Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий





Скачать 79.46 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий
Дата публикации15.08.2013
Размер79.46 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище №116»

Т.А.Трегубова

Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий

с.Октябрьское

Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля качества знаний.

    1. Общие положения

Различают предварительный, вспомогательный, текущий, рубежный (в т.ч. тематический) и итоговый виды контроля качества знаний. Эти виды контроля реализуются устным, письменным и комбинированным способами контроля. В настоящее время письменный и письменную составляющую комплексного способа контроля рекомендуется проводить с применением тестовых заданий, а не традиционных, так как первые более четко сформулированы, содержат «цену задания» и эталон. Тестовые задания позволяют осуществить как автоматизированный, так и неавтоматизированный контроль.

Важно помнить, что тестовое задание – это задание строго определенной формы, обязательно включающее в себя три компонента:

-собственно задание в строго определенной, сильно формализованной форме;

-«цены» задания в виде указания числа «существенных операций» (Р) или количества баллов, которое численно равно величине «Р»;

-эталона, т.е. правильного ответа.

Тестовые задания «с открытым ответом» состоят только из указанных выше трех компонентов, а тесты «с заданным ответом», кроме этого, включают и набор ответов (не менее четырех!), среди которых один или несколько являются правильными. В карточке, предъявляемой учащемуся, предлагаются тексты тестовых заданий, можно также указать и число баллов (величину «Р»), а также набор ответов (для тестов с заданным ответом). Эталон хранится у преподавателя и служит «матрицей» для проверки правильности ответа, который выполнил (нашел) обучающийся.

Тестовые задания с заданным ответом используют для осуществления и автоматизированного неавтоматизированного контроля, а тесты с открытым ответом – только для последнего.


    1. Краткая характеристика уровней усвоения знаний

При выполнении различных обучающих и контролирующих заданий обучающийся выполняет либо репродуктивную, либо продуктивную познавательную деятельность, при этом и та и другая деятельность реализуется либо с опорой, либо без опоры.

I-й уровень усвоения предполагает наличие у обучающихся знаний – знакомств (т.е. это уровень узнавания, ознакомления: иногда его неудачно называют «ученический»): знания на этом уровне позволяют учащимся опознать объект среди предъявленных ему, либо соотнести свойства с характеристикой объекта и т.д.

II-й уровень усвоения – предполагает наличие у обучающихся знаний – копий, т.е. они должны воспроизвести формулировку тех или иных понятий, законов, кратко охарактеризовать объект или его свойства, решить простейшую задачу по алгоритму, предложенному учащемуся в виде письменной инструкции (этот уровень иногда называют «алгоритмическим»)

III-й уровень усвоения – предполагает наличие у обучающегося либо знаний-умений (IIIу), либо знаний-навыков (IIIн), т.е. этот уровень подразделения на два подуровня (IIIу и IIIн). Уровень сложности задания для IIIу и IIIн одинаков, разница состоит лишь в том, что на их выполнение затрачивается различное время: для IIIн это время минимально(строго нормировано), а для IIIу – не нормировано, важно лишь то, что обучающийся может выполнить такое задание.

1.3. Краткая характеристика тестовых заданий различных уровней

В соответствии с уровнями усвоения знаний различают и тестовые задания разных уровней. Рассмотрим характеристику и примеры тестовых зданий I…III уровней.

I-й уровень: тесты этого уровня позволяют проверить наличие у обучающегося знаний-знакомств, что предполагает реализацию им репродуктивной деятельности с опорой. Это тесты с заданным ответом, т.е. они состоят из 4-х компонентов: собственно задания, набора ответов (не менее четырех, среди которых есть один или несколько правильных), «цены» теста в виде величины «Р» (числа существенных операций) или числа баллов (оно равно величине «Р») и эталона: тесты 1-го уровня легко автоматизировать, что облегчает труд преподавателя при проверке результатов контрольной работы, сокращает время реализации «обратной связи» ученик – учитель. Различают несколько разновидностей тестов 1-го уровня: опознание, различие, соотнесение (для практических целей данная классификация малозначима, важно уметь составлять такие задания, которые позволят получить объективную картину качества знаний обучающихся)

Пример теста 1-го уровня:

Основами экономического учения А. Смита являются:

А) Свобода конкуренции

Б) Необходимость экономической и политической свободы

В) Активное вмешательство государства в экономику

Р=2 (2 балла). Эталон а, б. (Задание оценено в 2 балла потому, что содержит 2 правильных ответа). Задания 1-го уровня позволяют выявить самый низший уровень знаний, в чем и состоит их существенный недостаток.

II-й уровень: тесты второго уровня позволяют выявить наличие у обучающихся знаний-копий: при их выполнении обучающиеся реализуют репродуктивную познавательную деятельность без опоры. Это тесты с «открытым ответом», т.е. их нельзя автоматизировать (кроме некоторых тестов, которые содержат буквенно-цифровые ответы, либо ответ представляет собой последовательность букв или цифр)

Пример 1. Назовите представление о мире и месте человека в нем?

Эталон: мировоззрение. (Задание оценено одним баллом потому, что для его освещения необходим один правильный ответ).

Пример 2. Закончите фразу: «________» - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений.

Эталон: «общество» (1 балл потому, что необходимо одно дополнение к фразе для ее завершения).

III-й уровень: позволяют: установить наличие у учащихся знаний-умений или знаний-навыков (см. выше), их выполнение сопровождается продуктивной познавательной деятельностью с опорой на достаточно хорошо известные учащимся понятия, и отработанные ими в практической деятельности.


    1. . Методические рекомендации по составлению тестовых заданий

При составлении тестовых заданий необходимо выполнять следующие условия

  1. Текст задания должен быть четким, конкретным, по возможности лаконичным и содержать указание (в виде глагола) на действие, которое необходимо выполнить аттестуемому (например: составьте, найдите, определите и т.д.).

Нельзя тестовое задание начинать вопросительными словами или безличной формой, например: «сколько», «какой», «почему» и т.д.

  1. Тестовое задание должно соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении предмета, так как в разных учебниках и учебных пособиях может даваться различная формулировка тем или иным понятиям, могут использоваться различные обозначения и т.д.



  1. Важнейшим требованием к тестовому заданию является необходимость его простоты. Обучающийся, выполняя такое задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос; однако для повышения «емкости» теста можно использовать задания, которые позволяют найти несколько однотипных ответов



  1. В задании должны быть четко оговорены все границы использования данного понятия, т.е. задание должно быть достаточно подробным, а для его раскрытия необходим лаконичный ответ: тексты ответов в текстах с заданными ответами не должны сильно различаться по количеству слов в них, так как учащиеся часто выбирают наиболее многословный ответ.



  1. Тестовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований, что достигается четкой конкретизацией границ применимости данного явления. Например, нельзя давать такую формулировку теста: «Сформулируйте понятие «ноосфера»», так как существует по меньшей мере два подхода к формулировке этого понятия. Правильно этот тест сформулировать так: «Приведите формулировку понятия «ноосфера» по В.И. Вернадскому

Важно отметить, что тестовые задания требуют высокой степени формализации учебного материала.

1.5. Краткая характеристика эталонов к заданиям тестового типа и методики определения количества баллов за выполнение задания

Составление эталонов для тестов 1-го уровня не представляет труда, так как просто указываются правильные ответы (ответ) среди приведенных в задании. Составление эталонов для тестов II-го и III-го уровней представляет некоторые трудности, так как формулировки законов, понятий, явлений могут быть различными в различных пособиях и учебниках, что вносит затруднения в стандартизацию.

Проверку ответов обучающихся на тесты II-го и III-го уровней нужно осуществлять не автоматизировано, а традиционным способом, с привлечением специалистов-предметников, которые могут правильно оценить не только результат, но и ход выполнения задания.

Некоторую трудность представляет определение числа существенных операций (баллов). Для этого можно применять следующее: при выполнении заданий 1-го уровня существенной операцией считать нахождение правильного ответа, поэтому если тест содержит один правильный ответ, то Р=1 (1 балл): если два, то Р=2 (2 балла) и т.д.

Например: Выберите среди приведенных ниже религий те, которые являются мировыми:

А) Буддизм

Б) Христианство

В) Ислам

Г) Синтоизм

Д Индуизм

Р=3 (3 балла). Эталон: а,б,в. (3 балла потому, что в наборе ответов содержатся 3 правильных).

Аналогично поступают и в случае тестов II-го уровня – число правильных ответов, которые должен привести обучающийся, количество сочетаний соответствия, число пропущенных во фразе слов (смысловых) и т.д.

Например: Гуманизм – это: ________, уважение личного ________ человека, вера в его _______.

Р=(3 балла)

Эталон : «человеколюбие, достоинства, будущее».

Четкое определение числа баллов поможет достаточно объективно определить «цену» одного тестового задания и его комплекса (для контрольных работ), сделать равноценными разные варианты одной контрольной работы и достаточно объективно оценить успехи каждого обучающегося в овладении изучаемого предмета.


    1. .Методика применения тестовых заданий для проведения контроля качества знаний учащихся и оценки результатов учебной деятельности обучающихся

Тестовые задания применяются при письменном и комбинированном способах контроля, которые реализуются в текущем, тематическом и итоговом видах контроля.

Реализуя текущий контроль, целесообразно составлять индивидуальные карточки-задания на каждого обучающегося, которые включают 5 заданий 1-го или II-го уровня (можно и те и другие в одном варианте), при этом каждое задание оценивается 1 баллом. В данном случае оценка «3» ставится за три правильно выполненных задания, «4» - за четыре и т.д. На проведение такой работы отводится 7-10 мин.

При осуществлении тематического контроля (по одной или нескольким темам с небольшим числом часов – до 10 часов учебного времени) составляется карточка-задание, включающая 5-7 заданий с общей «емкостью» 15-20 баллов. На проведение такой работы отводится от 15 до 20 мин. Учебного времени. При общем числе баллов, равных 20-ти, оценка «3» ставится за 11-16 баллов, «4» за 17-18 и т.д.

Осуществляя рубежный или итоговый контроль, обучающегося предлагается индивидуальная карточка-задание, содержащая от 12 до 24 тестовых заданий. Из них 50% составляют задания 1-го уровня, 25% - второго, остальные – III-го, «емкость» варианта составляет от 35 до 40 баллов. Работа, рассчитана на 1 или 2 часа учебного времени (последнее относится к итоговому контролю). Если задание дано на 40 баллов, то оценка «3» ставится за 22-32 балла, «4» - за 33-37 баллов и т.д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические рекомендации по составлению тестовых заданий
Охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconПамятка для преподавателя Челябинск 2009 Даны основные требования...
Предназначается преподавателям, авторам-разработчикам тестовых заданий, а также слушателям сетевых курсов повышения квалификации
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconРазработчик: Безуглова Надежда Павловна
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconПодготовка материалов для электронного тестирования Понятие и использование
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института....
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования
Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,...
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению тестовых заданий...
Данная работа позволит расширить и углубить знания учащихся, приобретённые в ходе аудиторных занятий по русскому языку с использованием...
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconСостав тестовых заданий
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по работе с комплексом тестовых заданий для самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине взаимодействие лазерного излучения с веществом
Копия Банка тестовых заданий в формате ast (Основная база тестовых заданий находится на сервере отдела тсо кемГУ)
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий iconИспользование тестовых заданий на уроках информатики
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...
Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий icon«Питание и здоровье»
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск