
УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР СШ № 2

_____________ М. В. ПИКАЛОВ

«__» _________ 2004 г.

«Истинную философию вещает природа;

но понять ее может лишь тот, кто

научился понимать ее язык, при помощи

которого она говорит с нами. Этот язык

есть математика».

Галилео Галилей
Средняя общеобразовательная школа № 2

МО г. Кувандык и Кувандыкский район
Программа элективного курса

на тему: «Математика – метод познания окружающего мира».

(9 класс)


Автор программы:

Чеботарева Ф. М.

Учитель математики

Средней школы № 2

г. Кувандык, 2004 г.

«Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить этой

работы в забаву – это одна из труднейших

и важнейших задач дидактики».

К. Д. Ушинский
Пояснительная записка.

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира» позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • обучить методам исследовательской деятельности;

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

  • способствовать профориентации.

Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений.

Данный элективный курс рассчитан на 8 часов. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме (приложение 1). Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю, в любой четверти учебного года. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы, раздаточный материал.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы.

Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.

Тематический план изучения элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира»

№№ разделов

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая форма контроля


Всего

Классная работа

Внекл. работа

Лекции


Сем.


Практ.


Лаб.


Виды внекл. работы

1

Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки.

1

1










1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос, психоло

гический тест

2

Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних.

Золотое сечение – формула мироздания.

1







1




1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос, реферат

3

Математическая модель мира.

Понятие математического моделирования.

Построение моделей задач.

Демократия с точки зрения математики.

1










1




Анализ микроис

следова

ния

4

Разделы математики.

Диалоги о статистике.

Комбинаторика.

1







1







Анкетирование

5

Прикладная математика.

Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п.

1




1







1 (подготовка сообщений о различных аспектах прикладной математики)

Обмен мнениями

6

Финансовая математика. Несколько задач «про цены».

1







1







Результат

и анализ работы по группам

7

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуально

сти».

1




1/2

1/2




1 (подготовка сообщений об известных математиках)

Числовой субтест Айзенка


8

Заключение. Число .. Инструментарий математика. Работа со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

1







1







Анкета

Сочине

ние

Программа самостоятельной работы учащихся.

п/п

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.

Дополнительные сообщения.


Следующее за лекцией занятие.


2

Реферирование литературы.

Рефераты.

Занятие 2.

3


Выполнение заданий поискового исследовательского характера.

Математическая модель «МИРА».

Занятие 3.


4


Работа по составлению графиков и диаграмм.

Графики и диаграммы.

Занятие 4.


5



Проведение эксперимента.



Отчет о результатах эксперимента.

Занятие 5.



6


Решение задач.


Письменный отчет.

Занятия 2, 4, 6.


7


Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений.



Устные сообщения и демонстрации учащихся.

Занятие 5.


8

Анализ научно – методической литературы. Аннотирование книг, статей.



Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой.

Занятие 7.

9

Выполнение заданий творческого характера.

Сочинение.

Занятие 8.


Рекомендуемые технические и электронные средства обучения.

п/п

Название рекомендуемых технических и электронных средств.

Наименование раздела и темы.

1
2


3

Электронное учебное пособие «Интерактивная математика», 2003

Программа «тест IQ»


Программа «субтест Айзенка»

Понятие математического моделирования.

Вычисление «коэффициента интеллектуальности».

Математические способности.


Протокол согласования программы элективного курса с дисциплинами учебного плана


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Методическое объединение

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения

Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением, разработавшим программу

Математика

МО учителей математики

Принять курс в разработанной пропорции




Содержание курса

(8 часов)

Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п. Числа – совокупности. Абстрактные числа. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел. О числовой мистике.

Появление некоторых геометрических знаний как результата практической и духовной деятельности (земледелия, навигации, культурных обрядов). Древний Китай, Древний Египет, Вавилон – центры математической, и в частности геометрической, культуры. Отражение быта древних в геометрической терминологии. Задача индийского ученого Бхаскара Акариа (род. В 1114 г.). Задача из старинного китайского трактата «Начала искусства вычисления». Из алгебры узбекского ученого Мухаммеда ал-Хорезми. Золотое сечение – формула мироздания. Леонардо до Винчи.

Что такое математическая модель. Основные этапы математического моделирования. Примеры математических моделей.

Что такое статистика. Мода.

Прикладная математика. Роль и возможности математики в разных областях интеллектуальной и практической деятельности человека. Топология. Криптография. Сложные проценты.

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности. Число p. Инструментарий математика. Правила работы со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

Поурочное планирование.
«Наука всегда усваивается полнее,

когда она рассматривается в

состоянии рождения».

К. Максвелл.
Занятие № 1.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconСинергетика метод познания окружающего мира, требующий развития
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconЭлективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным....
Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» icon«Введение в магнитные измерения»
Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фронтальная работа учащихся. Научные познания окружающего мира и их отличие от других методов познания
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПояснительная записка Программа рассчитана на 34 часа Программа составлена...
Углубить содержание основного курса физики, формировать представления о явлениях окружающего мира, научном методе познания
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку «Азбука журналистики»
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconЗаконы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике»
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические...
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск