Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики»





Скачать 87.81 Kb.
НазваниеУрок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики»
Дата публикации31.03.2015
Размер87.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме:

«Золотое правило этики»

Составила и провела урок Вахнина Светлана Геннадьевна

МОУ «НОШ № 37» г. Сыктывкара
Цель урока: познакомить учащихся с «Золотым правилом этики» («Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними») и убедить их следовать этому правилу в жизни.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, карточки со словами

Ход:

  1. Введение в тему урока.

-Прочитайте тему урока: «Золотое правило этики»

-Откройте тетради, запишите тему урока.

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке исходя из темы?

(Что такое этика? Какое золотое правило? Откуда оно пришло? Кто его написал, создал? Как его использовать в жизни? И т.д. – ответы детей)

-Как вы ответите на 1 вопрос - Что такое этика? Вот как даёт определение этики толковый словарь Ожегова:

На доске:

ЭТИКА - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. С.И. Ожегов

Д:- На какой вопрос отвечает этика? (выберите правильный вариант ответа)

1. Как сделать жизнь людей лучше?

2. Как получить удовольствие от жизни?

3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

4. Как правильно жить, чтобы спасти душу? Религиозная этика

5. Что такое «добро» и «зло» ?

- В тетради запишите цифры правильных ответов по порядку. (1,3,4,5)

-Итак, мы с вами выяснили, что такое этика. А что является золотым правилом этики, должны разобраться в ходе урока.

-Начнём с притчи. Что такое притча? (поучительное повествование)

(Ученик читает притчу о старом человеке. - Алёна Пархачёва)

Притча.

В одном селе жил человек преклонного возраста. Глаза его притупились от старости, руки и ноги тряслись, и слышал он плохо. Когда он сидел за столом, то с трудом держал в руках ложку и проливал суп на стол. Сын и его жена смотрели на пожилого отца с пренебрежением. Они поместили его в углу за печкой и подавали ему туда жалкую пищу в деревянной миске. Пожилой отец часто плакал и с грустью в сердце посматривал в ту сторону, где вкусными яствами был накрыт стол.

Однажды сын старика и его жена увидели, что их четырехлетний сынок, сидя на полу, складывал дощечки. «Что ты делаешь?» — спросил его отец. «Миску, — ответил мальчик, — я буду кормить из этой миски тебя и маму, когда вы будете такими же старыми, как дедушка».

Муж и жена переглянулись и заплакали. С тех пор они стали сажать пожилого отца за свой стол и никогда больше не обращались с ним грубо.

Беседа по тексту притчи:

- Какие мысли появились у вас после прочтения этой притчи?

- Какой урок вынесли родители мальчика?

-Можете ли вы уже сформулировать «золотое правило»?

(если смогут)

«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(в тетрадь)

-А как вы думаете, кто сказал эти слова? (Иисус Христос)

-Давайте убедимся в этом.

  1. Работа с новым материалом.

Работа с учебником - стр. 47

Это интересно. Слова Христа из Евангелия

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

— Как вы понимаете слова Христа? Почему их назвали золотым правилом этики? (это главное правило) А почему именно золотое? Какие ассоциации у вас возникли?

Главное

Важное

Ценное

Божественное

Церковное

Общечеловеческое

- Вернёмся к тексту:

— Как вы понимаете крылатое высказывание о бревне в собственном глазу и сучке в глазу ближнего? А кто такой ближний? ( Из презентации Некрасова Алёши- прилагается)

Объясните выражения:

  1. «Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

  2. «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

  3. Лицемер – это человек, который  осуждает других, не замечая собственных ошибок, говорит неправду

  4. Быть милосердным – это значит уметь прощать других , помогать им

( презентации о милосердии - домашняя работа детей: Даша Хабарова, Сагитова Катя - прилагается)

Вспомните молитву «Отче наш» ( чтение молитвы)

«Отче Наш. Иже еси на небесех! Да святится имя Твоё, да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

-Какие слова свидетельствуют о необходимости прощать других людей?  «…И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» (Человек просит простить его и для этого прощает тех, кто был виновен перед ним)

Работа в парах. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:

  1. Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

Работа с учебником стр. 46

Чтение уч-ся текста учебника:

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

- Уберечь себя от осуждения помогает память о своих ошибках и недостатках.

(записать в тетрадь)

-Есть ли у вас примеры из жизни и литературы по этому поводу? (Дети приводят примеры из жизни и из прочитанного)

Игра « Какой твой товарищ?»

-А теперь, чтобы сбросить с себя бремя сплетни, поиграем в добрую игру. Подумай и назови такие качества своего товарища, которые тебе особенно нравятся, за которые ты можешь его похвалить (каждый ученик рассказывает о том, что хорошего он увидел в своём товарище)

-Наша повседневная жизнь тесно переплетается с искусством, С Библейскими сюжетами. Перед вами репродукция с картины В. Поленова Христос и грешница (Кто без греха?)

Работа по картине. (мультимедиа) и в учебнике

—Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница». Что вы видите на картине?». Как Христос защитил женщину?

— Прочитайте отрывок из учебника, относящийся к этой картине. Как Христос защитил женщину?

 Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

— Как вы объясните понятие «неосуждение»?

Неосуждение- проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Работа с понятием «неосуждение». 

Читает учитель: В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

(мнения детей)

— Как ещё можно объяснить «неосуждение»?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. (записать в тетрадь)

Учебник – стр. 47

Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Так как же избежать осуждения человека?

Учебник стр. 47 «Люби грешника и ненавидь грех» (записать в тетрадь)

III .  Закрепление знаний. (мультимедиа -диск по ОПК)

Продолжи предложение:

 Неосуждение это -.( Мы должны уметь видеть в любом человеке то доброе и светлое, что в нём есть и за это его любить, но должны осуждать плохие поступки)

Неосуждение это- …

Кроссворд:

  1. То, что надо обличать и ненавидеть

  2. Те, кто несут ответственность за
    совершаемое зло

  3. То, что Господь велел человеку
    вынуть из своего глаза…

  4. Различение оценки поступка
    и оценки самого человека

  5. Тот, кого надо любить всегда

  6. То, что нельзя делать,
    если не хочешь быть судимым

КРОССВОРД:



Л

О




































Ю

Д

И




































Р

Е

В

Н

О





















Е

О

С

У

Ж

Д

Е

Н

И

Е






Е

Л

О

В

Е

К





















У

Д

И

Т

Ь



















Составьте задание к слову, получившемуся по диагонали. (любовь)

IV. Подведение итогов урока.

— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?

V. Домашнее задание.

- Выбери для себя домашнее задание.

1. Как уберечься от  осуждения  других?  Сформулируйте свои правила.

2. Попробуй назвать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду  …., так как ….  .

  1. Написать сочинение – рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»

  2. ЭТИКА (КЕТ) - порассуждать

Как всегда, даются творческие задания для желающих:

Если успеем:

(ученики показывают прошлые домашние задания- «Семейные традиции» Кобец Иван, «Православная азбука» Кузьмина Катя

Закончим урок стихотворением:

(читает Потолицына Оля)

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

Список используемой литературы:

1.Кураев А.В.«Основы православной культуры». 4-5 класс .М. :Просвещение, 2011

2. Стихотворение . - http://wiki.iteach.ru/index.php

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconРазработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» По теме: «Дружба»
Модуль «Основы светской этики» при правильном подходе позволяет осваивать традиции духовно- нравственного воспитания подрастающего...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconКогда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Золотое правило этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск