Методические рекомендации
по организации итогового повторения по математике и 2012-2013 учебном году с учетом результатов государственной итоговой аттестации обучающихся. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо начинать специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации. Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, на сколько это возможно, третью.
Некоторые задания, входящие в экзаменационную работу, отличаются по форме от стандартных упражнений, содержащихся в популярных учебниках по алгебре, а по некоторым заданиям в учебниках представлено недостаточное количество упражнений. В первой части работы такими «непривычными» заданиями являются задания, в которых предлагается:
-выразить из формулы одну величину через другие;
-выполнить действия с числами, представленными в стандартном виде (на эту тему отводится всего 2 урока алгебры в 8 классе);
-проанализировать графические зависимости, отражающие реальные процессы;
-ответить на вопросы по теории вероятностей.
Во второй части работы учителю следует обратить внимание на задания по теме «Прогрессии», а также на задания, в которых предлагается исследовать, при каких значениях k прямая пересекает в трех различных точках график функции, которая задана кусочно. Некоторые задания предполагают знание формул из курса физики, и умение выражать рассматриваемые величины в разных единицах измерения.
Планируя урок и изучение всей темы целиком, учитель должен помнить о тех целях и задачах, которые перед ним стоят. Главная цель работы любого учителя научить ученика самостоятельно решать задачу, проанализировать ее:
-за нестандартной формулировкой увидеть алгоритм или несколько алгоритмов решения;
-четко видеть - что известно и что из этого можно найти (что нужно найти в задаче и что для этого должно быть известно);
-прикинуть количество ответов, а так же в каких пределах они находятся;
-записать решение;
-проконтролировать его правильность проверкой, если это возможно;
-записать ответ, в соответствии с основным вопросом;
-если это задание с выбором ответа, то исключить те варианты, которые категорически не подходят, а далее либо решить, либо сделать логическое заключение.
Подбирая тренировочные упражнения для работы на уроке или дома, учитель всегда должен помнить об особенностях новой формы проведения экзамена по математике и следовать рекомендациям, приведенным ниже.
1. В устной работе (желательно проводить на каждом уроке), кроме заданий, соответствующих теме урока, использовать задания вычислительного характера и задания, связанные с особо трудно усваиваемыми темами:
-действия с дробями,
- процентами,
-графиками функций.
2. Включать в содержание урока не только решение основных заданий по теме, но и дополнительные вопросы, тем самым, обобщая и связывая между собой различные темы, и повторяя одновременно.
3. Подбирать задания, вызывающие трудности у учащихся, и постоянно решать на уроках эти задания:
- неполные квадратные уравнения,
- неравенства,
-упрощение степеней с разными основаниями,
- задания с арифметическим квадратным корнем.
4. Увеличить количество рассматриваемых на уроке и предлагаемых на дом заданий на чтение графиков и графических соответствий.
5. Уделять больше внимания разделу «Числовые функции и их графики», расширив подборку заданий:
- на построение графиков элементарных функций в общем виде;
- на исследование функций в зависимости от коэффициентов (в том числе и обратные задания).
- на построение графиков функций, область определения которых ограниченное множество.
6. При решении уравнений и систем уравнений использовать чаще задания графического плана.
7. Использовать различные формулировки одного и того же задания, предлагая учащимся составление новых формулировок по заданному условию, а также восстановление условия задания по первым строкам его решения.
8. При решении задач с помощью уравнений:
- принимать за переменную различные величины, данные в условии задачи,
- составит задачу по уравнению.
9. При изучении прогрессий
- обратить внимание на возможность вычислений только по определению,
- обсудить вопрос о функции, область определения которой множество натуральных чисел.
10. Подбирать задания, содержащие более одного вопроса.
11. Требовать от учащихся записи ответа в каждом задании.
12. Включать вопросы курса теории вероятностей, как в устную, так и в письменную работу на уроках математики.
13. Как можно больше использовать упражнений на выражение одной переменной через другую.
14. При решении уравнений, неравенств и систем уравнений обозначать переменные не только х и у, но и другими буквами. Решив уравнение, выполнить обязательно проверку.
15. Выполняя действия со степенями, работать с числовыми значениями, включая числа, записанные в стандартном виде.
16. В заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде.
Особое внимание на уроках необходимо уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. При повторении и изучении нового материала следует учитывать рекомендации психологов: материал хорошо запоминается, если его повторять на 3, 7 и 11 уроках после объяснения.
Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.
Может помочь учителю в работе Интернет. Следует предлагать учащимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Для учеников, у которых дома нет Интернета, можно организовать работу в школьном компьютерном классе. Работу учащихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.
В течение всего учебного года в контрольные и самостоятельные работы обучающего характера следует включать различные формы заданий: задания работы с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.
В процессе выполнения обучающих работ можно отработать процедурные моменты экзамена в новой форме: организация работы в присутствии учителя, не работающего в классе, распределение времени при решении заданий, исправление ответов на задания в бланках. Знакомство с инструкцией по выполнению экзаменационной работы по алгебре должно произойти не в день написания работы, а гораздо раньше. Необходимо неоднократно напоминать ученикам, что на экзамене следует
- выполнять задания первой части работы сначала в тестах или на черновиках, а потом обязательно перенести все ответы в бланк, при этом ответы в бланке можно исправить;
- при выполнении заданий второй части работы сначала записать решения на черновике, а затем аккуратно перенести их в бланк №2,при этом все графики на бланке надо чертить ручкой, а если недостаточно бланка №2, то организатор выдаст дополнительный бланк №2.
Школьный психолог должен побеседовать со всеми выпускниками при подготовке к экзаменам.
Необходимо добиться того, чтобы каждый ученик представлял полностью материал, предлагаемый на экзамене, и был готов психологически к такому достаточно серьезному испытанию, как экзамен. |