Уроках математики





Скачать 81.02 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации22.11.2017
Размер81.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий

(проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дитере

Человек есть свой собственный проект.

Ж.П.Сартр

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с

помощью развивающих технологий, целью которых является не только донесение знаний

до школьников, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей

каждого школьника, стимулирование его самостоятельной, продуктивной учебной

деятельности.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности. Поэтому считаю метод проектов своевременным и актуальным. 

Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая

предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся, имеющую

общую цель, согласованные способы деятельности. Непременным условием проектной

деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном

продукте деятельности, этапов проектирования и реализации.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся

по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на

творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его

интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих

способностей в деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы. Для чего нужен метод проектов?

 Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению

учеников и учителя.

 Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.

 Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать

обоснованные выводы.

 Принимать самостоятельные аргументированные решения.

 Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в

настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать

собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно

работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить,

— вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, предметные и межпредметные,

информационные и практико-ориентированные проекты.

Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно

выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого

продукта.

Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти

от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны

спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной дея-тельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010 г определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования. 

В своей работе применяю уроки- проекты (краткосрочные проекты). Это

исследовательские работы в группах: 9 класс - «И это все о ней» (по теме « Функция»)

10 класс - «Гармонические колебания», «Методы решения тригонометрических

уравнений», «Анализ заданий по тригонометрии, вошедших в ЕГЭ и рекомендации по них

решению», « Дифференциальное исчисление», « Многогранники вокруг нас», «Такая

знакомая и таинственная пирамида».

8 класс - « Практическое применение подобия треугольников», « Соотношения между

элементами прямоугольного треугольника», « Формулы корней квадратного уравнения».

Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над

подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить

свою творческую индивидуальность.

Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с

учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным

уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими

возможностями. Ведь составить и красочно оформить свой проект может ученик, у

которого трудности с математикой, но есть творческие задатки. А возникший интерес и

чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной

работы. Для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов

использую долгосрочные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной

деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение

знаний по математике. Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике

огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая

не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.

Примерами могут служить проекты по следующим темам:

« Математическое памятники Древней Руси», «Календарь и треугольники».

«Очарование русской архитектуры».

« Теория вероятности на ЭГЕ», « Особенности формирования

математических способностей учащихся 8 класса»,

« Математические парадоксы и софизмы»,

« Полуправильные многогранники».

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу

над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.

Проект – это «пять П».

1.Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена

на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов

можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных

задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта

связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

2.Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и

обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя.

Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в

постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё

видение решения задачи.

Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача.

Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к

формированию выводов, к оформлению проектной работы.

Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3.Поиск информации - осуществление деятельности. Обязательное условие каждого

проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная

информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается

базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в

каждой работе.

4. Продукт -результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания

своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию,

формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты

выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это

теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный

результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты.

Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть

опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по

изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по

изучаемой теме.

Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в

повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых

продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет

погашения банковского кредита и др.

Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты,

эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами,

осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты

самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной

проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои

ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

Критериями оценки результатов работы учеников будут:

• умение использовать различные источники информации, методы исследования,

• умение работать в сотрудничестве,

• принимать чужое мнение,

• противостоять трудностям;

• умение ставить цель,

• составлять и реализовать план,

• проводить рефлексию,

• сопоставлять цель и действие.

В заключение провожу рефлексию.

Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:

1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

2. Что в работе над проектом было наиболее интересным?

3. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

4. Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта,

научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю

отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять".

Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Опыт применения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по

математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается

формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и

навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения

и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки,

связанные с культурой устной и письменной речи.

А закончить свои размышления хочу словами Н. Рыленкова «Дорога та, что сам искал,

вовек не позабудется».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск