Скачать 0.59 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР СШ № 2 _____________ М. В. ПИКАЛОВ «__» _________ 2004 г. «Истинную философию вещает природа; но понять ее может лишь тот, кто научился понимать ее язык, при помощи которого она говорит с нами. Этот язык есть математика». Галилео Галилей Средняя общеобразовательная школа № 2 МО г. Кувандык и Кувандыкский район Программа элективного курса на тему: «Математика – метод познания окружающего мира». (9 класс) Автор программы: Чеботарева Ф. М. Учитель математики Средней школы № 2 г. Кувандык, 2004 г. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К. Д. Ушинский Пояснительная записка. В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира» позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения. Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры. Задачи:
Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений. Данный элективный курс рассчитан на 8 часов. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме (приложение 1). Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю, в любой четверти учебного года. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы, раздаточный материал. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы. Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале. Тематический план изучения элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира»
Программа самостоятельной работы учащихся.
Рекомендуемые технические и электронные средства обучения.
Протокол согласования программы элективного курса с дисциплинами учебного плана
Содержание курса (8 часов) Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п. Числа – совокупности. Абстрактные числа. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел. О числовой мистике. Появление некоторых геометрических знаний как результата практической и духовной деятельности (земледелия, навигации, культурных обрядов). Древний Китай, Древний Египет, Вавилон – центры математической, и в частности геометрической, культуры. Отражение быта древних в геометрической терминологии. Задача индийского ученого Бхаскара Акариа (род. В 1114 г.). Задача из старинного китайского трактата «Начала искусства вычисления». Из алгебры узбекского ученого Мухаммеда ал-Хорезми. Золотое сечение – формула мироздания. Леонардо до Винчи. Что такое математическая модель. Основные этапы математического моделирования. Примеры математических моделей. Что такое статистика. Мода. Прикладная математика. Роль и возможности математики в разных областях интеллектуальной и практической деятельности человека. Топология. Криптография. Сложные проценты. Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности. Число p. Инструментарий математика. Правила работы со справочниками, таблицами, дополнительной литературой. Поурочное планирование. «Наука всегда усваивается полнее, когда она рассматривается в состоянии рождения». К. Максвелл. Занятие № 1. |
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Тема урока Кол-во часов Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в... | Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным.... Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания... | ||
«Введение в магнитные измерения» Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фронтальная работа учащихся. Научные познания окружающего мира и их отличие от других методов познания | ||
Пояснительная записка Программа рассчитана на 34 часа Программа составлена... Углубить содержание основного курса физики, формировать представления о явлениях окружающего мира, научном методе познания | Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова... | Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | ||
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку «Азбука журналистики» Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира | ||
Законы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике» Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические... | Пояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе... ... |