Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»
«Рассмотрена»
Протокол
от 29.08.2014 №1
заседания предметного МО
физико-математического цикла
| «Согласована» 29.08.2014
| «Согласована»
Протокол
от 30.08.2014 №1
заседания МС
| «Утверждена»
Приказ
МБОУ «СОШ № 8»
от 30.08.2014 № 587-о
| Руководитель МО
| Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
| Председатель МС
|
| Шевелева Е.С.
| Юркова И.А.
| Кузнецова В.А.
|
| _______________
| _______________
| _______________
|
|
Программа дополнительного образования Шарыповой Т.В.
Предмет: математике Класс: 6а,6б,6в,6г Учебный год: 2014 - 2015
Ханты-Мансийск
2014
Актуальность программы
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно - технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 - 13 лет и задача учителя - пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике - помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Цель программы: - расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
развивать логическое мышление;
развивать у учащихся интерес к математике;
развивать у детей смекалку;
развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы:
устранение негативного отношения к математике;
повышение оценок по математике в журнале;
расширение кругозора учащихся;
повышение математической культуры;
формирование логического мышления;
применение математики в жизни.
Основное содержание программы
Первый блок - «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок - «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний,
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок - «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике. Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок - «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок - «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с
использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Тематическое планирование кружка «За страницами учебника математики»
Номер
занятия
| Тема занятия
| Источник
| Количество часов
| Дата
| Коррекция даты
|
| Подготовка к олимпиаде по математике. 5 часов.
|
|
|
|
| 1
| Решение задач по теме «Уравнения и неравенства».
| Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных»
| 1
| 5.09
|
| 2
| Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел».
| Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных»
|
1
| 12.09
|
| 3
| Логические задачи.
| Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных»
| 1
| 19.09
|
| 4
| Сложные задачи на проценты.
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 6 кл.».
| 1
| 26.09
|
| 5
| Текстовые задачи.
| Л. М. Лоповок «1000
проблемных задач по математике».
| 1
| 3.10
|
|
| Из истории математики. 8 часов.
|
|
|
|
| 6
| Старые русские меры длины, площадей.
| С. М. Никольский и др.Арифметика 5 класс
| 1
| 10.10
|
| 7
| Старые русские меры веса (массы) и объёма.
| И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».
| 1
| 17.10
|
| 8
| Денежная система русского народа.
| И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики».
| 1
| 24.10
|
| 9
| Как умножали в Древней Индии. Умножение по способу египтян и русских крестьян.
| С. М. Никольский и др.
«Арифметика, 6 кл.»
.«За страницами учебника математики».
| 1
| 31.10
|
| 10
| Гений 18 века - Леонард Эйлер.Н. И. Лобачевский - великий реформатор геометрии. Трагическая судьба Эвариста Галуа.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
| 1
| 14.11
|
| 11
| Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
| 1
| 21.11
|
| 12
| «Принцесса науки» С. В. Ковалевская.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
| 1
| 28.11
|
| 13
| В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.
| Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике».
| 1
| 5.12
|
|
| Занимательные задачи. 7 часов.
|
|
|
|
| 14
| Задачи на перекладывание спичек.
| С. М. Никольский и др.
«Арифметика, 6 кл.».Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
| 1
| 12.12
|
| 15
| Расшифровка ребусов.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
| 1
| 19.12
|
| 16
| Задачи на переливания.
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 6 кл.».
| 1
| 26.12
|
| 17
| Задачи на взвешивания.
| С. М. Никольский и др. .«Арифметика, 6 кл.».
| 1
| 16.01
|
| 18
| Задачи на смекалку.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
| 1
| 23.01
|
| 19
| Логические задачи.
| Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
| 1
| 30.01
|
| 20
| Математическая викторина.
|
| 1
| 6.02
|
|
| Старинные задачи. 6 часов
|
|
|
|
| 21
| Из «Арифметики Л. Ф. Магницкого»
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 5 кл.».
| 1
| 13.02
|
| 22
| Текстовые старинные задачи.
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 5 кл.».
| 1
| 20.02
|
| 23
| Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 6 кл.».
| 1
| 27.02
|
| 24
| Задачи С. А. Рачинского.
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 6 кл.».
| 1
| 6.03
|
| 25
| Индийские старинные задачи.
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 6 кл.».
| 1
| 13.03
|
| 26
| Греческие, китайские старинные задачи.
| С. М. Никольский и др.«Арифметика, 6 кл.».
| 1
|
|
|
| Прикладная математика. 8 часов.
|
|
|
|
| 27
| Приёмы быстрого счёта.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 20.03
|
| 28
| Расчёт семейного бюджета.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 3.04
|
| 29
| Задачи «одним росчерком».
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 10.04
|
| 30
| Вырезание из бумаги. Изготовление воздушного змея.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 17.04
|
| 31
| Математические софизмы.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 24.04
|
| 32
| Математические фокусы
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 5.05
|
| 33
| Кулинарные рецепты. Азбука Морзе.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 12.05
|
| 34
| Не отрывая карандаш от бумаги. Быстрый счёт без калькулятора.
| М. В. Ткачёва «Домашняя математика».
| 1
| 19.05
|
|
Литература
«Арифметика, 5 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2005 год.
«Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2003 год.
«Великие жизни в математике», книга для учащихся 8 - 11 классов, автор Б. А. Кордемский; Москва, «Просвещение», 1995 год.
«Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.
«Задачи по математике для внеклассных занятий» (9 - 10 классы), автор И. Х. Сивашинский; Москва, «Просвещение», 1968 год.
«Задачи по математике для любознательных», книга для учащихся 5 - 6 классов средней школы, автор Д. В. Клименченко; Москва, «Просвещение», 1992 год.
«За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 - 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.
«Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
«1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.
|