«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации»





Скачать 250.85 Kb.
Название«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации»
Дата публикации14.08.2013
Размер250.85 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Математика > Методическая разработка
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
специальная (коррекционная) школа-интернат № 6


для детей с ограниченными возможностями здоровья
Красногвардейского района Санкт-Петербурга


Методическая разработка

«Определение критериев и подбор диагностического инструментария

для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации»

Автор методист

Леоненко Наталья Алексеевна


Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка

Особое звучание проблема личностного развития ребенка приобретает в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизации образования, которое должно соответствовать целям опережающего развития и возможностям любого ученика.

Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из главных задач воспитания детей в школе-интернате. Социализации отводится огромная роль в жизни отдельной личности и всего общества в целом. Именно в период обучения закладываются основы для формирования личности ребенка, создается «образ социальных и межличностных отношений», который используется им в самостоятельной жизни.

Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сильно отличается от процесса социализации детей из семей. Он характеризуется рядом особенностей: «исключением» из семьи, из материальных отношений, обеспечивающих существование, рынка труда; «исключением» из институциональных и правовых систем, обеспечивающих гражданскую интеграцию, систем социальных услуг и формирования навыков собственной безопасности. Все эти особенности формируют личность, часто с трудом адаптирующуюся в обществе.

Многие дети попадают в интернатные учреждения после длительного пребывания в доме ребенка, в неблагополучной семье, на улице. Пережитые за это время стрессы сказываются на развитии. Для воспитанников детских домов характерна односторонность и бедность поведенческих мотиваций, постоянная зависимость от поведения взрослого. В конфликтных ситуациях они зачастую не способны сколько-нибудь объективно оценить ситуацию, не могут владеть своим настроением и поведением. Затруднения в формировании самосознания приводят к постоянному подражанию другим, поверхностности чувств, агрессивности. Пытаясь самоутвердиться, воспитанник детского дома демонстрирует свою самостоятельность отказом от подчинения правилам и моральным нормам.

Неопределенная перспектива будущего, размытый образ желаемого спутника жизни, боязнь одиночества и желание освободиться от диктата взрослых минимизируют возможность построения конструктивных жизненных планов и являются серьезным препятствием для будущей интеграции воспитанника в общество.

Выпускники тяжело проходят период постинтернатной адаптации. Этот период для них осложняется иждивенческими установками, низким уровнем социального интеллекта и компетентности. Многие из сегодняшних воспитанников детских домов являются будущими безответственными гражданами и родителями, одинокими и бездомными, об этом свидетельствует тот факт, что многие из них отдают своих детей в детские дома, не работают или работают от случая к случаю. Предоставляемая государством социальная помощь выпускнику оказывается малоэффективной из-за психологической незащищенности в самостоятельной жизни.

Объединение усилий педагогов дополнительного образования и специалистов службы сопровождения (психологов, социальных педагогов, медицинских работников, воспитателей и др.) в школе-интернате может помочь обеспечить переход воспитанника от школьного детства к реальной жизни, самостоятельному решению важных задач. В пространстве дополнительного образования учащиеся вовлечены в творческие занятия, спортивные и другие мероприятия, в ходе которых они учатся коллективному взаимодействию, взаимопомощи, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми к общению и способными выражать собственные мысли.

Все дети – личности и индивидуальности, со своим внутренним миром, со своими мечтами, потребностями, способностями и особенностями развития. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Как средствами дополнительного образования помочь ребятам обрести себя, научиться жить самостоятельно, получить профессию, найти работу, создать семью и вести домашнее хозяйство? Поиск ответов на данные вопросы и привёл инициативную группу педагогов ГБОУ СК школы-интерната №6 к созданию экспериментальной площадки. Из тем, предложенных заказчиком - администрацией Красногвардейского района, была выбрана «Личностное развитие школьников по индивидуальным образовательным маршрутам», как наиболее близкая к заявленной проблеме. Методистом Леоненко Н.А. и руководителем ОДОД Кузнецовым А.В. была разработана программа трёхлетней опытно-экспериментальной работы. И с 15 сентября 2011 года стартовал первый (аналитико-прогностический) этап эксперимента.

Программа эксперимента предполагает расширение школьной системы индивидуального сопровождения учащихся через построение оптимальных индивидуальных образовательных маршрутов в условиях школы-интерната. Что способствует личностному развитию ребенка в соответствии с потребностями и возможностями детей, создание условий для самопознания и самореализации учащихся и их подготовки к жизни в социуме.

Были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы учащихся. И здесь экспериментаторы столкнулись со следующими трудностями: в интернате всего 53 воспитанника, из них: 26 – инвалиды, все дети с отклонениями в развитии и часто по несколько месяцев в год проходят лечение в стационаре. Среди учащихся только 11 девочек, мало детей младшего возраста, многие воспитанники старшего возраста (около 20 человек) предполагают покинуть стены интерната до окончания эксперимента. Есть воспитанники, склонные к побегам и правонарушениям. Прибывают новые учащиеся. Кого-то из детей забирают родственники. Состав групп интерната нестабилен.

Цель диагностики – выяснить, на каком уровне развития находится личность воспитанника в отношении социализации. Диагностика необходима для того, чтобы обнаруживать, анализировать и решать наиболее острые проблемы в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Диагностика должна быть направлена на изучение личности учащегося и создаваемых условий для её развития. Исходя из этого, можно выделить следующие предметы диагностики.

Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие его личности? На какие ценности ученик ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в образовательном процессе? Для объективности изучения личности ребёнка опрашивались как дети, так и педагоги.

Для изучения дифференцированной самооценки у детей 7-12 лет с отклонениями в развитии авторами была разработана методика «Самооценка своей компетентности». (Приложение № 1)

При разработке за основу была взята методика С. Хартер «Шкала оценки своей компетентности». Для отечественной выборки методика была адаптирована Н.С. Чернышевой. Шкала позволяет выявить оценку детьми собственной умелости (компетентности) в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия.

Авторами данной разработки были пересмотрены формулировки утверждений, так как воспитанники с отклонениями в умственном развитии плохо ориентируются в нюансах возможных ответов. Поэтому утверждения были конкретизированы.

Методика позволяет определить следующие компетентности: познавательную компетентность, компетентность в общении со сверстниками, компетентность во внеурочной деятельности, общее самопринятие ребёнка.

Для изучения самооценки детей 13 -16 лет авторы использовали тест «Самооценка уверенности в себе» (Приложение № 2).

Для определения уровня самооценки старшеклассников авторами использован адаптированный вариант теста-опросника Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой (Приложение №3).

Для определения уровня развития ребёнка за основу взята методика «Оценка педагогом уровня развития ребёнка» (Приложение №4), предложенная педагогом-психологом Антоновой С.Д. Вниманию педагога предлагаются характеристики уровней общения, уверенности в себе, самостоятельности, ответственности ребёнка. Изучив предлагаемые характеристики, ему нужно оценить уровень развития каждого ребёнка.

Для изучения направленности личности ребёнка авторами был разработан адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации» (Приложение № 10) на основе методик изучения ценностных ориентаций следующих авторов:

  • М. Рокича и Л.А. Ясюковой,

  • Т.А. Барышевой и И.О. Сеничевой (вариант, адаптированный для системы дополнительного образования),

  • С.Д. Антоновой – педагога-психолога ГБОУ СК школы-интерната №6.

Авторами были подготовлены два варианта анкет «Оценка педагогом ценностных установок детей (7-12 лет)». «Ценностные ориентации» для опроса детей 13 лет и старше. В ходе эксперимента при проведении первичного обследования были смещены возрастные границы, пересмотрены формулировки и группирование ценностей. Разработан вариант для умственно отсталых детей 13 лет и старше. Работа с этой анкетой для детей – очень трудная задача. Когда параллельно нужно осмысливать сами ценности и их значимость. Для проведения анкетирования были подготовлены карточки, каждая из которых содержит только одну формулировку ценности или число. Воспитаннику предлагается разложить карточки по степени важности для него означенных ценностей. Вверху располагается карточка с формулировкой самой важной ценности, справа от нёё кладётся карточка с номером 1. И так далее вниз по степени уменьшения значимости: наименее важная ценность – номер 15. Затем данные полученного рейтинга записываются в опросный лист.

Тест на выявление творческого потенциала детей 7-13 лет поможет проверить наблюдения воспитателя и определить, в чём талантлив ребенок, к какой области деятельности его тянет. Тест «Творческий потенциал ребенка» (Приложение №5).

Методика «Спектр интересов» (Приложение № 6) дает возможность определить не просто сферу интересов ребёнка, но и их соответствие направленности занятий учащихся в дополнительном образовании. Данная методика является модификацией «Карты интересов», разработанной А.И. Савенковым для выявления спектра интересов ребенка. Однако, в отличие от автора, который положил в основу классификации интересов системы социальных отношений (человек-природа, человек-искусство, человек-человек и т.д.), Барышева Т.А. и Сеничева И.О. ориентировались на направленности дополнительного образования (художественно-эстетическая, техническая, туристско-краеведческая и т.д.).

Методика представляет собой 2 анкеты для воспитанников 6-12 лет и 13 лет и старше. Формулировки ответов-утверждений в анкетах составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.

Изучение личности детей по вопросам социализации.

Методика «Оценка педагогом уровня социальной ответственности воспитанника» (Приложение №7) разработана на основе «Диагностики воспитанности учащегося детского объединения» З.А. Каргиной. Анкета предназначена для опроса воспитателей и педагогов дополнительного образования об уровне социальной ответственности учащегося по следующим критериям: коллективная ответственность, умение взаимодействовать с другими членами коллектива, толерантность, соблюдение нравственно-этических норм.

Для изучения уровня социальной адаптации воспитанников 13 лет и старше авторами был использован адаптированный вариант методики М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности воспитанника» (Приложение № 8) для детей среднего и старшего возраста. Методика позволяет выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.

Методика «Уровень значимости вопросов социализации» (Приложение № 9) разработана на основе «Диагностики воспитанности учащегося детского объединения» З.А. Каргиной. Анкета предназначена для опроса воспитанников старше 12 лет, считают ли они для себя важными вопросы: коллективной ответственности, умения взаимодействовать с другими членами коллектива, толерантности, активности и желания участвовать в делах детского коллектива, стремления к самореализации социально адекватными способами, соблюдения нравственно-этических норм.

Второй предмет диагностики – это детский коллектив, как одно из важнейших условий развития личности ученика. Влияние коллектива на воспитанника многоаспектно: за счёт одних свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе. Ребёнок в условиях круглосуточного пребывания в школе-интернате развивается как личность в трёх видах коллективов: в группе, в классе, в кружке.

Многие методики исследования уровня развития коллектива предполагают выражение ребёнком своего отношения через образное сравнение и описание, дописывание незаконченных фраз. Дети школы-интерната не умеют мыслить образами (их мышление конкретно), многие плохо читают и очень плохо и неуверенно пишут. Для них выражение мысли на письме – очень трудная задача.

Поскольку дети школы-интерната больше времени проводят в группе, а не в классе, то экспериментаторами было принято решение за единицу коллектива принимать воспитательские группы интерната. В связи с этим были переформулированы вопросы анкеты. Слово класс было заменено на слово коллектив. В связи с тем, что контингент воспитанников школы-интерната нестабилен, часто происходит ротация состава групп. Что на данном этапе серьёзно затрудняет диагностику уровня развития коллектива.

Для изучения уровня развития коллектива авторами был использован адаптированный вариант методики «Наши отношения» (Приложение № 11) для воспитанников 13 лет и старше. Исходный вариант методики «Наши отношения» составлен Н.А. Панченко по книге Фридман Л.Н. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов». Методика предназначена для выявления степени удовлетворённости подростка различными сторонами жизни коллектива.

В ходе опроса испытуемому предлагается ознакомиться с двумя блоками, содержащими по шесть утверждений. В первом блоке представлены утверждения, позволяющие провести изучение сплочённости детского коллектива. Во втором блоке представлены утверждения, позволяющие изучить состояние взаимопомощи в коллективе. Воспитаннику нужно в каждом блоке выбрать и отметить одно утверждение, которое больше всего совпадает с его мнением.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Для изучения межличностных отношений в детском коллективе авторами была использована адаптированная методика социометрии Дж. Морено (Приложение № 12). Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и отверженных членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ученика коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к нему, насколько сам ученик расположен к членам коллектива.

Полученные рейтинги покажут в общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.

Для изучения взаимоотношений между детьми и педагогами была разработана методика определения состояния взаимодействия педагогов и детей (Приложение № 13).

При разработке методики за основу взята анкета для старшеклассников из книги «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Панченко Н.А., а также методика социометрии Дж. Морено, направленная на изучение межличностных отношений в группе.

Под словом «педагоги» в анкете следует понимать всех работников учреждения, контактирующих и непосредственно работающих с детьми (учителей, воспитателей, психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, директора и его заместителей). При проведении анкетирования следует оградить детей от психологического давления педагогов. Для каждой возрастной группы (7-12 лет) и (13 лет и старше) разработаны свои варианты анкет. По каждому вопросу детям предлагается назвать несколько педагогических работников. Вопросы содержат как положительный, так и отрицательный контекст во взаимоотношениях.

Полученные рейтинги покажут в общем виде картину взаимоотношений педагогов и детей.

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развитие личности воспитанника. В связи с этим важно выяснить: является ли работа по развитию личности детей сознательно выбранной деятельностью педагога (или он «отбывает повинность»); какие профессиональные ценности сформированы у педагога, как он осуществляет свою работу, каков характер его педагогической позиции.

Методика диагностики профессиональной позиции педагога (Приложение № 14) разработана на основе методики Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»; методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, «Исследование методической подготовки педагога» Г.Н. Поповой.

Вниманию педагога предложен перечень действий, к которому нужно выразить своё отношение, выбрав один из предлагаемых вариантов ответа (поставить любой знак – галочку, крестик и т.п.).

Педагогам последовательно предъявляются для заполнения опросный лист №1 (который выявляет осознание педагогом своей профессиональной позиции) и опросный лист №2 (выявляет деятельность педагога, как профессионала). Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлениями листов (не менее одного дня). Это делается для того, чтобы снизить конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки угадать

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности

При подготовке и проведении диагностических мероприятий авторы старались придерживаться следующих правил:

  • Обязательное проведение инструктажа с педагогами и учащимися.

  • Создание максимально комфортной и благоприятной обстановки для каждого ребёнка: предоставление отдельного места, т. к. работа требует сосредоточенности, откровенных и честных ответов. Общепринятая практика анонимного анкетирования в данном случае не подходит, так как для продолжения экспериментальной работы требуются именные данные воспитанников.

  • Следует постараться исключить психологическое давление и приоритет чужого мнения со стороны педагогов и других учащихся. Педагогический работник может только помочь учащемуся справиться с затруднениями, разобраться в системе работы с опросным листом. Ребёнок должен высказывать своё мнение, своё видение.

  • Воспитанникам нужно гарантировать, что конфиденциальная информация не будет в дальнейшем использована против них.

  • Желательно сократить количество вопросов до необходимого минимума либо разбивать вопросы на группы и проводить опрос по одной тематике в несколько приёмов. На анкеты с большим количеством вопросов дети с умственной отсталостью реагируют болезненно, боятся показать свою несостоятельность. Воспитанники быстро устают, иногда отказываются отвечать или дают заведомо ложные ответы, желая «приукрасить» действительность.

  • Формулировки вопросов должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно.

Варианты методик и опросных листов для проведения анкетирования даны в Приложениях.

Список использованной литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2008.

  3. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода / Под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой.– СПб: ГОУ СПб ГДТЮ, 2005.

  4. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт.-сост. М.в. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Результативность образовательного процесса в УДОД. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. Информационно-методический бюллетень №5 / Т.А. Барышева, И.О. Сеничева. – СПб: ГОУ СПбГДТЮ, 2008.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1
Методика «Самооценка своей компетентности»

Методика «Самооценка своей компетентности» предназначена для изучения дифференцированной самооценки у детей 7-12 лет с отклонениями в развитии.

За основу взята методика «Шкала оценки своей компетентности», разработанная С. Хартер в 1981 г для детей младшего школьного возраста. Для отечественной выборки методика адаптирована Н.С. Чернышевой в 1997 г. Шкала позволяет выявить оценку детьми собственной умелости (компетентности) в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия.

Автором (Леоненко Н.А.) были пересмотрены формулировки утверждений, так как воспитанники с отклонениями в умственном развитии плохо ориентируются в нюансах возможных ответов. Поэтому утверждения были конкретизированы. В бланке опросного листа по каждой из 28 позиций утверждение под номером:

  1. представляет собой максимально неблагоприятный вариант ответа, за который начисляется 1 балл;

  2. представляет собой менее неблагоприятный вариант ответа, за который начисляется 2 балла;

  3. представляет собой не совсем благоприятный вариант ответа, за который начисляется 3 балла;

  4. представляет собой максимально благоприятный вариант ответа, за который начисляется 4 балла

Методика позволяет определить следующие компетентности (28 пунктов содержат по 7 позиций, соответствующих четырём компетентностям):

  1. Познавательная компетентность – учебная активность и усвоение знаний (позиции 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25).

  2. Компетентность в общении со сверстниками – успешность взаимодействия с ровесниками: количество друзей, популярность среди сверстников (позиции 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26).

  3. Компетентность во внеурочной деятельности – школьные, но не учебные дела, любознательность в выборе игр, выбор в команду для игры (позиции 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27).

  4. Общее самопринятие – особенности и степень самопринятия ребёнка: уверенность в себе, правильность поведения, стремление быть непохожим на других (позиции 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28).

Методика проводится индивидуально. Каждому ребёнку выдаётся опросный лист, который содержит формулировки 4-х вариантов утверждений по 28 пунктам. Воспитаннику предлагается выбрать и отметить по каждому пункту одно из утверждений, которое ему ближе (больше подходит).

Обработка результатов.

По каждой компетентности отдельно подсчитывается сумма начисленных баллов и определяется уровень самооценки.




Уровень самооценки

низкий

средне-низкий

средний

средне-высокий

высокий

Сумма баллов

7-10

11-14

15-19

20-23

24-28



Приложение № 2

Тест "Самооценка уверенности в себе"

Для учащихся 13-16 лет.

Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”. Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Чаще всего у меня хорошее настроение.

3. Со мной все ребята советуются, считаются.

4. Я уверенный в себе человек.

5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.

6. Я уверен, что всегда всем нужен.

7. Я всё делаю хорошо.

8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.

9. Люди часто помогают мне.

10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.

11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Я стараюсь планировать свою деятельность.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.

17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

18. Я учусь лучше, чем все остальные.

19. Мне чаще везёт, чем не везёт.

20. Ученье для меня не представляет труда.

Расшифровка:

17 - 20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.

11 - 16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.

1 - 10 баллов - неуверенность в своих силах, в мнении достигнутого критичны, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.

Тест «Самооценка уверенности в себе»

Для детей 13 – 16 лет

Опросный лист

Фамилия, имя учащегося_____________________________________________________

Возраст (лет)_______ № группы школы-интерната_________ № группы ОЭР______

№№

Высказывание

Согласие (да)

+

Несогласие (нет)

-

1

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.




2

Чаще всего у меня хорошее настроение




3

Со мной все ребята советуются, считаются




4

Я уверенный в себе человек




5

Считаю, что я сообразительный и находчивый




6

Я уверен, что всегда всем нужен




7

Я всё делаю хорошо




8

В будущем я обязательно осуществлю свои мечты




9

Люди часто помогают мне




10

Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми




11

Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях




12

Я проявляю самостоятельность в учебе и труде




13

Меня мало беспокоят возможные неудачи




14

Я стараюсь планировать свою деятельность




15

Я редко жалею о том, что уже сделал




16

Я уверен, что в будущем добьюсь успеха




17

Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах




18

Я учусь лучше, чем все остальные




19

Мне чаще везёт, чем не везёт




20

Ученье для меня не представляет труда







Сумма баллов





Приложение № 10

Методика «Ценностные ориентации»

Для изучения направленности личности ребёнка был разработан адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации» на основе методик изучения ценностных ориентаций следующих авторов:

  • М. Рокича и Л.А. Ясюковой,

  • Т.А. Барышевой и И.О. Сеничевой (вариант, адаптированный для системы дополнительного образования),

  • С.Д. Антоновой – педагога-психолога ГБСК ОУ школы-интерната №6.

Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.

Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому обследование по данной методике целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.

Методика основана на приёме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребёнку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.

Анкетирование целесообразно проводить в начале и в конце учебного года.

В ходе эксперимента при проведении первичного обследования были смещены возрастные границы, пересмотрены формулировки и группирование ценностей. Разработан вариант для умственно отсталых детей 13 лет и старше. Работа с этой анкетой для детей – очень трудная задача. Когда параллельно нужно осмысливать сами ценности и их значимость. Для проведения анкетирования были подготовлены карточки, каждая из которых содержит только одну формулировку ценности или число. Воспитаннику предлагается разложить карточки по степени важности для него означенных ценностей. Вверху располагается карточка с формулировкой самой важной ценности, справа от нёё кладётся карточка с номером 1. И так далее вниз по степени уменьшения значимости: наименее важная ценность – номер 15. Затем данные полученного рейтинга записываются в опросный лист.

Адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации»


№№

Ценности

Степень важности

1

Материально обеспеченная жизнь




2

Свобода, независимость, самостоятельность




3

Здоровье




4

Образование




5

Общая культура




6

Семья




7

Дружба




8

Любовь




9

Творческая деятельность




10

Интересная работа




11

Трудолюбие, исполнительность




12

Познание, интеллект (умственные способности)




13

Стремление к лидерству




14

Честность, принципиальность, чистая совесть




15

Самодисциплина, самоконтроль




16

Развлечения, приятное времяпрепровождение




17

Забота о всеобщем благе




18

Человеческое общение




19

Общественное признание




20

Уверенность в себе, вера в свои силы и возможности




21

Активная деятельная жизнь







Материально обеспеченная жизнь

Здоровье

1

2

Свобода, независимость, самостоятельность

Семья

3

4

Образование, общая культура

Человеческое общение

5

6

Работа, трудолюбие, исполнительность




7

8

Познание, интеллект (умственные способности)

Дружба

9

10

Честность, принципиальность, чистая совесть

Творчество

11

12

Самодисциплина, самоконтроль

Забота о всеобщем благе

13

14

Развлечения, приятное времяпрепровождение

Духовность

15






Приложение №____

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» icon«Школа социализации личности»
«Школа социализации личности». В работе площадки принимали участие все педагоги и обучающиеся школы. Объектом исследования был выбран...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconДиагностический комплекс для определения уровня готовности педагогов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сервисная деятельность составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconСтановление и развитие в россии педагогической конфликтологии и ее...
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconРазвитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconЗадача школы сегодня вооружить детей знаниями. Но одного этого для...
Технология продуктивного чтения одно из направлений формирования читательской деятельности школьников
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconПриёмышева Т. В
Изучение документов на этапе внедрения фгос. Подбор, разработка интегрированных работ, диагностических материалов для контроля и...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 6 Модели социализации...
Целью данного курса является формирование устойчивых представлений о моделях социализации личности, представленных в наиболее значительных...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconИсследовательская деятельность школьников
Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Формулирование научной гипотезы
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconФ. И. О. аттестуемого
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconУчебная программа курса "Основы социализации личности"
Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconВнеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconПримерная программа по географии для 10 класса (уплотненный базовый...
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения...
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для исследования уровня развития личности школьников в направлении социализации» iconПетровой М. Ф
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск